Математические игры как средство развития детей
методическая разработка по математике (средняя группа)

Рыжова Татьяна Николаевна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические игры как средство развития детей дошкольного возраста

         Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.  Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.            

       Математические игры специально разработаны таким образом, чтобы у детей формировались не только элементарные математические представления, но и определенные логические структуры мышления, мелкая моторика рук, которые отражены в правилах этих игр (наложить, приложить, сравнить).

      В работе З.А. Михайловой математические игры, рассматриваются как составляющая часть проблемно-игровой технологии. Они позволяет ребенку овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способы познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт.

     Любые виды математических игр, способствуют развитию мышления детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур.

     Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.    

             По мнению З.А. Михайловой, основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

-Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

-Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

-Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

-Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

-владение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

-Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;

-Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

-Развитие активности и инициативности детей;

-Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.                                                                                                                  

Математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, можно говорить лишь о становлении предпосылок математических                                                                                                                    

 способностей дошкольников. К ним относят настойчивое стремление ребенка:

  • прогнозировать результат;
  • активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно;
  • устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически;
  • оперировать образами, использовать схемы и простейшие модели;
  • получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество);
  • изменить ситуацию.

Современные математические игры разнообразны.

Цель игр:

  • освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;
  • овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;
  • накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка);
  • развитие мышления, сообразительности и смекалки.

           Деятельность в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс преобразования деятельности представлен осознанием способа выполнения и его преобразования, проговариванием, нахождением нового способа выполнения, модернизацией способа в условиях иной мотивации. В каждой из игр играющий поставлен перед необходимостью осознания цели, осуществления практического действия и получения результата, ответа на вопросы: что от чего зависит, как быть в данной ситуации и другие.

Требования к организации игр определены С. А. Шмаковым:

  • отсутствие принуждения;
  • развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
  • поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
  • взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;                                                                                                                                  
  • переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Для повышения интереса детей к математическим играм педагоги могут использовать схему, в которой математические игры

классифицированы по цели (например, развитие умения моделировать) и способу достижения результата, предложенную З.А. Михайловой:

Математические развивающие игры.

 Классификация по цели и способу достижения результата.                                                                                                        

     Игры на     плоскостное моделирование

(головоломки)

 Классические: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентоомино» и др.

Современные: «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Чудесный круг», «Три кольца», мозаики «Лето», «Озеро», «Летчик» и др.

Игры со спичками (на преобразование, трансфигурацию)

Игры на воссоздание и изменение

          по форме и цвету

Рамки-вкладыши М. Монтессори,   «Секретики»,   мозаика из палочек,

«Радужная паутинка» (квадрат, звезда, круг, треугольник), «Геометрический паровозик», «Сложи узор», «Кубики-хамелеон»,

«Крестики» (с цветными счетными палочками), «Уникуб», «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Соты Кайе», «Логоформочки», «Фонарики», «Тетрис» (плоский), «Радужное лукошко», «Сложи квадрат», «Логический конструктор» (шар), «Логическая мозаика»

Игры на побор карточек по правилу с целью достижения результата (настольно-печатные)

Математические:

«Планета умножения», «Домино», «Лото», «Состав числа», «Геометрический калейдоскоп», «Лото на математическом планшете».

Логические: «Логические цепочки», «Логический домик», «Логический поезд», «Сложи сам»

Игры на объемное моделирование (логические кубик, «Кубики для всех»)

«Угольки» №1,

«Собирайка»№2,

«Эврика» №3,

«Фантазия» №4, «Загадки» №5, «Тетрис» (объемный)

Игры на соотношение карточек по смыслу (пазлы)

«Ассоциации», «Цвета и формы», «Играя учись», «Часть и целое», «Числа и цифры»

Игры на трансфигурацию и трансформацию

(трансформеры)

«Игровой квадрат», «Змейка», «Разрезной квадрат», «Цветок лотоса»,

«Змейка» (объемная), «Клубок», «Куб»

Игры на освоение отношений (целое-часть)

«Дроби», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Дом дробей»

Таким образом акцент на развитии интеллектуально-творческих способностей детей средствами простейших видов математической деятельности (математических игр) определен опорой на основные теоретические положения, как результат анализа научных направлений разных психолого- педагогических коллективов.

Педагогические возможности математической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе ...

Сенсорно-математические игры как средство развития интеллектуальных способностей детей с ОВЗ.

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ уже давно являются одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Именно интерактивные математические игр...

Статья «Логико - математические игры, как средство развития интеллектуальных способностей детей»

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ АБСТРАКЦИИ, ОБОБЩЕНИЯИ ПРОСТЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ПЕРЕХОД ОТ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К ЛОГИЧЕСКОМУ ,РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Хочу начать своё выступление с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид де...