Статья по теме «Обучение детей музыкальной грамоте»
статья по музыке по теме

Федотова Наталия Валериановна

Музыкальные занятия объединяют такие виды музыкальной деятельности, как пение, слушание музыки, развитие музыкального слуха, музыкально-ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах. Для того чтобы дети успешно овладели объёмом навыков и умений по всем  перечисленным видам музыкальной деятельности, необходимо обучать их музыкальной грамоте, основной задачей которой является развитие музыкально-сенсорных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_obuchenie_detey_muzykalnoy_gramote.docx28.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

Музыкальный руководитель Н.В. Федотова

Статья  по теме «Обучение  детей музыкальной грамоте»

Музыкальные занятия объединяют такие виды музыкальной деятельности, как пение, слушание музыки, развитие музыкального слуха, музыкально-ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах. Для того чтобы дети успешно овладели объёмом навыков и умений по всем  перечисленным видам музыкальной деятельности, необходимо обучать их музыкальной грамоте, основной задачей которой является развитие музыкально-сенсорных способностей. Считается, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Б.М.Теплов выделил три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство (музыкальный слух), музыкально-слуховые представления (музыкальная память) и музыкально-ритмическое чувство. Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В дошкольном возрасте ладовое чувство – это эмоциональное проявление любви к музыке. Чувство ритма - это способность точно воспроизводить его. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, музыкальные способности – это  синтез эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении. Постепенное приобщение ребёнка к музыкальной речи, обогащает целостное восприятие им музыки. Оно становится полноценнее и осознаннее. Учитывая это, я последовательно знакомлю детей с наиболее доступными средствами выразительности: звуковысотными соотношениями, характерными мелодическими интонациями, ритмическими рисунками, темповыми изменениями, динамическими оттенками, тембровыми красками. Мой принцип, положенный в основу обучения детей музыкальной грамоте: «Сначала звук, потом нота».  Я объясняю детям, что начало начал музыки – звук, а основа музыки – мелодия. Музыка – это движение звуков, имеющих высоту, тембр, динамику, длительность и организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном).  В своей практике я всегда стараюсь использовать прогрессивные методики и технологии и провожу занятия, как правило, в игровой форме. Для развития слуха детей я использую исследовательские игры по теме «Звучащий мир вокруг нас», рекомендованных в методическом пособии «Музыкальный калейдоскоп» И.А.Кутузовой, А.А.Кудрявцевой. Экспериментируя с водой, камешками, пластмассой, металлами, бумагой, деревом, кожей, различными предметами быта (столы, стулья, ложки, чаши и т.д.), дети исследуют свойства  звучания этих предметов, изобретают ритмические рисунки, используют разнообразные динамические оттенки.  Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Для  закрепления понятия «звук долгий» и «звук короткий» предлагаю детям спеть короткие звуки «ти-ти-ти» и длинные «та-та», а затем выложить ритм из больших и маленьких камешков, кружочков, ракушек  на полу, столе, фланелеграфе. Можно нарисовать фломастерами на бумаге большие и маленькие фигурки, которые соответствуют заданному ритму. Большим фигуркам или предметам соответствуют долгие звуки, маленьким – короткие.  С помощью тянущейся нити, можно иллюстрировать продолжительность звучания детских духовых музыкальных инструментов.  Рассматривая, например, игрушечную лошадку и черепаху, я обращаю внимание детей на то, что под быструю музыку может скакать лошадка, а под медленную – ползти черепаха. Затем предлагаю детям  имитировать движения лошадки и черепахи в соответствии с темпом музыки. Интеграция движения и речи, дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей – сильные стороны методического пособия «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой, И.Новосельцевой, использование которого даёт мне возможность  развивать чувство ритма у детей в игровой форме.  Методическое пособие «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О.С.Боромыковой также способствует развитию ритмичности. В сборнике приведены маленькие песенки на все виды звуков, упражнения и игры, которые нравятся детям. Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком-Далькрозом для развития у детей с дошкольного возраста музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности и пластической выразительности движений. Э.Жак Далькроз считал, что эти умения надо развивать как можно раньше и в доступной для дошкольников форме. На первое место он ставил игру, как естественную деятельность для ребёнка. Самодельные шумовые инструменты вызывают у детей восторг. С целью развития чувства ритма у детей, я использую различные «самоделки», описание изготовления которых приводится в пособии Т.Э.Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом!» для элементарного музицирования, а также дети совместно с родителями изготавливают музыкальные инструменты из бросового материала по методике Карла Орфа. Ритмодекломация с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах оказывает большую помощь  в развитии чувства ритма у детей. Уже с младшей группы я учу детей пению с голоса, без фортепианного сопровождения. Малыши, конечно, поют неслаженно, не все могут чисто интонировать мелодию, но к старшему дошкольному возрасту многие могут подстроиться к пению в унисон без поддержки инструмента. Например, песенки из сборника «Песенки-бусинки» Т.Е.Тютюнниковой предназначены для пения с детьми без аккомпанемента - с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов – ксилофонов, металлофонов и шумовых «самоделок».  В работе мне очень помогает методика, созданная доктором педагогических наук Н.А.Ветлугиной, изложенная в пособии «Музыкальный букварь».  В ней используются возможности задействовать  максимальное количество анализаторов человеческого организма: зрительный анализатор – картинка, слуховой анализатор -  звучание попевки, двигательный жест (вижу – слышу – действую – пою). После разучивания попевки, дети пробуют спеть её, водя указкой по графическому рисунку, чтобы закрепить представление о направлении движения мелодии. Например, в песне «Бубенчики» Е.Тиличеевой, рисунок мелодии строится  из колокольчиков, которые я располагаю на разной высоте в соответствии с расположением звуков мелодии. Так у детей вырабатывается зрительно-слуховая взаимосвязь: если звук высокий, то и предмет изображён выше и наоборот. На своём опыте я убедилась, что не все дети могут правильно повторить простую мелодию и отличить правильное воспроизведение мелодии от неправильного. В решении этой проблемы может помочь эффективная методика для детей «хоровое сольфеджио» Г.А.Струве, а также методическое пособие «Музыкальные ступеньки» Л.Струве. На моих занятиях, помимо использования макета музыкальной лесенки для развития мелодического и звуковысотного слуха, дети строят «лесенку» из ручных знаков, понимая, что каждая ступень имеет свою высоту звучания. Такие игры, как «»Прятки», «Догонялки», «Живые ступеньки», «Дирижёр», которые я предлагаю детям на первом этапе знакомства с музыкой, дети с удовольствием  используют в своей игровой деятельности. Автором системы ручных знаков является известный венгерский композитор Золтан Кодаи.  В переводе Хейно Кальюсте, ступени называются:  «ё, ле, ви, на, зо, ра, ти, ё».  В переводе  Г.А.Струве: «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь».  Обязательное условие на занятиях - движение  руки одновременно с пением. Рука повторяет отрывистое или плавное движение мелодии вверх или вниз.  Такой приём позволяет достичь чистого интонирования. На музыкальных занятиях я уделяю большое внимание пальчиковым играм, которые чаще всего провожу под музыку, как попевки. Стараюсь преподносить материал в стихотворной форме с использованием загадок. Такой материал дети лучше запоминают, так как он вызывает эмоциональный интерес. Например, рассказывая о звуке, я использую загадку: «Не видно, а ударь клавишу – слышно». В старших возрастных группах для развития ладового чувства, учу  детей петь интервалы и самостоятельно находить тонику. Для лучшего усвоения детьми таких понятий, как  мажорный и минорный лад, рассказываю детям сказку про двух братьев, которые крепко дружат, но и поспорить любят. Рассказ  сопровождаю показом мультимедийной картинки, на которой изображены два сказочных человечка – весёлый и грустный, и исполнением музыкального  произведения, в котором  встречаются мажорный и минорный лад, например, пьесой «Клоуны» Д.Кабалевского. В подготовительной группе знакомлю детей  с нотной грамотой, начиная  с пяти линеек  - пяти пальцев на руках. Ноты ввожу постепенно. Можно использовать книгу В.Д.Сергеева «Где живут ноты». Чтобы детям было интересно, знакомство с нотной грамотой провожу в стихотворной форме.  Использую такие игры, как, например  «Найди ноту», «Живые ноты»  из сборника «Музыкальные ступеньки» Л.Струве и других сборников.

Для закрепления полученных детьми знаний, я составляю маленькие     музыкальные кроссворды, в которые включаю такие понятия, как «звук», «мелодия», «мажор», «минор» и др.  В игровой форме провожу музыкальные конкурсы, распределив детей, например, на 2 команды: «Мелодия» и «Ритм». Конкурсная программа может состоять из разнообразных заданий и музыкально-дидактических игр: узнай песню по рисунку, сложи мелодию, определи, в каком ладу написано музыкальное произведение и др. Дети любят играть  в музыкально-дидактические игры. С детьми младшего дошкольного возраста играю, например, в такие игры, как «Чей домик?», «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой на развитие звуковысотного слуха; «Тихо-громко» Е.Тиличеевой, «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова, «Барабанщики» Д.Кабалевского на развитие динамического слуха; «Угадай, на чём играю?» Е.Тиличеевой, «Кошка Мурка и музыкальные инструменты», «Узнай по голосу» Е.Тиличеевой на развитие тембрового слуха;  «Трубы и барабан» Е.Тиличеевой, «Маленькие музыканты», «Наш оркестр» на развитие чувства ритма. В старшем дошкольном возрасте такие игры, как, например  «Учёный кузнечик», «Бубенчики» Е.Тиличеевой на развитие звуковысотного слуха;  «Лесенка» Е.Тиличеевой на развитие ладового чувства; «Сколько нас поёт?» на развитие гармонического слуха; «Звенящие колокольчики», «Громкая и тихая музыка» на развитие динамического слуха;  «Музыкальный домик» на развитие тембрового слуха»; «Научи матрёшек танцевать» на развитие чувства ритма.

Игра способствует активизации слухового внимания, улучшению качества пения. Музыкальный материал, преподнесённый в сказочной, игровой форме, лучше усваивается детьми. На своём опыте я не раз убеждалась, что те дети, которые изначально  не проявляли  своей заинтересованности, инициативы во время музыкальных занятий, благодаря личностному подходу,  начинали включаться в образовательный процесс, с удовольствием принимали участие в различных заданиях, экспериментах, с увлечением работали над поставленными задачами,  отвечали на вопросы.  Если задача, поставленная педагогом перед ребёнком понятна и посильна для него, то её выполнение всегда вызывает радостное переживание. У детей часто возникают интересные мысли, к любому заданию они подходят очень творчески. Главное не заставлять, а вовремя поддержать неуверенного в себе ребёнка, похвалить, приветствовать проявленную инициативу. Развивая музыкальные и творческие способности у детей, я всегда стараюсь учитывать их индивидуальные возможности. Индивидуальный подход позволяет выявить особо одарённых детей, которые в свою очередь являются образцом для остальных.

Развитие музыкальных способностей у детей - это длительный процесс. Главная моя задача состоит в том, чтобы дети, прежде всего, не потеряли интерес к занятиям. Для этого, помимо перечисленных методов и приёмов, я использую в работе с детьми  эффективные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные, опытно-исследовательские и др. Так, например, метод проектирования формирует познавательный интерес, исследовательские, коммуникативные навыки, дети учатся синтезировать полученные знания на музыкальных занятиях. Валеологические песенки-распевки, игры способствуют формированию мотивации здорового образа жизни, поднимают настроение, подготавливают голосовые связки к пению. Дыхательная гимнастика, предшествующая пению,  оказывает психотерапевтическое воздействие на организм.  Естественное, негромкое пение положительно влияет на здоровье и развитие ребёнка. Не только развивает музыкально – сенсорные способности, но и укрепляет лёгкие, развивает память, речь, мышление, внимание, эстетическое и нравственное представление. Музыкотерапия (слушание звуков природы), цветотерапия (передача музыкальных образов в цветовой гамме), сказкотерапия способствуют снятию психоэмоционального напряжения. В развитии музыкальных способностей помогает ИКТ.  Применение мультимедиа – средств (предъявление музыкально-дидактического материала,  информации на экране в игровой форме) повышает интерес воспитанников к музыкальной деятельности, задействует различные анализаторы человеческого организма. Информация лучше усваивается.

Благодаря развитию музыкального слуха и голоса, осознанию и пониманию того, как устроена музыка, у детей появляется устойчивый интерес к ней, повышается способность восприятия музыки. Дети быстрее и осознаннее схватывают характерные средства музыкальной выразительности,  получают навык чистого интонирования, развивается музыкальная память, активизируется внимание, появляется интерес к песенному творчеству. В большинстве своём дети сочиняют песенки, подбирают знакомые мелодии на детских музыкальных инструментах, лучше и с удовольствием выполняют музыкально-ритмические движения. Восприятие музыки становится более ярким, эмоциональным. Всё это способствует интенсивному общему развитию ребёнка. Полученные навыки и умения дети используют в своей самостоятельной деятельности.

В процессе работы я пришла к выводу, что дети активно воспринимают и запоминают в первую очередь то, что действует на их чувства, поэтому я считаю, что занятия должны быть динамичны, насыщены учебно-наглядным  и музыкально-дидактическим материалом.

Обязательно должна быть заинтересованность детей в занятии. Музыкальный материал надо преподносить эмоционально, зажигательно, творчески и, конечно, должен быть дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Литература:

  1. Ветлугина «Музыкальный букварь» М.: Музыка 1973, 1997г.
  2. Ветлугина Н. А. «Музыкальные занятия в детском саду» М.: Просвещение 1984 г.
  3. Ветлугина Н.А.  «Методика музыкального воспитания в детском саду»', М.: 'Просвещение', 1989г
  4. И.А.Кутузова, А.А.Кудрявцева «Музыкальный калейдоскоп» М.: ИИП, 2002г.
  5. И.Каплунова, И.Новосельцева «Этот удивительный ритм», изд. Композитор, 2005 Серия: Ладушки
  6. О.С.Боромыкова, методическое пособие «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением», СПб.: Речь, 1999г.
  7. Э. Жак-Далькроз «Ритм», Изд.: Классика-XXI, 2001. — 248 с.
  8. Татьяна Овчинникова, Анна Симкина «Посвящение Карлу Орфу», изд.КАРО, 2011г.
  9. Емельянов В.В. «Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет», Изд. Карапуз, 2003г.
  10.  Струве Л. «Музыкальные ступеньки», М., Музыка, 2001г.
  11.  Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио», М., Сов.композитор, 1979г.
  12.  Вопросы методики воспитания слуха: сб. статей под ред. А.Л.Островского 1967г.
  13.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебное пособие / Ангелина Зимина. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
  14.  Картавцева М.В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М.1989
  15.  Кочеткова И.Н. «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой» – М.: «Советский спорт» 1989
  16.  Кленов А.С. «Там, где музыка живет».– М.: Педагогика – Пресс 1994г.
  17.  Леонтьева Е.А. «Музыкальная Азбука». – Саратов 1999г.
  18.  Теплов Б.М. «Психология» М. 19537г.
  19.  Царева Н.А. «Уроки Госпожи мелодии» 1 класс ДМШ – М.: РОСМЭН- Пресс 2001г.
  20.  Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно – методическое пособие 2 изд. М.: Флинта: Наука 1999г.
  21.  Тютюнникова Т. Программа. «Элементарное музицирование с дошкольниками» (Дошкольное воспитание,1988г.)
  22.  Тютюнникова Т. «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
  23.  Тютюнникова Т.Т. «Элементарное музицирование», (Авторская программа), М., 2005г.
  24.  Тютюнникова Т. «Бим, Бам, бом», Издательство: СПб: ЛОИРО, 2003г.
  25.  Тютюнникова Т. «Уроки музыки Система обучения Карла Орфа»,   Родничок , 2001 год.
  26.   Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: Сфера, 2004г.
  27.  Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет», г.М., изд. ТЦ "Сфера", 2008г.
  28.  Бейлино А. «Музыкально - ритмические пальчиковые игры», Дошкольное воспитание, 1993 г., № 9, стр. 114.
  29.  Михайлова М. А. «Развитие музыкальных возможностей деток» Ярославль "Академия развития", 1997 г.
  30.  Радынова О. «Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания», Дошкольное воспитание, 1994 г., № 2, стр. 24 - 30.
  31.  Радынова О.П. « Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.
  32.  Фурмина Л. «Музыка в жизни младенца», Дошкольное воспитание, 1990 г., № 12, стр. 57  
  33.  Школяр Л. «Ребенок в музыке и музыка в ребенке», Дошкольное воспитание, 1992 г., стр. 39.
  34.  Л.Михеева «Музыка-детям», «Вопросы музыкально-эстетического воспитания» Л.: Музыка, вып.3-1981г., вып.4-1976г..
  35.  Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник», Линка-пресс Москва 2006г.
  36.  Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М.: Сфера, 2008г. 
  37.  «Пальчиковые игры» Железнова Е.С. «Пальчиковые игры»,  Изд.: Карапуз Серия: Для самых-самых маленьких, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников музыкальной грамоте.

Методическая разработка. Обучение музыкальной грамоте детей младшей, средней , старшей групп....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Знакомство с музыкальной грамотой"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Знакомство с музыкальной грамотой"...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Основы музыкальной грамоты.

В доступной, игровой форме обучить детей игре на детских музыкальных инструментах....

Музыкальные развивающие мультфильмы "Веселые нотки"- обучение музыкальной грамоте в доступной форме, для детей дошкольного возраста (20 серий).

Как интересно и увлекательно рассказать малышу о музыкальных инструментах?Как научить слушать музыку и понимать медленная она или быстрая, тихая или громкая, звучат высокие или низкие нотки? Можно вме...