Готовность детей к школе.
статья по математике (средняя группа)

Татьяна Владимировна Андреева

Андреева Татьяна Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №112» г.Чебоксары,

e-mail: tatiana-milay@mail.ru

Готовность детей к школе.

Аннотация: Статья посвящена проблеме готовности ребенка к обучению в школе. Понятие «готовность к школе» представлено как комплексное и охватывающее все сферы жизни ребенка. Также рассмотрены теоретические взгляды ученых-психологов и педагогов по проблеме готовности детей к школе.

Ключевые слова: готовность к обучению в школе, дошкольный возраст, подготовка к школе.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы  дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.

     Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания— всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению.

Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.

И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.

Обобщая их работы, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

Дифференцированное восприятие;

Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

Действительно, для осуществления полноценного воспитания и готовности ребенка к школьному обучению необходимо развитие познавательных процессов – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие у ребенка умственных способностей является важнейшей задачей его всестороннего развития.

В школе происходят серьезные преобразования. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Детский сад является первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке к школе. От того насколько качественно и своевременно будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся были проведены на высоком уровне. Помогают в этом развивающие игры Б.П. Никитина, В.В.Воскобича, логические блоки Дьенеша, «Цветные числа» - палочки Кюизенера.

Как показала практика, при использовании с детьми новых технологий и методик заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребенка.

При поступлении в первый класс ребенок включается в абсолютно новую для него систему социальных отношений. Изменяется отношение к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Требования к детям дошкольного возраста прежде всего связаны с их поведением: «хорошо себя вести» – то есть слушаться родителей, не капризничать, не шалить. Что касается первоклассников, сохраняя вышеуказанные требования, на первый план выходит требование «хорошо учиться», которое проявляется в необходимости правильно воспроизводить задаваемую учителем информацию, познавательно и инструментально усваивать социально выработанные способы решения различных задач.

Особенностью школы для ребенка является необходимость выполнения жестко заданных правил и норм. Поведение ребенка, особенно на уроке в классе, должно подчиняться строго установленным правилам: поднимать руку, прежде чем ответить, не подсказывать одноклассникам и др. Социальные отношения и с учителем, и со сверстниками приобретают все более «нормативный» характер, нежели чем в садике – есть четкая структура группы.

Все рассмотренные нами аспекты психологической готовности детей к школе действуют совместно в комплексе, в системе. И при их оптимальном развитии ребенок старшего дошкольного возраста безболезненно включается в режим школьного обучения, у него создаются наиболее позитивные предпосылки к овладению учебной деятельности.

Для этого, во-первых, ребенок при поступлении в школу должен иметь такие мотивы, как желание стать школьником и желание учиться. В этом плане его отношение к школе должно быть позитивным, но реалистичным. Во-вторых, у ребенка должны быть достаточно развиты познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и пр. В-третьих, ребенок с помощью силы воли должен уметь сознательно контролировать свое поведение для достижения поставленных школой целей. И, в-четвертых, ребенок должен признавать авторитет учителя, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении групповых заданий.

Таким образом, современные требования жизни к организации обучения детей заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В этом смысле проблема психологической готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, преемственность дошкольного и начального образования, успешность последующего обучения детей в школе.

 

Литература

1   Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998

2   Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989.

3   Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.

4   Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

5   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6   Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

7   Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. . –– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

8    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.

9 Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

10 Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...