Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» (Экология)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковалевская Дарья Дмитриевна

Тема: «Друг земли – дождевой червяк»

 

Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:  дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы;

Развивающие: формировать бережное отношение к дождевым червякам.

Воспитательные: установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

 

Оборудование и материал: иллюстрации подземных жителей земли; письмо от дождевого червяка; ТСО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_no12.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» (Экология)

Тема: «Друг земли – дождевой червяк»

Цель: развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:  дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы;

Развивающие: формировать бережное отношение к дождевым червякам.

Воспитательные: установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Оборудование и материал: иллюстрации подземных жителей земли; письмо от дождевого червяка; ТСО

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, на нашей земле живёт множество живых существ – это и насекомые, и птицы, и рыбы, и животные. А  вы знаете, что есть и подземные жители, которые живут «у нас под ногами»? (Ответы детей.) Кто может назвать подземных жителей? (Крот, муравей, дождевой червяк и т.д.)

Дети называют животных обитающих в почве и демонстрируют иллюстрации с их изображением.

- С одним из подземных жителей, мы сегодня, с вами, и познакомимся.

Сказка Н.Павловой «Большое чудо»

- Сейчас, я прочитаю отрывок из сказки Н.Павловой «Большое чудо»:

«Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.

 Но однажды, после сильного летнего ливня, дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу.

Земля была мокрой и мягкой. Солнце ласково светило сквозь облачко. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось, будто он сам нарочно вылез поглядеть на белый свет. Он так и  сказал: «Я пришёл посмотреть, как вы все тут живёте». «Ну что ж, посмотри, - вежливо ответили ему травы и деревья, Они знали его и любили: ведь он жил в большой дружбе с их корнями. – Поползай по земле и увидишь много чудес»

- Ребята, вы уже поняли, кто герой нашей беседы? (Ответы детей.) Да, вы правы, это дождевой червяк. Может быть, кто-нибудь из вас с дождевым червяком уже встречался? Как это произошло?  (Ответы детей.) Вы с уважением к нему отнеслись? Не поступили как, некоторые люди поступают, стараются раздавить, растоптать ногами, а дети берут их в руки и рвут.

- Я долго упрашивала, дождевого червяка придти в гости, но он очень боится.  Дождевой червяк видел, что после дождя на асфальтированной дорожке, дети раздавили его сестру, когда она переползала на другую сторону, к клумбе. Но дождевой червяк прислал письмо - обращение к вам, ребята. Давайте его прочитаем.

«Письмо дождевого червяка»

«Дорогие друзья!

Обращаюсь к вам в надежде, что мы действительно подружимся. Правда, я знаю, что не все желают дружить с обыкновенным подземным червяком. А мне так хочется найти друзей! Я очень одинок, мне никто не пишет, вот и я решил начать переписку сам. Большинство людей меня почему-то недолюбливает, а сравнение с гадким скользким червяком считается у вас оскорблением. Постараюсь убедить вас, что все дождевые черви заслуживают если не любви, то глубокого уважения за неустанный огромный труд.

А теперь немного о нашей профессии. Питаемся мы  гниющими листьями, заглатываем комочки земли, песчинки. Вы знаете, что в лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. Надо же что – то с ними делать! Мы дождевые черви, и наши коллеги по работе (улитки, бактерии, многие жуки) выполняем роль мусорщиков и санитаров. Мы превращаем ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роем ходы, рыхлим землю. По этим ходам к корням растений легко проходит вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что мы должны быть желанными гостями на ваших огородах. Чем больше нас будет, тем богаче станет почва на ваших грядках. Как видите, мы помогаем выращивать хорошие урожаи.

Мы, дождевые черви, видимся с вами редко: ведь наш дом под землей, где мы строим настоящие лабиринты. И лишь во время дождя, когда наши норки наполняются водой и нам нечем дышать, мы вынуждены выползать на поверхность. Правда, чувствуем мы себя при этом не очень уютно, ведь дождевые черви – подземные жители. Радуются ли люди возможности увидеть нас, встретится с нами? Увы, многие из них в лучшем случае не обращают  на нас внимание, а в худшем – стараются раздавить. А за что собственно? Может  быть, им не нравиться наш внешний вид? Но ведь, он соответствует тем условиям, в которых мы живем. Мы скользкие, длинные, потому что это помогает нам передвигаться в почве и рыть глубокие ходы. Нельзя презирать живое существо только за то, что оно не похоже на вас. Подумайте об этом….Надеюсь, что вы теперь тоже будите с пониманием относится к нашей жизни, и мы станем друзьями. И, может быть, кто-нибудь из вас ещё напишем мне письмо. Возможно, во время дождя увидимся.  

                         До свидания. Навеки ваш друг, Дождевой     Червь».

- Ребята, а вы хотели бы иметь в друзьях, такого необычного жителя земли? (Ответы детей.) А давайте, постараемся подружиться с дождевым червяком. Я все-таки уговорила дождевого червяка посетить нас, но пожалуйста, видите тихо, он не любит когда кричат, громко разговаривают, стучат.

Воспитатель показывает детям аквариум – дом с дождевыми червями. В аквариуме – доме должна быть влажная земля, опавшие листья, перегнившие листья – пища подземных обитателей.

- Как вы думаете, у червяка хорошее зрение? (Ответы детей.) Вы правы, все подземные жители слепые, потому что под землёй не света и солнца.

- А почему червяк такого неприметного цвета, невзрачной окраски? (Ответы детей.) Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.

- Какая поверхность у дождевого червяка: гладкая, сухая, шершавая, влажная? А почему он скользкий? Почему почва влажная? (Ответы детей.) Дождевого червя не следует долго держать без земли, т.к. его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка.

- А сейчас мы поиграем в игру 

Физкульминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Опыт по видео

1 Сейчас, мы с вами посмотрим опыт, и установим, по какой причине дождевые черви выходят на поверхность земли во время дождя.

Воспитатель наливает воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Расскажите, что вы видите? Почему сначала пузырьки появлялись, а потом перестали?  (Появляются пузырьки воздуха, с поступлением большего количества воды, вода вытесняет воздух,  заполняя  всё пространство между камнями, и воздух исчезает).

Наливаем воду в стакан с червями, пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха из земли? Что делают дождевые червяки? (Ответы детей.)

Вывод: Вода вытесняет воздух из стакана с камешками и из земли, поэтому мы видим поднимающие из воды пузырьки воздуха. Поэтому черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в земле. Таким образом, после сильного дождя, часто на поверхности земли можно увидеть дождевых червей, т.к. им необходим кислород.

2. Почва содержит влагу

В стеклянную емкость дети насыпают немного земли и наливают воду; наблюдают, как почва становится влажной.

Вывод: почва пропускает воду, т.е. обладает влагопроницаемостью.

3. Почва содержит воздух

В стеклянную емкость, наполненную водой, дети опускают комок земли и наблюдают, как из него выделяются пузырьки воздуха.

Вывод: почва содержит воздух, т.е. обладает воздухопроницаемостью.

Итог.

- Теперь вы знаете, почему дождевых червей много после дождя. И если вы увидите дождевых червей на асфальтированной дорожке, то соберите и перенесите их в безопасное место: на клумбу, под дерево, в траву. Вы также поняли, что червяки приносят пользу нашей земле.

Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает, и все обитатели земли живут в дружбе и согласии.

                                                                          Выполнила: Ковалевская Д.Д.__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по области «По области познания» с детьми младшей группы «В гости к белочке»

Цель: Учить сравнивать предметы по величине, форме и цвету.             Называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «художественно-эстетическое развитие» (музыка) для детей старшей группы

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «художественно-эстетическое развитие» (музыка) для детей старшей группы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области художественно – эстетического развития (аппликация с элементами конструирования) для детей старшей группы

Тема: «Быстрокрылые самолеты»Цель: Развитие интереса к изобразительной деятельности, совершенствование умений в аппликации и конструировании из бумаги.Задачи:1. Закреплять у детей умение п...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательного развития (формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной группе

Тема: «Поиграем  с мишкой»Цель: Развитие познавательных интересов детей через формирование элементарных математических представлений.Задачи: 1. Расширять представления детей о частях ...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетического развития", рисование на тему: «Разноцветные рыбки» для детей группы раннего возраста.

Задачи:Образовательные:закреплять умение рисовать кисточкой, держать ее правильно, окунать кисточку в гуашь, убирать лишнюю краску.Развивающие:развивать навыки закрашивать гуашью тело рыбки, плавники,...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетического развития», рисование на тему: «Разные рыбки» для детей группы раннего возраста

Конспектнепосредственной организованной образовательной деятельностив области «Художественно-эстетического развития», рисование на тему: «Разные рыбки»для детей группы раннего ...