Методическая разработка по ФЭМП «Помощники королевы Математики. Деление квадрата на равные части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Железнякова Лидия Борисовна

Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Задачи: Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше каждой части, а часть меньше целого;

Закрепить умение детей выстраивать цифровой ряд, упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, находить соседние числа;

Закрепить умение в счете называть цифру на один больше названного числа или на один меньше названного числа.

Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах;

Формировать пространственно-временные представления (слева, справа, спереди, сзади);

Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: геометрические фигуры, цветик-семицветик, счётные материалы, 2 квадрата, ножницы, цифры

Вводная часть.

 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

 

Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам конверт от королевы всех наук – Математики. Королева математики ищет умных ребят для того, чтобы сделать их своими помощниками, поэтому в этот конверт она положила цветок с заданиями.  Посмотрите, какой красивый, разноцветный, что это за цветок? (цветик-семицветик)

А откуда это название? (из сказки)

Нам с вами надо очень хорошо потрудиться, чтобы выполнить все задания на 7-ми лепестках. Попробуем выполнить? Попробуем стать помощниками королевы? Тогда давайте приступать, Петя оторви первый лепесток…

 

1 лепесток

У королевы математики перемешались все цифры и первое задание такое: вам надо расставить цифры по порядку: от большего к меньшему.

Ксюша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

Полина, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от10 до 1.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

какое число вы поставили между числами 7 и 9

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Назови число, которое больше числа 7 на 1.

 

Молодцы ребята, справились с первым заданием

Возьмём следующий лепесток. 2 лепесток

 

- А следующее задание, будет таким:

Вика пусть встанет рядом со мной

Справа от неё встанет Клим

Слева от Вики Женя

Впереди Вики встанет Саша

Сзади Вики Даша

Как думаете, верно встали?

Молодцы!

Тихонько садимся на свои места.

 

 3 лепесток. Отгадайте геометрическую фигуру

Я буду загадывать загадку, а вы должны поднять правильную фигуру

 

Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)

Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)

Я не многоугольник, меня можно катать (круг)    

У меня нет углов, но я не круг (овал)                                

Я четырех угольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)

 Молодцы, все фигуры назвали правильно. Вот любые геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.

- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник  

- отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник  

- сколько треугольников получилось? (два)

- два треугольника вместе какую фигуру образуют? (ромб)

- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.  

- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат           

- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)

- сколько четырехугольников получилось? (три)

- а сколько всего фигур у вас получилось? (шесть)

- назовите их (два треугольника, ромб, два квадрата, прямоугольник)

- сколько палочек вы использовали? (12)

 

4 лепесток

Вы, наверное, устали, и в 4м лепестке задание на движение.

 

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

 

5 лепесток. Разделите квадрат на равные части

 

Какого цвета у меня квадрат? (белый) А второй? (красный)

- Давайте вместе подумаем, как можно разделить квадрат на две части? Может кто догадался, как можно это сделать?

- Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.

- На сколько частей я разделила квадрат?

- Равны ли части? Как узнать?

- Какой формы?

- Как вы догадались?

- Что больше – одна часть или целый квадрат?

- Давайте разделим ваш синий квадрат пополам (работа детей за столами).

- На сколько частей мы разделили квадрат? (две)

-Как назовем эти части? (половинки)

-Как называется каждая половинка(1/2)

 - А сейчас давайте вместе разделим красный квадрат другим способом на 2 равные части. Возьмите квадрат красного цвета. Вместе со мной сложите противоположные углы, прогладьте сторону, разрежьте ножницами.

- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).

- Равны ли эти части? Как проверим?

- Покажите одну часть, 2 части. Что больше – одна вторая часть или целый квадрат? Что меньше?

- Сегодня мы я думаю научились делить квадрат пополам, т. е на 2 равные части разными способами. У нас получилось 2 маленьких прямоугольника, 2 маленьких треугольника. Как вы думаете, можем ли мы разделить полученные фигуры еще на 2 части? А на 4? Но делить их будем в следующий раз.

 

6 лепесток.

 Задание  - испытание «Верно-неверно»

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

- ночью люди обедают

- ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

- В неделе 7 дней

- За понедельником следует среда

- после субботы идет воскресение

- перед пятницей стоит четверг

- всего 5 времен года

- Весна наступает после лета

 

7 лепесток. Подарок от королевы математики

У вас на столах лежат листочки с точками и цифрами, ваша задача соединить точки по порядку в соответствии с цифрами и узнать, что же она вам приготовила. 

Воспитатель: Ребята, какие рисунки у вас получились? (ответы детей).

Сегодня мы с вами выполняли сложные задания королевы математики. Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились? Было ли вам трудно? А какое задание понравилось выполнять больше всего?

Молодцы ребята, со всеми заданиями мы справились, я думаю королева математики возьмет нашу группу в помощники!

На этом наше занятие закончилось, подарки от королевы вы можете убрать в свои шкафчики.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЭМП в старшей группе Деление круга на равные части

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для старшей группы. Задачи образовательных областей:                          ...

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП Тема: «Деление целого на равные части»

Цель: Научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам/ (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части);Задачи:1.Образовательные: Учить отражать...

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Деление целого на равные части»

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Деление целого на равные части»...

Методическая разработка по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе «Деление круга на равные части. Треугольники и четырехугольники»

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометри...

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Деление квадрата на 4 равные части»

Цель:Создать условие для детей делить квадрат  на 4 равные части через познавательное развитие.ЗадачиОбучающие:Познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, на...