Конспект ОД по математике для детей старшего возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ландина Ирина Владимировна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с понятием объем и способами сравнения сосудов по объему с помощью переливания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matemat.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике для детей

старшего возраста

«Объем.  Сравнение по объему»

Цель: Формирование представлений об объеме (вместимости).

Задачи:

1. Познакомить с понятием объем и способами сравнения сосудов по объему с помощью переливания.

2. Закрепить представления о составе числа 6.

3. Закрепить порядковый счет в пределах 10.

4. Развивать умение ориентироваться на плоскости.

5.Закреплять умение говорить полными предложениями, рассуждать.

6.Уметь работать  подгруппами.

Материалы:

демонстрационный – две чашки, подкрашенная вода, картинки с изображением героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и пес», карточки с изображение цифр от 1 до 6, по шесть кругов красного и синего цвета.

раздаточный – по 6 кругов красного и синего цвета на каждого ребенка, игрушечная посуда разного объема (кастрюльки, кружки, ведерки) – по одному набору для каждой подгруппы, таблицы из девяти квадратов, карточки с изображением удочки, ведра и кепки (по 3шт. на каждого ребенка), счетный материал (рыбки), блоки Дьенеша.

                                                 Ход  НОД

1. Введение в игровую ситуацию.

   Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в Простоквашино. У Шарика и кота Матроскина сегодня праздник, они ожидают приезда дяди Федора.  И у них произошел спор. Они решили угостить дядю Федора молоком из чашки, в которую  войдет больше молока, но не могут никак решить, какую чашку взять. Давайте им поможем.

 - Как вы думаете, какая чашка больше по объему?

(Высказывания  детей)

 - Как узнать, какая чашка больше, а какая меньше?

(Ответы детей)

 - У меня на столе есть вода. Может она и поможет нам решить спор.

 - Как правильно измерить объем обеих чашек?

(Налить воду в одну чашку до краев, перелить в другую). Переливаю, дети убеждаются, что обе кружки равны по объему.

 - Какая чашка больше, меньше? (Они равны).

2. Практическая работа.

 - Ребята, разделитесь на группы по три человека и попробуйте теперь сами  сравнить по объему посуду, которая у вас на столе.

Дети наполняют из ведерка один сосуд, переливают во второй  и определяют, какой сосуд больше по объему, а какой меньше. Обращаю внимание на то, что вода в первый сосуд должна быть налита до краев.

Затем подгруппы детей объясняют друг другу, какие действия они выполняют и, что получилось.

3. Закрепление представлений о составе числа 6.

- Шарик решил истечь пироги с разной начинкой, чтобы досталось по пирожку дяде Федору, папе, маме, почтальону Печкину, Шарику и Матроскину. Сколько всего пирожков он должен испечь? (Шесть пирожков).

- Давайте условимся, что пирожки с мясом – это красные круги, а пирожки с ягодами – синие. Предположим, что Печкину достался один пирожок с мясом, а остальным пирожки с ягодами. Положите на тарелочку пирожок с мясом. Сколько еще надо положить пирожков? С какой начинкой?

 (Дети кладут на тарелку пирожки).

Один ребенок у доски составляет запись того, что выполнили дети за столами.

- Что получится, если два пирожка с мясом отдадут папе и маме, а остальным пирожки с ягодами?

(Дети выполняют задание).

- А если дать всем взрослым: папе, маме, почтальону Печкину пирожки с мясом, а остальным с ягодами, что получится?

(Дети считают, раскладывают).

4. Физкультминутка: «На велосипедах».

-  Поехали кот Матроскин, Шарик и дядя  Федор на рыбалку на велосипедах. Покажем, как они ехали.

(Дети «превращают» свои стулья в велосипеды, «крутят педали», держатся за спинку стула, как за руль и декламируют:

Мы ехали, ехали, к лесу подъехали,

                                   Лес проехали, дальше поехали.

                                   Ехали, ехали, к яме подъехали,

                                   Яму объехали, дальше поехали.

                                   Ехали, ехали, к горке подъехали,

                                   Горку объехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали и к реке приехали.

5. Игра «Реши головоломку».

- На рыбалку Матроскин, Шарик и дядя Федор взяли удочки, ведра и кепки. Расставьте все эти предметы по квадратам. Каждый предмет может быть только один раз в строке и столбике.

6. Счет в пределах 10.

- Наловили дядя Федор, Матроскин и Шарик рыбы и решили пересчитать, кто сколько наловил.

(Дети разбирают ведерки, считают).

- Сколько наловил кот? (8 рыбок).

- Сколько наловил Шарик? (9 рыбок).

- Сколько наловил дядя Федор? (10 рыбок).

- Кто больше всего поймал рыбы?

7. «Выложи дорожку по плану».

- Дядя Федор, Шарик и Матроскин так увлеклись рыбалкой, что не заметили, как на улице стало темно, и когда они поехали домой, то заблудились. Давайте поможем им найти дорогу домой.

- Выложите дорожку из блоков по плану. Договоритесь между собой, кто какие фигуры будет выкладывать.

(Дети выполняют задание всей подгруппой).

7.  Итог занятия.

Цель: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, создать ситуацию успеха.

-Где мы сегодня побывали?

-Какое задание вам больше всего понравилась?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Как вам удалось с ними справиться?

В завершение хвалить детей за их внимание и сообразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: Ориентировка во времени и пространстве....

конспект НОД по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему "Число и цифра 9".

Конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему "Число и цифра 9"....

Конспект НОД по математике для детей старшего возраста "Правила здорового питания"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему: "Продукты питания". К конспекту прилагаю материалы для занятия. Разработка авторская, будет полезна для педагогов старш...

Конспект НОД по математике для детей старшего возраста "Звездный десант"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему "Космос". Авторская разработка, материалы для занятия прилагаю. Будет полезен для педагогов старшей возрастной группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «В царстве Математики» для детей старшего возраста.

Направлена на закрепление навыков порядкового и обратного счёта в пределах 10; знания о «соседях» числа;  о понятиях «<,>,=»; о названиях геометрических фигур, их кл...

Конспект занятия по математике для детей старшего возраста "Незнайка в гостях у детей"

Дети учатся отсчитывать предметы, работая на трехступенчатой лесенке. Знакомятся с цифрой 7. Учатся узнавать лево и право....