Главные вкладки

    Мастер-класс "Путешествие волшебного квадрата"
    методическая разработка по математике (подготовительная группа)

    Новикова Елена Анатольевна

    Методическая разработка по проведению мастер-класс для педагогов "Путешествие волшебного квадрата"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл мастер-класс25.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход мастер-класса

    1. Вступительное слово.

    1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Путешествие волшебного квадрата». Мы работаем на группе с детьми с ТНР и хотели бы поделиться своим практическим опытом по использованию развивающих игр логико-математического содержания. Сегодня как никогда актуальна тема развития логического мышления детей дошкольного возраста.

    1. Практическая часть (ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими играми Воскобовича).

    2 слайд Первая игра (находится у вас на столах) – это «Квадрат» Воскобовича. Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами». Это игра-головоломка, которая в первую очередь направлена на развитие абстрактного мышления, формирует навыки моделирования, способствует формированию пространственных представлений.

    «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры. Он представлен в двух вариантах – двухцветный (возрастная категория 2-5 лет) и четырехцветный (с 3 до 10 лет).

    3 слайд Мы предлагаем Вам вернуться в мир детства и отправиться в путешествие в сказочный Фиолетовый Лес. Данная методика предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности с детьми именно в форме путешествия. В качестве сюрпризного момента, педагог вместе с детьми находят письмо и вместе его читают:

    4 слайд «Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут малыш Гео, я приятель ворона Ветра. Приезжайте ко мне в Фиолетовый Лес! Я буду очень рад вас видеть! Но будьте очень внимательны, по дороге вас ждут трудные задания, чтобы вы не заблудились в пути, я посылаю Вам карту. Жду вас в Фиолетовом Лесу!»

    5 слайд Карту можно сделать своими руками, изобразив препятствия схематически на альбомном листе.

    Итак, Вы готовы путешествовать? – Да!

    Мы возьмем с собой в дорогу наш волшебный квадрат, он умеет превращаться в разные нужные вещи и обязательно пригодиться нам в пути.

    Обратите внимание на карту. Что же нас ждет впереди?  Самое первое препятствие под цифрой 1 – это горы. Как мы можем преодолеть это препятствие? Правильно, нам нужно перелететь через горы. На чём? – Дети предлагают различные варианты ответа. Обогащается словарный запас на тему «Воздушный транспорт», в итоге подводим детей к выбору самолета в качестве средства передвижения. Мы перелетаем через горы на самолете.

     6 слайд Самолет мы вместе с вами сконструируем из нашего квадрата. Готовы? Теперь мы с вами на этих самолетах перелетим через горы. Заводим мотор (Р-р-р) и летим (У-у-у), ищем удобное место для посадки и приземляемся.

    Мы приземлились на чудесной красивой полянке. Полянка необычная – на ней живут разные геометрические фигуры, и они очень любят играть. Хотите с ними поиграть? Это развивающее пособие «Блоки Дьенеша». Это пособие состоит из геометрических фигур разной формы, разного цвета и размера. Основная цель данного материала – это группировка фигур по свойствам – по форме, цвету, размеру, основной принцип работы с материалом – от простого к сложному. Перед нами два обруча – красный и желтый, нужно переложить в красный обруч все синие фигуры, в желтый обруч – все квадраты, и определить, что останется в середине, где обручи соприкасаются (в середине остаются синие квадраты). Это задание достаточно простое, для детей старшего возраста задание можно усложнить, добавив третий обруч синего цвета и раскладку фигур сделать уже не только по форме и по цвету, но еще и по размеру.

    7 слайд Посмотрим дальше на карту, у нас впереди море. Как мы можем преодолеть это препятствие? Правильно, нам нужно переплыть море. На чем? Дети предлагают различные варианты ответа, обогащается словарный запас на тему «Водный транспорт», в итоге подводим детей к выбору лодки в качестве средства передвижения.

    8 слайд Здесь нам поможет наш волшебный квадрат, мы сконструируем из него лодочку (работаем по схеме).

    Отправляемся в путь! Я поплыву вот на таком большой корабле, а вы за мной на своих лодочках. Имитируем движения лодочек, поплыли. Но вдруг подул сильный ветер, давайте его изобразим (дуем на лодочки), и лодочки наши поплыли еще быстрее. Возьмем лодочку в другую руку, сейчас ветер стих, дуем тихо-тихо и лодочки плывут медленно и приплыли к берегу.

    Но какая беда случилась с моим кораблем, все флажки с мачт моего корабля раздул ветер и нам нужно их собрать обратно. Поможете мне? У вас на столах плоскостные кораблики (развивающая игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг»).

    Посмотрите и скажите мне, флажков, какого цвета больше всего? (фиолетового) Сколько их всего? (7) Флажков какого цвета меньше всего? (красного) Сколько их всего? (один) Давайте вернем все флажки на место (прикрепляем флажки по цвету на плоскостных корабликах).

    9 слайд Здесь также можно выполнить и другие задания, например, определить, какая мачта самая высокая, какая самая низкая; отрабатывать количественный счёт, порядковый счёт, состав числа, соотношение больше-меньше 

    Логико-математические задания

    Ветер срывает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?

    Потом срывает со второй мачты флажок не красного цвета? Какого?

    Так же, только надевать флажки под диктовку.

    Прикрепить зеленый флажок на 4 мачту сверху и т.д.

    Отсчитать 9 флажков и повесить их так, чтобы на каждой мачте было по три флажка. Сколько мачт будет с флажками?

    Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт (или 4 и  Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5?

    Мы с вами приплыли к берегу, путь наш был долгим, конечно мы устали, но посмотрите вокруг, здесь даже негде присесть и отдохнуть. Как хорошо, что мы взяли с собой наш волшебный квадрат, из которого мы сконструируем домик и сможем в нем отдохнуть 10 слайд 

    Давайте немного отдохнем! Закрываем глаза и отдыхаем!  Здесь можно включить спокойную расслабляющую музыку. 

    11 слайд Мы открываем глаза и оказываемся в Фиолетовом лесу, где нас ждет малыш Гео. Давайте поздороваемся с ним! Малыш Гео очень любит конфеты. Сейчас мы с помощью нашего волшебного квадрата сконструируем для него конфеты и подарим ему (показываем).

    В благодарность малыш Гео приготовил для вас игру. У вас на столах «Блоки Дьенеша». Первое задание: выстроить цепочку из фигур одного цвета. Задание посложнее: перестройте эту цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы. Еще усложняем задание: перестройте цепочку так, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме.

    Ну что ж, уважаемые коллеги, наше путешествие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями.

    Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование игр логико-математической направленности, особенно с детьми с ТНР, несомненно, способствует развитию логического мышления и интеллекта в целом. Предложенная методика носит интегрированный характер – включает в себя интеграцию всех областей.  В ходе игры не забывайте развивать речь ребенка, для этого попросите ребёнка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения.

    12 слайд Рефлексия.

    И в заключение оцените, пожалуйста, свои впечатления от данной технологии. Выберите и прикрепите листок к дереву:

    Красный – Технологию уже использую в работе, знаю игры хорошо.

    Синий – Технологию  уже использую,  но необходимо расширять свои знания.

    Зелёный – Очень интересная технология, обязательно буду использовать в своей практике.

    В конце своего мастер – класса,  хотим вас всех поблагодарить за участие, за смелость, за творчество и позитивный настрой. Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект "Волшебный квадрат".

    Творческий проект "Волшебный квадрат"- использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....

    Кружок "Волшебный квадрат"

    Кружок "Волшебный квадрат" предусмотрен для детей старшей и подготовительной группы.  Целью которого является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе при...

    конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие с Волшебным квадратом"

    Данный конспект был проведен на районном конкурсе "Воспитатель года - 2012". Главный герой - Волшебный квадрат - простой лист бумаги, который приглашает детей в путешествие по стране Оригами. Детей жд...

    Дидактическая игра "Волшебные квадраты"

    Дидактическая игра "Волшебные квадраты" для детей разного возраста, каждый ребенок найдет то, что ему по душе.Вид игры: настольно-печатная, логико-математическая.Цель- вызвать интереск свободному прос...

    «ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО КВАДРАТА»

    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз; закрепить понятие «диагональ»; развивать фантазию, воображение; упражнять кисти рук с целью развит...

    «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

    Дополнительная образовательная программа оригами...

    Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

    Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...