ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
рабочая программа по математике

Паркина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

  Рассмотрена и одобрена                                                                              «Утверждаю»

  на заседании педагогического                                                                    Заведующая МДОУ

  совета №___ от                                                                                  «Детский сад № 98»

  «__» _________ 2017 г.                                                                          ___________Н. Ю.Донина

  Протокол №     от

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Возраст детей: 5-7лет

Срок реализации: 2 года

                                                                                     Составитель:    

                                                                                                      Паркина Татьяна Николаевна

Саранск, 2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

2.

Пояснительная записка

3.

Учебно-тематический план

4.

Содержание изучаемого курса

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6.

Список литературы

7

Приложения


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Математика для малышей

Руководитель программы

Паркина Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №98»

Адрес организации

исполнителя

Цель программы

развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

Направленность программы

всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

Дополнительная общеразвивающая

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Дети должны уметь:

- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;

- считать до 10 и дальше;

- называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;

- соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) ;

- различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения;

- измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом;

- делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть, соотносить величину предметов и частей;

- различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр, проводить их сравнение;

- воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;

- сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;

- ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.,

-обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;

- определять временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Дети  должны знать:

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду;

- название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Дети  должны иметь представление:

- о единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах;

- о временных интервалах: временем суток, года;

- об определении времени по часам;

- о количественной характеристике числа.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие, является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признака предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Рабочая программа составлена на основании программы «Формирование математических представлений» Т. А. Фалькович, «Математика для детей» Е.В.Колесникова, « тетради «Солнечные ступеньки».

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Новизна заключается в том, что работа  по данной  программе позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Ребята могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость и развиваются конструктивные умения.

Занятия  способствуют формированию у детей активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Актуальность программы выражена тем, что современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Отличительной особенностью программы является то, что содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Что позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно- поисковые методы обучения.

Учебный материал организован по следующим разделам:

 Количество и счет.

 Величина.

 Ориентирование в пространстве.

 Ориентирование во времени.

 Геометрические фигуры.

 Логические задачи.

5. Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

-создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

-творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-уважительное отношение к результатам детского творчества;

-единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. 

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) . 

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками ,целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к овладению математических действий.

«Познавательное развитие» включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией .

«Речевое развитие» включает:        

-обогащение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс и т.д.), математические обобщения (число, цифра, и т.д.);

-формирование грамматического строя речи(один ежик, одно солнце, много медвежат и т.д.);

-диалогической речи(ответы детей на вопросы)

«Художественно-эстетическое развитие» включает:

-чтение стихотворений, отгадывание детьми загадок, заучивание пословиц, поговорок с присутствием математических понятий и представлений;

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, подвижными играми. Выполнением несложных движений по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движения.

 Цель программы: развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

Задачи программы.

Образовательные:

Формировать общее представление о множестве и числе;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

Знакомить с составом числа;

Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;

Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;

Учить сравнивать множества;

Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

Развивать логическое мышление;

Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику, глазомер;

Развивать  инициативу;

Воспитательные:

Воспитывать внимание;

Воспитывать организованность;

Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию. 

Задачи программы (для детей 5-6 лет)

Количество и счет

Закрепить представление о числах и цифрах до 5. Дать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать учить:

считать по образцу и названному числу;

 понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

воспроизводить количество движений по названному числу;

писать цифры от 1 до 10;

отгадывать математические загадки;

записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;

составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;

из неравенства делать равенство;

различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

 со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);

математическими знаками +, -, —, <, >.

Величина

Учить:

—        располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще поуже, самый уз кий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

делить предмет на 2, 4 и более частей;

 понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
Развивать глазомер.

Геометрические фигуры

Закрепить:

знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

-с геометрической фигурой — трапецией;

-тетрадью в клетку.

Учить:

 преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);

рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

Ориентировка во времени

 Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года.

 Учить называть последовательно дни недели, определять,  какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.  Учить:

обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

 Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.        

Задачи программы (для детей 6-7 лет)

Количество и счет

Закрепить:

умение писать цифры от 1 до 10;

 представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств;

умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить:

-понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;

сравнивать группы разнородных предметов;

отгадывать математические загадки;

-записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

-правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,<, >;

-сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

-устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

-решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

 решать логические задачи.
Учить:

считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

-определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;

-различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

-различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;

-воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

-с составом числа из двух меньших (до десяти);

-стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

-с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;

-числами второго десятка и их записью.

Величина

Продолжать учить:

-раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, еще ниже, самый низкий);

-делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

- измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

-изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Развивать глазомер.

Геометрические фигуры

Закрепить:

 знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);

 умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

 рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

 выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

 преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

 классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

 Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

Ориентировка во времени

 Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

 Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве

Закреплять умение:

ориентироваться на листе бумаги;

 определять словом положение предмета по отношению
к бебе, другому лицу
(справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить:

— решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

 Развивать способность к установлению конкретных связей  и зависимостей.

 Возраст детей: 

1 год – дети 5-6 лет.

2 год – дети 6-7 лет.

Ориентировочный состав группы – 15 человек.

 Срок реализации: 2 года.

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.     

Занятия строятся по следующей структуре: 

в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего  материала;

во 2-ой части – подача нового материала;

в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).      

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их     словарного  запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Режим занятий.

1 год. 1 раз в неделю 25 мин.

2 год. 1 раз в неделю 30 мин.        

 Занятия проводятся с октября по май.

Неделя: одно занятие

Месяц: 4 занятия

1 год – 32 занятия

2 год – 32 занятия

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Дети должны уметь: 

- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;

- считать до 10 и дальше;

- называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;

- соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) ;

- различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения;

- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

- делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;

- различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр, проводить их сравнение;

- воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;

- сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;

- ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;

- определять временные отношения (день – неделя – месяц) ; время по часам с точностью до 1 часа.

Дети  должны знать:

- состав чисел первого десятка;

- как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду;

- название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Дети  должны иметь представление:

- о единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах;

- о временных интервалах: временем суток, года;

- об определении времени по часам;

- о количественной характеристике числа.

Общие требования к воспитанникам по окончании курса:

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о самом себе, о прошлом и будущем, об устройствах мира. Ребенок строит догадки, рассуждают, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным открытиям. Может следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность. Обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки.

Виды контроля:

диагностика,

наблюдение,

рефлексия.

 Форма подведения итогов.

Педагогическая диагностика

Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Продолжительность диагностического периода;

Стартовая диагностика:

01.10.2016г – 13.10.2016г

Итоговая диагностика:

16.05.2017г – 31.05.2017г. 

Диагностика знаний детей 5-6 лет

1. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке .

2. Умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными .

3. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность .

4. Умение называть предыдущие и последующие числа в пределах 10.

5. Состав числа в пределах 5 на основе предметных действий.

6. Умение соотносить цифру с количеством предметов.

7. Располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения по высоте, ширине, длине.

8. Умение узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

9. Умение составлять из частей целое.

10. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

11. Умение называть части суток.

12. Умение называть последовательно дни недели.

13. Умение последовательно называть месяцы в году.

14. Найти сходства и различия предметов.

15. Умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

15 – 22 баллов – низкий уровень

23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень

Диагностика  детей 6-7 лет.

1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности .

2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого .

3. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, = .

4. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10

5. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, ─, =.

6. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц .

7. Умение наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус .

8. Умение по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых .

9. Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.) .

10. Иметь представление об общепринятых единицах измерения величин: сантиметр, литр, килограмм .

11. Состав числа в пределах 10 .

12. Умение решать задачи на сложение, вычитание .

13. Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант).

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов

13 – 19 баллов – низкий уровень

20 – 29 – средний уровень

30 – 39 – высокий уровень

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план первый год обучения (5-6 лет).

№ п/п раздела,

Наименование раздела

Количество часов

итого

теория

практика

I

   

Свойства предметов.

5

1

4

    II

   

Геометрические фигуры.

6

1

5

   III

 

Количество и счет.

13

3

10

   IV

Ориентирование во времени.

3

1

2

V

        

Ориентирование в пространстве.

1

1

  VI

   

Задачи на сложение и вычитание, логическое мышление.

4

1

3

Итого:

32

7

25

Учебно-тематический план второй год обучения (6-7 лет).

№ п/п раздела,

Наименование раздела

Количество часов

итого

теория

практика

    I

   

Геометрические фигуры.

4

1

3

   II

 

Количество и счет.

13

3

10

 III

Ориентирование во времени.

3

1

2

 IV        

Ориентирование в пространстве.

6

1

5

  V

   

Задачи на сложение и вычитание, логическое мышление.

6

1

5

Итого:

32

7

25

Содержание программы первый год обучения (5-6 лет).

        

1. Свойства предметов.

Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой,  маленький, больше,  меньше, одинакового размера;  длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые по объему; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

 Получают начальные представления о величинах:  длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

 Находят в группе предметов «лишний» предмет.

 Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

2. Геометрические фигуры.

Дети знакомятся с геометрическими фигурами и телами : квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед  (коробка), куб.

Формируются представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

Составляют фигуры из частей и делят  фигуры на части. Конструируют фигуры из палочек.

Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

3. Количество и счет.

 На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).

Дошкольники считают в пределах 10, используя порядковые числительные (первый, второй).

Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10. 

Сравнивают числа – соседи.

Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

Решают задания творческого характера.

4. Ориентировка во времени.

 Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

 Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

 Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. Знакомятся с разными видами календарей.

5. Ориентировка в пространстве.

 Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток. Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).

Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов

  6.Задачи на сложение и вычитание, логические задачи.

  Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Решают задания творческого характера. Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.

Содержание программы второй год обучения (6-7 лет).

У детей 6-7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25-30 минут. Дети понимают, что скоро станут школьниками. Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности.

Количество и счет

 В данном разделе дети закрепляют знания, полученные в предыдущих группах, используют их в новых ситуациях.   Новой задачей будет ознакомление детей с образованием чисел второго десятка и их записью, отношением в числовом ряду.

Дети знакомятся с новой разрядной единицей – десятком.

 На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры.

Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших, это основа дальнейших действий ребенка с многозначными числами.

Величина

Дети учатся измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины. Знакомятся с сантиметром, как мерой длины.

При решении логических задач на установление закономерностей закрепляются знания, полученные в предыдущих группах.

 Дети способны разложить предметы в убывающем и возрастающем порядке, выразить словами эти отношения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький).

 Продолжается работа по делению предметов на 2,4,6,8 и более частей. Дети учатся понимать, что часть меньше целого, а целое – больше части.

Геометрические фигуры

 Дети знакомятся с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник), с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы). Дети рисуют геометрические фигуры в тетради в клетку, преобразовывают их в предметы, рисуют символические изображения животных из геометрических фигур.

 Решение логических задач на анализ и синтез предметов, составленных из геометрических фигур, закрепляет их названия.

 К концу года дети называют и различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция). Могут назвать и показать, где у геометрических фигур вершина, стороны, углы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира, символических изображениях.

Ориентировка во времени

 Продолжается работа по закреплению и углублению представлений о частях суток, днях недели, временах года. Детей знакомят с названиями месяцев, с тем, что их в году двенадцать, а в каждом времени года – три.

Детям рассказывают о часах (стрелки, циферблат), учат определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве.

Задачи по этому разделу направлены прежде всего на закрепление уже имеющихся у детей знаний и умений.

Ориентироваться на листе бумаги дети учатся, выполняя игровое упражнение «Дорисуй картину».

 Много заданий дается на ориентировку в тетради в клетку. Детям предлагается нарисовать по клеткам животных, узоры.

Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя, другого лица.

Логические задачи.

Детям предлагаются логические задачи, способствующие развитию умственной деятельности: на продолжение ряда, поиск недостающей фигуры путем рассуждений, нахождение ошибки, анализ и синтез предметов сложной формы. Для их решения дети используют знания и умения, полученные в предыдущем году.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация

учебно-воспитательного

процесса

Форма подведения

итогов

1

Количество и счет

Беседа,

дидактическая игра

Наборы наглядного, демонстрационного

 и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки,

набор  карточек с цифрами от 0 до 20

Опрос,

беседа

2

Геометрические фигуры

Беседа,

дидактическая игра

Набор пластмассовых плоскостных  и объемных фигур

Конкурс

3

Величина

Беседа,

дидактическая игра

Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек.

Беседа, игра-эксперимент.

4

Ориентировка во времени

Беседа ,

дидактическая игра

Модель часов, иллюстрации  времен года, месяцев,

дней недели, художественная литература по теме.

Викторина

5

Ориентировка в пространстве

Беседа,

дидактическая игра

Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы.

Дидактич. игра,практи

ческое занятие.

6

Логические задачи

Беседа,

дидактическая игра

Наглядный материал,  предметные картинки, развивающие игры «Магический квадрат»,пазлы

Математический  конкурс.

Методы реализации программы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов) .

Методическое обеспечение

 Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются  технологии:

Личностно – ориентированные технологии.

Технология развивающего обучения.

Игровая технология.

Наглядного, демонстрационного, раздаточного  материала.

Различные виды деятельности:

-познавательная;

-коммуникативная;

-продуктивная;

-трудовая;

-двигательная.

Методы:

 -словесный;

  -наглядный;

  -игровой.

Приемы:

- рассказ;

 - беседа;

 -описание;

 -указание и объяснение;

 - вопросы детям;

  -ответы детей, образец;

  -показ реальных предметов, картин;

 -действия с числовыми карточками, цифрами;

 -модели и схемы;

 -дидактические игры и упражнения;

 -логические задачи;

 -игры-эксперименты;

 - развивающие и подвижные игры и др.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

-Демонстрационный и раздаточный материал.

- Дидактический материал:

1.    Геометрические фигуры и тела.

2.    Наборы разрезных картинок.

3.    Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4.    Полоски, ленты разной длины и ширины.

5.    Цифры от 1 до 10.

6.    Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,

пирамидка и др.

7.    Магнитная доска,  мольберт.

8.    Чудесный мешочек.

9.    Блоки Дьенеша.

10.  Палочки Кюизенера.

11.  Пластмассовый и деревянный строительный материал.

12.  Геометрическая мозаика.

13.   Счётные палочки.

14.  Счётный материал.

15.   Предметные картинки.

16.  Знаки – символы.

17.  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

18.  Обучающие настольно-печатные игры по математике.

19.  Геометрические мозаики и головоломки.

20.  Занимательные книги по математике.  Кроссворды и ребусы

21.  Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы.

22.  Простой карандаш; набор  цветных карандаше.

23.  Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

24.  Счетный материал, счетные палочки.                               

25.  Набор цифр.

26.  Пособия («Волшебный круг»,  «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор»).

27.   Головоломки: «Кубик-рубик», « Лабиринт», «Сложи узор»,

  « Кубики для всех».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1.        Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений» М.: ВАКО, 2009.

2.        Е.В.Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Москва, 1998.

3.        З.А.Михайлова «Математика от трёх до семи». Санкт-Петербург, 1996.

4. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

5.  З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.

6.  В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.

                

7. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

8. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

9. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

10. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

12. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.

13. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.

14. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез»

 2010 г.  

Список литературы для детей 

1.Солнечные ступеньки. Математика, часть 1.Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).

2.Солнечные ступеньки. Математика, часть 2.Для детей 5-6 лет. - М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).

3.Колесникова Е.В..Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016.(Математические ступеньки).

4.Солнечные ступеньки. Знакомимся с геометрией, часть 1. Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).

5. Солнечные ступеньки. Знакомимся с геометрией, часть 2. Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).

6.О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова. Счет от 1до 5.Формирование математических представлений: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ВАКО, 2015.-48с.

7. О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова. Счет от 6до 10.Формирование математических представлений: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ВАКО, 2015.-48с.

8.Игры каждый день. - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014.-32 с.-(Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Безопасность для малышей".

Программа дополнительного образования по ОБЖ для детей дошкольного возраста в реабилитационном центре....

Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"

        С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...

Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском...

Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».

Важное значение в коррекционно - воспитательном  процессе в   дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Математикой играя, развиваемся»

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными...