Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Огаркова Галина Георгиевна

«Счет в пределах 5. Путешествие по сказке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_srednyaya_gruppa.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД по образовательной области «Познавательное развитие».

ФИО педагога, должность: Огаркова Галина Георгиевна (воспитатель)

Возрастная группа воспитанников: средняя группа общеобразовательной направленности.

Наименование образовательной организации: МБДОУ «Детский сад №5»

Тема НООД: «Счет в пределах 5. Путешествие по сказке».

Цель: создание условий для систематизации полученных знаний при выполнении заданий в условиях игры.

Задачи:

      1   Продолжать учить считать в пределах 5, закреплять представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Упражнять детей в порядковом счете.

  1. Закреплять умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
  2. Развивать умение классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма.

      4    Воспитывать отзывчивость, желание помогать тому, кто попал в беду.

Приоритетная область: Познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: Речевое, физическое.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: Познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации детей: Фронтальная. 

Материал и оборудование: презентация по сказке Колобок, солнышко, лучики, сундучок, билет на поезд, полоски из бумаги, зайчики, морковки, бабочки, цветочки, блоки Дьенеша, 2 обруча.

Планируемый результат: Дети закрепят порядковый счет в пределах 5, закрепят умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и научатся классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма, закреплены представления о равенстве и неравенстве, познакомились с порядковым значением числа 5.

Методы и приемы: игра, наглядность, указание, вопросы, художественное слово.

Предварительная деятельность с воспитанниками: дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», «Геометрические фигуры», «Веселый счет».

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть- вводная

Цель: создание образовательной ситуации, мотивация детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации.

Ребята, я приглашаю вас всех на ковер. Возьмитесь за руки.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Готовы вы сейчас считать?

- да

Создание в группе положительного психологического микроклимата.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Ребята, к нам сегодня пришёл необычный гость. Чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку.

Кто лучистым, ярким светом

Пробежался по предметам?

Луч горячий выпускает,

Землю нашу освещает?

Если к нам в окно заглянет,

Всё как в сказке засияет!

Правильно, это солнышко. Ребята, посмотрите, солнышко сегодня грустное. Оно потеряло свои лучики. А вы хотите ему помочь?

- солнышко

-да

Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

2  часть- основная

Цель: создание условий для обучения счету в пределах 5, закрепления представлении о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета, ознакомлению с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

Для этого нам нужно отправиться в чудесную сказочную страну, где нас ждут интересные задания. За правильные ответы мы будем получать лучики для солнышка. В нашем путешествии нам будет помогать волшебный сундучок. Как же нам попасть в эту страну?

Давайте заглянем в сундучок. Ребята, посмотрите, тут билеты на поезд. Возьмите их и найдите на места. Все заняли свои вагончики? Кто поедет в первом вагоне?

Во втором?

В третьем?

В четвёртом?

в последнем? Молодцы, а вот и первый лучик для солнышка. Теперь можно отправляться в путь.

Мы играем в паравоз

Не беда, что без колёс.

Есть, зато, труба, гудок,

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра,

Отправляться нам пора.

- пойти пешком, сказать волшебные слова, поехать

- да

Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми.

А в какую сказку мы попали, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел,

Съесть хотел его зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка? (Слайд 1)

Правильно, мы очутились в сказке Колобок

В деревушке, рядом с речкой, в теплом доме с русской печкой

Жили – были много лет бабка старая и дед.

Затопив однажды печь, дед просит колобок испечь!

Бабка колобок испекла, на окошко унесла. (Слайд 2)

Выкатился колобок из дома и отправился по дороге. Катится колобок по тропинке, а вокруг красота. Цветочки цветут, бабочки летают. (Слайд 3)

ЗАДАНИЕ 1.

Сколько всего цветов вы видите? 

Как вы узнали. Давайте сосчитаем вместе (спрашиваю 3-4 детей, допускаю хоровые ответы)

Паша, выложи на доске 4 цветка.

Артём, посчитай цветы и расположи пожалуйста на нижней части доски столько же бабочек: сколько цветов?  Сколько бабочек?

Что можно сказать о количестве цветов и бабочек?

Как еще можно сказать о количестве цветов и бабочек?

Ой, ребята, посмотрите, а вот еще один цветок спрятался. (Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением цветка)

Что мы можем сказать о количестве цветов и бабочек. (Считаю цветы сама и спрашиваю)

Сколько стало цветов? Посчитай Алёна.

Как получилось 5 цветов, Дима. 

Даниил, сколько бабочек? 

Пять цветков и четыре бабочки. Что вы можете сказать об их количестве? 

А что можно сказать о количестве бабочек?

Какое число меньше 5 или 4?

Какое число больше 5 или 4?

Как сделать так, чтобы цветов и бабочек стало поровну: по 5.

Как получилось 5 бабочек? 

(Восстанавливаю неравенство: убираю одну бабочку)

Как ещё можно сделать так, чтобы цветов и бабочек стало поровну. 

Молодцы, ребята. Вот еще один лучик для солнышка, а колобок покатился дальше. (Слайд 4)

Вдруг из леса – скок – поскок – прыгнул заяц на пенёк:

Здравствуй, Колоб – Колобок, съем – ка я тебя, дружок.

Ребята, чтобы помочь колобку и продолжить путь дальше – нужно выполнить задания зайца, давайте поможем колобку.

ЗАДАНИЕ 2.

Зайчик говорит, что у него маленькие зайчата в лесу. Нужно зайчиков угостить морковкой.

Разверните стульчики к столам и посмотрите, у вас на столах лежат полоски, в тарелочке зайчики и морковки.

На верхнюю полоску положите пять зайчиков. Покажите мне левую руку. Придерживайте левой рукой полоску, а правой рукой раскладывайте зайчиков. Раскладывать будем слева направо.

(Следжу за тем, чтобы дети раскладывали предметы правой рукой, а левой придерживали карточку)

Паша, сколько всего зайчиков у тебя на верхней полоске? 

Как ты узнал?

Пересчитай

(спрашиваю 2-3 детей, допускаю хоровые ответы)

 Зайчики проголодались, и мы угостим их морковкой.

Под зайчиками на нижней полоске положите 4 морковки.

Сколько морковок вы положили? 

Давайте сосчитаем вместе 

Сколько всего морковок? 

А хватит ли зайчикам морковок? Давайте проверим.

Сколько зайчиков? (Пять зайчиков)

Сколько морковок? (Четыре морковки)

Что вы можете сказать о количестве зайчиков и морковок?

Если зайчиков больше, чем морковок, то, число пять больше чем число четыре?

А если морковок меньше, чем зайчиков, то, число четыре меньше чем число пять?

Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну, по пять? 

Правильно, нужно положить еще одну морковку.

Положите еще одну морковку.

Сколько стало морковок?

Сосчитаем хором количество зайчиков.

Теперь морковок?

Что вы теперь можете сказать об их количестве?

Как получилось пять морковок? 

Молодцы! Помогли Колобку спастись от зайца. Вот вам еще один лучик для солнышка.

Уберите материал в тарелочку. Карточки соберите и сложите на край стола. А теперь кто сидит боком, поверните стульчики.

(Слайд 5)

Через ёлки и осинки покатился по тропинке.

Неожиданно под елкой колобок увидел волка.

Вот кто спать мне не дает, песни на весь лес поет.

Проглочу тебя, дружок, да посплю еще часок.

Ребята, поможем нашему герою стать быстрым и ловким и спастись от волка, ну-ка, становитесь на зарядку. (Слайд 6)

ЗАДАНИЕ 3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

ЗАДАНИЕ 4.

(Порядковый счет) Давайте вспомним, сколько всего было героев в сказке? (колобок, заяц, волк, медведь, лиса, - 5) (Слайд 7)

Который по счету стоит заяц?

Который по счету стоит колобок?

Который по счету медведь?

Которая по счету лиса?

А волк?

Молодцы, ребята! Вы получаете еще лучик для солнышка.

Я предлагаю вам отправить колобка к дедушке и бабушке, чтобы с ним ничего плохого не случилось. (Слайд 8)

Вы помогли колобку выполнить задания и добраться до своего дома обратно! Понравилось вам наше путешествие?

А бабушка и дедушка благодарят вас за помощи колобку.

- колобок

- 4

- сосчитали

- 4

- цветов столько же сколько бабочек

- их поровну

- цветов стало больше.

- 5

- добавили один цветок

- 4

- Цветов больше, чем бабочек

- Бабочек меньше, чем цветов

- 4

- 5

- Добавить одну бабочку

- К четырём бабочкам добавили ещё одну

- Убрать один цветок

- 5

- сосчитал

- 1, 2, 3, 4 ,5

- 4 морковки

- 1, 2, 3, 4

- всего 4 морковки

- 5

- 4

- морковок меньше, чем зайчиков

- зайчиков больше, чем морковок

- да

- да

- нужно положить еще одну морковку

- 5 морковок

- их стало поровну

- к четырем морковкам мы добавили еще одну морковку, и морковок стало пять

- колобок, заяц, волк, медведь, лиса, - всего 5

- второй

- первый

-четвертый

- пятая

- третий

Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

Этап осуществления самостоятельной работы с детьми.

Ребята, присаживайте за столы. Предлагаю вам сыграть в игру.

Дидактическая игра с блоками Дьенеша»

Перед вами на столе лежат фигуры. Что вы можете о них сказать?

Вам нужно в синий обруч положить 5 желтых фигур, а в зеленый 3 круглые фигуры. (повторяю игру, меняя условия, 4-5 раз)

- они разные по цвету и форме

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

3 часть- заключительная

Цель: подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей, плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями.

Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? 

Молодцы, ребята, я рада, что вы умеете считать.

Нам пора возвращаться в группу. Садитесь снова в вагончики, и мы отправимся в группу (включается музыка)

- Учились считать до 5

Побуждать детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого.

Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность.

Ребята, помогая колобку, мы забыли про наше солнышко. Оно все еще грустит без своих лучиков. Выполняя задания, мы заработали лучики для солнышка. Возьмите каждый по лучику и прикрепите его к солнышку.

Дети закрашивают мелками ковер-самолет.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной организованной деятельности в образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе по теме: "Дружба начинается с улыбки"

Конспект занятия в области «Познавательное развитие» по теме: «Дружба начинается с улыбки»Подготовила: воспитательТетенева В.В.Программные задачи:Образовательные: формировать социально – коммуникативн...

Конспект непосредственной организованной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Три брата»

Конспект  непосредственной организованной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Три брата»...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательного развития (формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группе

Тема: «Поиграем  с мишкой»Цель: Развитие познавательных интересов детей через формирование элементарных математических представлений.Задачи: 1. Расширять представления детей о частях ...

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Школа юных космонавтов» для детей с задержкой психического развития Возраст: 6 - 7 лет

Воспитание у детей положительного отношения к школе, желание получать знания; воспитание любознательности, самостоятельности, интеллектуальной, творческой и физической активности, умения понимать и вы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» (Экология)

Тема: «Друг земли – дождевой червяк» Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире.Задачи:Образовательные:  дать детям представ...