Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием блоков Дьенеша.
методическая разработка по математике (младшая группа)

Осипова Ирина Алексеевна

План кружковой деятельности с младшими дошкольниками (2-4 года).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №20

Сенсорное развитие дошкольников

с использованием блоков Дьенеша

(кружковая деятельность с младшими дошкольниками)

Составитель:

воспитатель МБДОУ №20

Осипова И.А.

с. Николо-Павловское

2019-2020

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

Цель: Развитие сенсорных способностей и ознакомление детей младшего дошкольного  возраста со свойствами предметов посредством логических блоков Дьенеша.

Задачи:

- Формировать умение выбирать нужные фигуры;

-  Учить характеризовать блоки по 2-3 признаком: форма и цвет, форма и размер.

- Учить соотносить фигуры на картинке с блоками, применять метод наложения.

- Формировать умение работать парами, развивать коммуникативные навыки.

Методический инструментарий: Для достижения поставленной цели составлены  специальные игры по сенсорному развитию детей с использованием универсального дидактического материала – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Для детей младшего дошкольного возраста  используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер.

 Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.

 Планируемые результаты: К концу учебного года дети самостоятельно могут выделять  и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно выделять в предмете 2-3 признака.

Тематический план

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Знакомство с блоками Дьенеша

2-3

Большой – маленький

4 - 5

Красный цвет

6 - 7

Желтый цвет

8 - 9

Синий цвет

10 - 11

Круг

12 - 13

Треугольник

14 - 15

Квадрат

16

Подарок папе

17

Дорожка для зверят

18

Бусы для мамы

19 - 20

Прямоугольник

21

Домики

22

Угощение для кукол

23-25

Зоопарк

26

Транспорт

27

Правила дорожного движения

28

Лягушка

29

Цветы на поляне

30

Лето

Тематический план организованной деятельности

Тема

Программное содержание

Дидактические игры

Оборудование

1

Знакомство

Познакомить детей с блоками. Дать возможность рассмотреть каждую фигуру. Развивать любознательность, внимание.

«Поиграй»

Блоки

2-3

Большой – маленький

Познакомить с понятием «Величина». Учить различать большие и маленькие фигуры, выбирать их из общих фигур.

Развивать внимание, память, любознательность.

«Принеси большие»

«Разложи большие  и маленькие» «Найди маленькие»

«Разложи»

«Построй башню из маленьких фигур»

Блоки.

Картинки с изображением большой и маленькой кукол Две машины: большая и маленькая

4

Красный цвет

Познакомить детей с красным цветом. Учить выбирать фигуры красного цвета из набора. Показать, какие предметы рядом красного цвета.

«Что бывает красным»

«Выбери все красные»

«Выложи цветочек»

Блоки.

Карты «Цветок»

5

Красный цвет

Формировать навык выделять красный цвет в предметах группы и выбирать фигуры красного цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький»

«Принеси красный…»

«Красная конфета»

Блоки.

Предметы в группе.

Карта «Конфеты»

6

Желтый цвет

Познакомить детей с желтым цветом. Учить находить предметы желтого цвета в группе, выбирать из всех фигур только желтые.

«Что бывает желтым?»

«Принеси желтый…»

«Цыпленок»

Блоки.

Предметы в группе.

Карта «Цыпленок»

7

Желтый цвет

Формировать навык выделять желтый цвет в предметах группы и выбирать фигуры желтого цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький»

«Принеси желтые…»

«Собери картинку»

Блоки

Карты «Желтая страна»

8

Синий цвет

Познакомить детей с синим  цветом. Учить находить предметы синего цвета в группе, выбирать из всех фигур только синие.

«Что бывает синим?»

«Принеси синие…»

«Василек»

Блоки

Предметы в группе

Карты «Василек»

9

Синий цвет

Формировать навык выделять синий цвет в предметах группы и выбирать фигуры синего цвета из общей коробки с блоками. Закрепление понятий «большой – маленький»

«Кто больше?»

«Собери картинку»

Блоки

Карты «Синяя страна»

10

Круг

Познакомить детей с геометрической фигурой «круг» и что вокруг нас есть круглое.

Учить выбирать круги из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Круг

«Что бывает круглым?»

«Найди круги»

«Собери картинку»

Блоки

Брошюра «Что бывает круглым?»

Карты «Бабочки»

11

Круг

Формировать навык находить круглые предметы в комнате, накладывать круги на рисунок.

«Что бывает круглым?»

«Принеси круглое»

«Гусеница»

Блоки

Брошюра «Что бывает круглым?»

Карты

«Гусеницы»

12

Треугольник

Познакомить детей с геометрической фигурой «треугольник» и что вокруг нас есть треугольное.

Учить выбирать треугольники из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Треугольник

«Что бывает треугольным?»

«Найди фигуры»

«Собери картинку»

Блоки

Брошюра «Что бывает треугольным?»

Карты «Елка»

13

Треугольник

Формировать навык находить треугольные предметы в комнате, накладывать треугольники на рисунок.

«Что бывает треугольным?»

«Чего не стало?»

Блоки

Брошюра «Что бывает треугольным?»

Карты

14

Квадрат

Познакомить детей с геометрической фигурой «квадрат» и что вокруг нас есть квадратное.

Учить выбирать квадраты из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Квадрат

«Что бывает квадратным?» «Собери картинку»

Блоки

Брошюра «Что бывает квадратным?»

Карты

15

Квадрат

Формировать навык находить квадратные предметы в комнате, накладывать квадратные фигуры  на рисунок.

«Что бывает квадратным?»

«Чего не стало?»

Блоки

Брошюра «Что бывает квадратным?»

Карты

16

Подарок папе

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Беседа о празднике.

Игра «Что подарить папе?»

Игра «Собери картинку»

Фотографии пап

Карты, блоки

17

Дорожка для зверят

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Мотивационная беседа

Игра-размышление «Как добраться до зверят?»

Работа с блоками и картами

Блоки, игрушки-звери (киндеры)

Карты

18

Бусы для мамы

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Беседа о празднике.

Игра «Что подарить маме?»

Игра «Собери картинку»

Фотографии мам

Карты, блоки

19

Прямоугольник

Познакомить детей с геометрической фигурой «прямоугольник» и что вокруг нас есть прямоугольное.

Учить выбирать прямоугольники  из общей массы фигур. Формировать навыки накладывать на рисунок подходящие фигуры.

Прямоугольник

«Что бывает прямоугольным?»

 «Найди фигуру»

Блоки

Брошюра «Что бывает прямоугольным?»

Карты

20

Прямоугольник

Формировать навык находить прямоугольные  предметы в комнате, накладывать прямоугольные фигуры на рисунок.

«Что бывает прямоугольным?»

Игра «Принеси прямоугольное»

 «Чего не стало?»

Блоки

Брошюра «Что бывает прямоугольным?»

Карты

21

Домики

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Беседа о доме

Игра «Собери картинку»

Картинки «Дома бывают разные»

Карты, блоки

22

Угощение для кукол

Продолжать учить детей находить из общей массы фигур нужные для рисунка, называть их, используя в речи два свойства фигуры: форму и размер или форму и цвет.

Игра «Идем в гости»

Упр-е «Угощаем куклу»

Блоки, куклы в одежде  трех цветов, посуда для них соответствующих цветов, игровой материал.

23

Зоопарк

Познакомить детей с жителями зоопарка. Продолжать учить выбирать из общего количества фигур только нужные для работы.  Учить называть фигуры по двум свойствам.

Игра «Зоопарк»

Игра «Кого не стало?»

Упр-е «Слоненок»

Блоки, фигурки животных (киндеры),

Карты.

24

Игра «Зоопарк»

Игра «Какая фигура спряталась»

Упр-е «Жираф»

Блоки, фигурки животных (киндеры),

Карты.

25

Игра «Зоопарк»

Игра «Найди меня»

Упр-е «Верблюд»

Блоки, фигурки животных (киндеры),

Карты.

26

Транспорт

познакомить детей с самолетом, как видом пассажирского транспорта. Продолжать учить выбирать только нужные фигуры.

Беседа о самолете, рассматривание игрушки

П\И «Самолеты»

Упр-е «Самолет»

Блоки, игрушка «Самолет»,

Карты

27

Правила дорожного движения

Познакомить детей с правилами дорожного движения, формировать навык соблюдать их на дороге.

Отрабатывать навык выбирать и выкладывать только нужные фигуры.

Игра «На дороге»

Игра «Возьми, какой скажу»

Упр-е «Машина»

Блоки, маленькие машины, коврик «Дорога»,

Карты

28

Лягушка

Познакомить детей с обитателями водоемов, учить выкладывать картинку с разными фигурами, выбирать только нужные, характеризовать  и называть по двум свойствам.

Беседа о лягушке, чтение стихотворения, рассматривания картинки.

П\И «Лягушки»

Упр-е «Лягушки»

Картинка, блоки,

Карты

29

Цветы на поляне

Формировать навык выкладывать нужные фигуры на карту, рассказывать о фигуре.

Беседа о цветах

Игра «Что загадала»

Упр-е «Цветы»

Блоки, карты, картинки весенних цветов.

30

Лето

Познакомить детей с временем года – лето, учить выделять характерные приметы лета.

Формировать навык выкладывать нужные фигуры, характеризуя их по двум свойствам.

Беседа о лете.

Рассматривание картинок

Игра «Что загадала?»

Упр-е «Лето»

Блоки, карты, картинки «Лето»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице»

Открытое занятие для родительской общественности в рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» с целью познакомить с авторской методикой интеллектуально-творческого развития "Блоки Дьенеша&quo...

"Развитие логического мышления дошкольников через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания  ре­бенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мысли­тельных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение это...

«Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера»

Тема: «Развитие логического мышления у младших дошкольников через использование «Блоков Дьенеша» и «Палочек Кюизенера».Тип проекта: познавательно – творческий.Образ...

Методическая разработка «Развитие интеллектуально-логического мышления младших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе с использованием блоков Дьенеша.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе с использованием блоков Дьенеша.Тема « Путешествие на волшебном автобусе»....