Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Основы музыкальной грамоты.
учебно-методический материал по теме

Киселева Татьяна Николаевна

В доступной, игровой форме обучить детей игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_igre_na_detskih_muzykalnyh_instrumentah.docx518.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 « Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

                            « Основы музыкальной грамоты»

Задачи; 1. В доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте.

               2. Развивать чувство ритма.

               3. Познакомить с элементами нотной грамоты

               4.Обучение игре на детских музыкальных инструментах

  Для того, чтобы заинтересовать и научить детей играть на детских музыкальных инструментах необходимо постепенно усложнять задачи и упражнения. За основу я предлагаю взять систему упражнений предложенную в « Музыкальном букваре»  Н Ветлугиной. Здесь подобран материал с учетом постепенного переходаа от простого задания к сложному, а яркие красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, что подводит детей к тому, что они в дальнейшем осознанно исполняют мелодии на инструментах.

Уже двухлетним детям на музыкальном занятии играю детям на бубне, погремушке, колокольчиках. Пою….» Греми, греми, погремушечка, ты греми веселей погремушечка». Одновременно с пением встряхиваю погремушкой. Затем раздаю погремушки детям и они под пение взрослого действуют ими. Провожу игру с колокольчиком « Динь, дон….динь, дон – вот какой веселый звон» Напеваю песенку и звеню колокольчиком, затем прячу его под платок и предлагаю найти колокольчик. Ребенок нашедший колокольчик играет на нем под мое пение .На других занятиях прячу большой и маленький колокольчик и даю детям возможность послушать низкое и высокое звучание колокольчиков. Детей 2-3 лет знакомлю со звучанием металлофона. Приговариваю «Кап», «Кап»….и одновременно ударяю молоточком по пластинкам металлофона. Многие дети тоже хотят сыграть как я. Подзываю к себе одного из малышей, вкладываю ему в руку молоточек и вместе с ним играю.

В  младшей группе продолжаю знакомить детей с музыкальными инструментами. Много внимания в этой группе уделяю развитию у детей чувства ритма. Придумываю различные ритмы, обыгрывая игрушки: идет медведь, скачет зайка, идет лошадка усталая или веселая, дождик идет сильный или мелкий, кукла ходит или бегает, часы идут большие или маленькие. Говорю и одновременно хлопаю: « Та – та- та- та, вставать пора!» Затем дети говорят и хлопают вместе со мной четвертными длительностями……. « Затем произношу и хлопаю восьмыми длительностями нот « Тики –таки. Тики – таки, с добрым утром детвора». На другом занятии дети получают письмо от ежика, который приглашает их в гости;

Муз. .рук. « Пойдем по дорожке прямой, вы дети идите за мной» ( дети идут за взрослым)

Муз.рук. « Слышите, дятел стучит о сучок? « Тук. Тук, тук. Тук» …..и мы повторим этот звук. ( дети хлопают и говорят)

Муз.рук. Сейчас по тропинке свернули направо, увидели зайца, он прыгнул в канаву. А ножки стучали « Туки, туки, туки…тук ( муз.рук. Играет кубиками) и мы дети повторим этот звук ( дети хлопают в ладоши)

 Ежик встречает детей, играет с ними. Детки, но пора уже в дет.сад возвращаться. Дети идут, топают ножками и приговаривают…» топай…топай веселей…..»

Муз.рук. Вот и вышли мы из леса…Кругом тишина, только стучат два веселых бобра « Тук…тук. Да тук тук. Тук тук. Да тук..тук….( дети повторяют ритм) После таких занятий перехожу к ритмизации слов, предложить детям угадать кого я позвала   Ок-са-ну, или Сла – ву. Определив по ритмическому рисунку свое имя ребенок подходит к инструменту и играет. На другом занятии  дети могут позвать куклу Ка –тя.  Ма – шенька. Если дети правильно поют и играют, то из-за ширмы воспитатель показывает куклу, которой дети поют песни, танцуют для нее или играют с ней. В дальнейшем задания усложняю. Предлагаю детям позвать друг друга ласково или сердито, Также использую игру на различных  инструментах. Так Сережа выбрал металлофон и сыграл Сла – вик, Дима сыграл на погремушке Са-шень –ка, Игорь решил позвать свою маму и сыграл на бубне « ма-моч-ка». На другом занятии предложила детям послушать сказку: « Случай в лесу». В ней рассказывается о девочке Оле, которая пошла в лес с подружками и заблудилась. Она ласково стала звать своих подружек « А –у….а –у….. ( дети по очереди играют на металлофоне) Вдруг они услышали как кто-то грубым. Сердитым голосом прокричал; « А-у! Я иду и тебя заберу…..( Играю на барабане со словами) Испугалась Оленькаи спряталась. Видит, как из леса  вышел медведь. Идет, сучья ломает, но не заметил он девочку и прошел мимо. Тогда Оля снова стала звать своих подружек; « А –у!...( играют на металлофоне) постепенно могут появляться другие персонажи; Волк, Лиса. Заяц, шаги которых изображаем на различных инструментах; бубне. Погремушке, трещотках, треугольнике и т.д. В конце сказки Оля встречает своих подружек. Когда дети усвоят ритм слов и научатся их воспроизводить на различных инструментах предлагаю перейти к четверостишиям и потешкам:

  1. « Научились мы считать. Раз, .два. три, четыре. Пять»
  2. «Дом. Дом, дом. Кто здесь? Кто в нем?»
  3. « Под диваном верь не верь, замяукал страшный зверь»
  4. « Еду.еду я домой на машине грузовой»

Дети вначале говорят и хлопают, а затем уже играют на инструменте. Учу детей правильно держать молоточек. Необходимо обратить внимание на то, чтобы дети не зажимали сильно молоточек пальчиками, так как звук от этого становится глухим. Слежу за тем. Чтобы большой пальчик находился сверху палочки. Предварительно предлагаю детям поиграть молоточком в воздухе, по ладошке работая над мягким движением кисти рук. Дети младшей группы уже знают, что звуки бывают  высокие и низкие. Упражнения из  « Музыкального букваря» Ветлугиной « Скворцы и вороны», « Птица и птенчики». Предлагаю использовать игрушки или картинки с изображением большой и маленькой матрешки, или большой и маленькой собачки и т.д. Обращаю внимание детей и на пластинки металлофона, их величину. Широкая пластинка на металлофоне соответствует  низкому звуку, а узкая пластинка – высокому звуку. Предложить детям поиграть» Сыграй как поет большая утка….другой ребенок играет как поет воробушек и т.д. Эту же работу продолжаю и в средней группе. Задания немного усложняю. Делю детей на подгруппы. Одни хлопают и говорят слова, а другие играют на металллофоне;

«Вот под елочкой зеленой ( хлопают) скачут весело вороны….Кар, кар. Кар…..( играют на металлофоне)

Предлагаю попевки и на продолжение ритма:

Муз.рук. или дети проговаривают и хлопают « Наши уточки с утра…..( дети играют) « кря.    Кря.   Кря

2.»Наши гуси у пруда……( га-га-га…..)

3. Наши курочки в окно…..( ко –ко – ко _)

После таких упражнений дети умеют играть слаженно, дружно. На одном звуке играем песенки:

  1. « Андрей-воробей»
  2. « Небо синее»
  3. « Мы идем с шарами»
  4. «Часы»
  5. « Два кота»

В старшей группе  предлагаю начинать знакомить детей с нотами. На первом занятии показываю  детям на фланелеграфекакие бывают ноты. Далее от занятия к занятию объясняю детям, что ноты живут на нотоносце ( нотном стане), который состоит из пяти линеек. Их следует  считать снизу вверх как этажи дома. Для лучшего усвоения детьми сложного материала показываю пятиэтажный дом на картинке. А рядом для сравнения нотный стан. Двум-трем детям предлагаю просчитать линейки  нотного стана. Этот прием я использую для того, чтобы малыши хорошо усвоили отсчет линеек на нотном стане. После знакомства с нотным станом объясняю детям, что ноты живут на линейках и между ними, называю эти ноты « до, ре. Ми. Фа. Соль, ля, си» Всего нот семь – это дети считают сами. Пою детям песню о звукоряде;

« До – красивый светлый дом

« Ре – ребята в нем живут

« Ми – минутам счет ведут

« Фа – фальшиво не поют

« Соль – пусть в доме будет соль

« Ля – поется как « траля»

« Си – конечно вводный тон

И опять вернемся в дом……

Звукоряд поют все дети вверх, а затем вниз. На следующем занятии даю понятие о скрипичном ключе. Показываю. Объясняю, что писать  скрипичный ключ  мы начинаем со второй линейки. На второй линейке живет нота «соль». Поэтому скрипичный ключ еще называют « ключ соль». Таким образом  дети знакомятся с первой нотой т.е. нотой «соль». Показываю на фланелеграфе  ноту «соль», поем ее, а затем играем на металлофоне знакомые песенки на одном звуке.На следующем занятии закрепляем старый материал…..

Муз.рук. Какую ноту вы знаете? ( ответ) На какой линейке она пишется? Споем ее. Затем без слов на ноте «соль» пою мелодию « Андрей-воробей» Дети узнают песню и поют вместе.

Муз.рук. Вы  знаете ноту «соль», а еще есть и другая нота Она называется «ля» и пишется повыше. Чем нота «соль» - между второй и третьей линейками. Чем выше звук, тем он выше пишется на линейках. Послушайте как поется нота «соль» и как поется нота «ля». Затем поем песенку о «Дождике» ( рус.нар.) Дети рукой показывают короткие и долгие звуки. На фланелеграфевыкладываю ритмический рисунок песни «Дождик». Дети по ритму определяют песню, а затем поют ее с названием нот. Говорю детям, что на третьей линейке живет нота  «ми». Предлагаю спеть ее. Показываю карточку на которой записаны ноты рус. Нар. Песни « Ходит зайка» Дети хлопают ритм. А затем поют по нотам, рукой показывая длительности нот. На следующем занятии повторяем ноты.которые выучили на прошлых занятиях. Учим новую песенку, которая исполняется на трех выученных нотах. Эта песня « Считалочка» Поем ее по нотам и со словами. Далее предлагаю детям вспомнить песенку о « Звукоряде.»  Объясняю детям, что звукоряд можно спеть и вниз. На металлофоне играем знакомые песни: « Дождик», « Ходит Зайка», « Звукоряд» .Предлагаю детям отгадать загадку. Пою песню нотами. Дети угадывают. Поем песню « Считалочка» пересчитывая друг друга. На кого приходится слово « водить», тот выходит и поет знакомую песню по нотам…..следующий может сыграть на металлофоне…..

На следующем занятии дети узнают новую ноту. Это нота «фа». Она пишется между первой и второй линейками. Поем и играем знакомые песни от ноты «фа».  Также узнаем следующие ноты. Объясняю детям. Что ноты пишутся не только на линейках и между линейками. Но и на дополнительных линейках…. « Где живешь ты нота « до»? Здесь на маленькой скамейке. На добавочной линейке»

Исполняем знакомые песни на металлофоне. Постоянно слежу за правильностью приемов игры на металлофоне: все звуки должны извлекаться короткими ударами молоточка по пластинке металлофона ( как-будто иголочкой укололи), а после исполнения четвертных нот, после удара молоточек не остается на пластинке. А рука мягко и плавно поднимается вверх. В результате знаний элементов нотной грамоты в подготовительной группе все дети умеют играть на металлофоне простые мелодии. А с более одаренными детьми мы играем более сложный репертуар. При инструментовке произведений слежу за сочетанием инструментов. Для исполнения русских народных произведений по возможности используем рус.нар. инструменты ( ложки. трещотки. бубны).  Витя Дудко занимался в музыкальной щколе по классу домры. Поэтому в репертуар включила русскую народную мелодию « Тонкая рябина», где на домре солировал Витя Дудко. В подготовительной группе в наличии нашего оркестра следующие произведения:

1» Во саду ли.в огороде»

2» Я на горку шла»

3»Тонкая рябина»

4» Корабейники»

5»Калинка»

6»Светит месяц»

7» Сурок» Бетховен

8.»Вальс петушков»

Большое внимание следует уделять фортепьянному сопровождению. При инструментовке произведений необходимо следить за сочетанием инструментов. При исполнении рус.нар.произведений фортепьянное сопровождение подбираю с вариациями, в сопровождение попимо металлофонов включаю ложки. трещотки. бубны. Если исполняем классические произведения, то в сопровождении использую: треугольники.колокольчики. кастаньеты.

В заключении хочу отметить. Что коллективное инструментальное музицирование может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:

1» Систематичность занятий инструментальным музицированием в течении года и на каждом музыкальном занятии»

2»Постепенное и обязательное изучение музыкальной грамоты»

3» Последовательное изучение попевок»

4» Наличие инструментов»

Методическая литература; Н.Г.Кононова»Музыкально – дидактические игры для дошкольников»

Н.Ветлугина «Музыкальный букварь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Музыкальные инструменты и игрушки)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).

Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...

Методические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ

В материале представлены необходимые методические основы для системного подхода к обучению игре на музыкальных инструментах в ДОУ...