Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Беляева Ольга Владимировна

Предназначен для занятий по познавательному развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_moy.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы «Солнышко»

Тема: «Измерение жидких веществ»

Цель: Ознакомление со способами измерения жидких тел.

Задачи:

Образовательная: дать детям понятие как с помощью условной мерки измерить объем жидких тел; дать понятие, что объем жидкости не зависит от формы емкости, в которую она налита; закреплять представления о геометрических фигурах; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги;

Развивающая: развивать у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач; развивать дисциплинированность, умение доводить начатое до конца; развивать внимание, память.

Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи; воспитывать культуру речевого общения; воспитывать аккуратность, бережное отношение к раздаточному материалу.

Словарная работа:

Активизация словаря: жидкость, емкость.

Обогащение словаря: условная мерка.

Индивидуальная работа: Маше, Коле предложить выполнить дополнительное задание: измерить жидкость заполняющую половину стакана используя в качестве условной мерки – столовые ложки и предложить выбрать самостоятельно все, что необходимо для измерений из демонстрационного материала. Ване, Саше, Марине оказать помощь в выполнении измерений.

Предшествующая работа:  математический диктант, задания по измерению длины, высоты  предметов с помощью условной мерки, измерение сыпучих веществ.

Наглядный материал:

Демонстрационный материал:1 бутылка с жидкостью желтого цвета, 1стакан, 1 пустая банка, столовая и чайная ложки, полоска бумаги, ленточка, карточка с горизонтальной полоской желтого цвета, 5 фишек. На доске, нарисована решетка моста, в которой повторяется фрагмент, состоящий из треугольников и квадратов, доска закрыта шторкой.

Раздаточный материал: 2 карточки с красной полоской, 2 стакана наполненные до половины водой, 2 пустых стакнов,16 фишек, 2 столовые и 2 чайные ложки. У каждого ребенка по: 1 бутылка с жидкостью желтого цвета, 1 банка с жидкостью зеленого цвета, 1 графин с жидкостью синего цвета, 1стакан - мерка, 3 пустые банки, карточка с горизонтальными полосками желтого, зеленого, синего цветов; 19 фишек; различные геометрические фигуры; тетрадь в клетку, простой карандаш.

Ход исследования:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

1.Организа-ционно- мотивацион-ный этап

Этап постановки проблемы

Раздается стук в дверь и входит сказочный персонаж: здравствуйте, ребята! Зовут меня Иванушка – дурачок, вы конечно меня узнали. Очень хочу жениться на царской дочке. И для этого мне нужна ваша помощь. Сказал царь, что отдаст свою красавицу – дочку, только если достану ему живую воду. Вот и пошел я не знаю куда, через горы, моря и океаны, обошел все тридевятое царство, тридесятое государство. И нашел живую воду: серый волк сжалился надо мной, дал в бутылке, желтого цвета живую воду, а баба – яга работать заставила, починил ей забор и за это получил живую воду зеленого цвета, в банке. Узнал, что есть еще живая вода у жар – птицы, изловил ее и за свою свободу дала она мне живую воду синего цвета, вот в таком красивом графине. (рассказ сопровождается показом емкостей с жидкостью, выставление их на стол) хочу узнать, в каком сосуде живой воды больше, ту и отнесу царю. Помогите, дорогие ребята мне!

Ну, что же поможем Иванушке? Для этого на нашем занятии мы будем учиться измерять жидкие вещества. А ты Иванушка присядь с дороги, отдохни.

Слушают и наблюдают за происходящим

 

Поможем!

Мотивация

Сюрпризный момент

Рассказ

Вопрос

Объяснение

Основная часть

2.этап ознакомление с материалом

Этап практического решения проблемы

Ребята, как вы думаете, в какой емкости жидкости больше: в бутылке, в банке или в графине? Как это проверить?

Правильно, надо измерить объем жидкости и сравнить результаты.                                                                                                                    Что необходимо для измерения? Правильно, необходима мерка. Посмотрите, у меня вот что есть (поднимаю салфетку со стола, где разложен демонстрационный материал). Как вы думаете, можно ли измерить жидкость полоской бумаги или

Ленточкой? Почему нельзя?

Что можно измерить полоской или ленточкой?

Чем можно измерить объем жидкости? Чем удобнее измерять жидкость: стаканом или ложкой?  Почему вы так думаете? Правильно, молодцы, живой воды много, поэтому удобнее измерить более крупной меркой – стаканом, ложкой пришлось бы долго измерять. Но нужно договориться, как мы будем наливать: до половины, полный до краев стакан? (наполняю стакан водой до половины) вот наша условная мерка – наполненный до половины стакан. Когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был наполнен до половины, потому что мы так условились. (затем выливаю воду из стакана в пустую банку) что бы не сбиться со счета, что мы должны делать каждый раз, когда выливаем из стакана воду? Правильно, я буду выливать воду, и на полоску, которая  нарисована на карточке, ставить фишки. Сколько половинок стакана я вылила? (выливаю 1 половину стакан) сколько фишек надо поставить? Почему?

(измеряю всю воду) можно теперь узнать,  сколько было стаканов воды в бутылке?

Сколько было воды? Умнички, в банке было 6 раз по половине стакана жидкости, сколько и фишек на карточке.

 А сколько это половина стакана + половина стакана?

Так скажите ребята а сколько целых стаканов воды было в банке ?

Физминутка:

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Садимся за столы. ( на столах раздаточный материал)

Чем вы будете измерять воду?  

Что надо делать, чтобы не забыть, сколько раз по половине стаканов вы отмерили воды?

Как вы думаете, почему на ваших карточках три полоски: желтого, зеленого и синего цвета?

Правильно, потому, что измерять будем живую воду из разных сосудов.

Измерять воду будем условной меркой – половиной стакана. Каждый раз, когда выливаем воду из стакана в банку, надо на полоску откладывать фишку. Измеряя воду из бутылки, фишки будем откладывать на полоску желтого цвета, из банки, откладывать фишки на полоску зеленого цвета, а измеряя воду из  графина откладывать фишки на полоску синего цвета.

Измерять надо точно и аккуратно, наполнять стакан точно как условились – до половины, иначе результат будет неправильным. Как вы думаете, до каких пор надо продолжать измерение?

Сколько у вас получилось живой воды желтого цвета из бутылки?

Сколько получилось живой воды зеленого цвета из банки?

А сколько живой воды синего цвета из графина?

Почему вы так решили? Правильно на желтую полоску мы откладывали фишки при измерении воды из бутылки и их количество равно 5. На зеленую полоску мы откладывали фишки при измерении воды из банки и их количество равно 5. А на полоску синего цвета мы откладывали фишки при измерении воды из графина и их количество равно 5.

И что это значит? Как вы думаете?

А могли мы сразу, только посмотрев на емкости, правильно определить, сколько в них воды? Почему, как вы думаете? Правильно, потому, что емкости были разной формы, и жидкость в них была на разных уровнях. И поэтому казалось, что одной жидкости больше, а другой меньше.

К какому выводу можем с вами прийти?

Правильно, объем жидкости не зависит от формы емкости, в которую она налита.

В бутылке. В банке.

Надо измерить объем жидкости и сравнить результаты.  

Мерка

 

Нет, нельзя.

Потому что жидкость не измеряется полоской или ленточкой.   Высоту стола, длину книги, длину полки, высоту стула.

Банкой. Стаканом. Ложкой.

Стаканом. Потому что жидкости много.

Будем наливать до половины стакана.  

откладывать фишки, что бы не забыть сколько измерили.    

1 половину.

1 фишку. Потому что вылили 1 половину стакана и поэтому надо отложить 1 фишку.  

Можно, надо посчитать количество отложенных на карточке фишек.

В бутылке было 6 раз по половине  стакана воды.

Целый стакан

3стакана

Будем измерять условной меркой – половиной стакана.

Надо на карточку откладывать фишки.       Потому что измерять будем три разные жидкости и откладывать фишки на разные полоски, чтобы не перепутать результаты измерений.

Будем измерять пока не будет измерена вся жидкость в емкости.

5 раз по пол стакана.

5 раз по пол стакана.

5 раз по пол стакана.

Потому, что на желтой полоске отложено 5 фишек, на зеленой полоске 5 фишек и на синей полоске тоже лежит 5 фишек.

   

Живой воды в бутылке, банке и в графине одинаковое количество.    

Нет.  

Потому, что казалось,   что в бутылке воды больше, а в других емкостях меньше.  

Количество жидкости не зависит от того во что она налита.                                                                                                  

Вопрос

Разъяснение

Вопросы

Похвала

Разъяснение

Вопросы

Уточняющий вопрос

Похвала

Физминутка

Вопрос

Уточнение

Практическое выполнение задания

Вопросы

Установление причинно-следственных связей

Заключи-тельная часть

Ребята, чему вы научились?

И что же нам помогло правильно определить объем жидкости?

Какие правила измерения вы узнали?

Что мы использовали в качестве условной мерки?

Что надо делать, чтобы не забыть, сколько мы жидкости отмерили?

До каких пор надо продолжать измерения?

Сколько мы измерили жидкости из бутылки? Сколько жидкости из банки? Сколько жидкости из графина мы измерили? К какому выводу мы пришли? Какие вы молодцы!

Вот посмотри, Иванушка, ребята тебе измерили всю живую воду во всех сосудах. И оказалось, что во всех сосудах: в бутылке, в банке и в графине живой воды одинаковое количество.

Иванушка: - Вот спасибо вам большое, вы все молодцы!  А, пусть теперь сам царь и думает, какую живую воду брать, а мне уж точно за старания свою дочку в жены отдаст! До свидания, пошел я за невестой!

Ответы детей на вопросы воспитателя

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическ...

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшей группы.

Конспект по познавательно – исследовательской деятельности  для детей старшей группы. ...

Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебница – вода»

закрепить и систематизировать знания и представления детей о значении воды  для всего живого...

Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему:«Превращения. А что это такое?»

Цели: Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращ...