Главные вкладки

    Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебница – вода»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Аскерова Елена Геннадьевна

    закрепить и систематизировать знания и представления детей о значении воды  для всего живого

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                           

    Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы «Волшебница – вода»

    Цель: закрепить и систематизировать знания и представления детей о значении воды для всего живого.

     Образовательные задачи:

    Обучающие:

    • Обобщить представления детей о свойствах воды, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы, вода текучая, может быть в жидком, твердом, газообразном состоянии.

    Развивающие:

    • Развивать память и логическое мышление.
    • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата

    Воспитывающие:

    • Воспитывать умение концентрировать внимание, аккуратность при выполнении опытов.

    Оборудование: лейки с водой, пустой сосуд, сосуд с водой, сосуд с соленой водой, сосуд со сладкой водой, сосуд с ароматизированной водой, сосуд с водой, в которую добавлены духи, банка с молоком, куб, шар, вазочка, ванночка, пипетки., халаты на каждого ребенка

    Предварительная работа: наблюдение за снегопадом, замораживание и размораживание разноцветных льдинок, изготовление фигур из снега.

    Активизация словаря: лаборатория, куб, шар, геометрические фигуры.

    Организация детей: дети сидят за круглым столом.

    Ход занятия:

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методические приемы

    Вводная часть

     

    - Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто-то к нам приходил. Пойдёмте по этим следам и увидим.

     -Нам прислали посылку, здесь еще есть карта и письмо, в котором написано, что если мы отправимся в морское путешествие по карте, то найдем источник вечной жизни, молодости и красоты.

    - Ну, что дети, поплывем? Но все знают, что прежде чем отправиться в путешествие, особенно по воде, необходимо подумать о правилах безопасности.

    - Вот теперь мы готовы.

    «Плывут» под музыку (шум воды).

    - Ребята посмотрите, мы с вами приплыли в большой сад. Но почему то все цветочки здесь вянут. Как вы думаете почему?

    Правильно, им не хватает воды, а без воды растения погибнут. Давайте же с вами польем цветочки. Смотрите, они снова оживают.

    - Давайте с вами подумаем, а кто же сможет прожить без воды: птицы могут прожить без воды , почему, а животные, рыбы, человек?

    - Ребятами, а что же такое вода, почему без нее не может прожить ни одно живое существо?

    Давайте отправимся дальше по карте за интересующими нас ответами.

    Ребята, как вы думаете, куда мы с вами приплыли?

    Правильно, мы оказались в лаборатории, где сможем больше узнать о свойствах воды и проверить все на опытах.

     Я предлагаю вам надеть  специальную одежду для опытов.

    Дети стоят в кругу.

    Дети находят посылку.

    Дети называют правила безопасности на воде

    Им не хватает воды

    Дети поливают цветы из лейки

    Нет

    Дети рассуждают

    Ответы детей

    В лабораторию

    Дети надевают белые халаты

    Организационный момент

    Повторение правил

    Беседа

    Обобщение

    Настрой

    Основная

    Опыт №1: «Вода – жидкость, она течет, ее можно во что-нибудь налить, перелить из одного сосуда в другой»

    Вывод: вода – это жидкость, которую можно налить, перелить.

    Опыт №2: «Есть ли форма у воды?» рассмотреть и назвать форму предметов на столе.

    -Ребята это какая геометрическая фигура?

    -Сколько углов у куба?

    -Его можно покатить по столу?

    - А это что за геометрическая фигура?  

    -У шара есть углы?

    -Его можно покатить?

    -Ребята вода имеет форму?

    А если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет?

    Переливаем воду в шарик – видим изменение формы.

    Вывод: вода формы не имеет, она принимает форму того предмета в который наливается.

    Опыт №3: «Имеет ли вода цвет?» (делает опыт воспитатель). Воспитатель берет банку с водой и банку с молоко. Какого цвета молоко?

    Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?

    Вывод: вода бесцветная.

    Опыт №4: А сейчас мы перейдем к следующему столу, и узнаем есть ли запах у воды.

    На столе стоят четыре сосуда, в одном из них чистая вода, во втором минеральная, в третьем подкрашенная с запахом, в четвертом в воду добавлены духи.

    - В  каком сосуде вода пахнет, а в каком нет.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт №5: «А здесь мы узнаем, есть ли у воды вкус».

    У нас есть сосуды с напитками, надо определить, где сосуд с соленым, сладким и безвкусным вкусом

    Вывод: Вода безвкусная.

    Воспитатель предлагает детям сделать  общий  вывод.  

    Ну что, отправляемся дальше.

    Дети мы долго с вами плыли, по высоким волнам, в шторм, пора нам отдохнуть и поиграть с вами в игру, которая называется «Море волнуется» .

    Физминутка

    - А теперь давайте продолжим свое путешествие.

    - А вот мы и прибыли до пункта назначения.

    - Давайте посмотрим, что же там за источник вечной жизни, молодости и красоты.

    - А давайте узнаем, что же это.

    - А сейчас я хотела бы прочитать вам стихотворение (Н. Рыжовой):

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без нее нам не прожить!

    Без нее не могут жить ни растения, ни звери, ни птицы, ни люди.

    дети переливают, убеждаясь, что вода течет

    Дети рассуждают

    Куб

    Четыре

    Нет. Дети пытаются покатать куб по столу.

    Шар

    Нет

    Да. Дети прокатывают шар на столе.

    Дети рассуждают.

    она примет форму кубика

    Дети наливают воду в разную посуду и наблюдают, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

    Белого

    Нет

    Дети подходят сначала к сосуду с чистой водой, потом минеральной нюхают, а затем к сосуду с подкрашенной водой, и водой с духами.

    дети пипеткой набирают из сосудов воду и капают на язычок

    дети делают обобщение:

    вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

    Дети играют

    Дети нашли бутылку с веществом.

    Дети перевернули бутылку, и из нее вылилась жидкость прозрачного цвета, запаха нет, на вкус – безвкусная и без запаха. Детьми был сделан вывод, что это вода. А значит вода – это и есть источник вечной жизни, молодости и красоты.

    Практическая деятельность

    Вопросы

    Проведение опытов

    Вывод

    Физминутка

    Художественное слово

    Обобщение

    Заключительная

    В конце нашего путешествия чтобы закрепить знания, детям были предложены рисунки с различными картинками, на которых нужно пальчиками дорисовать воду, там, где это нужно, такие как: цветок и лейка, рыбка, тучи, стакан, душ, стол, телевизор, картина.

    Все рисунки были выбраны и дорисованы правильно, все дети справились с заданием.

    - Дети что Вы узнали сегодня нового? Понравилось Вам наше путешествие.

    Наше путешествие подошло к концу.

    Дети рисуют

    Ответы детей

    Подведение итогов

                                                                                                            Дата            

                                                      Студент

    Аскерова Елена 42 – В

                                                                                                                                                       ФИО, группа

    Воспитатель-руководитель практики

                            

                                                                                                                                                                    Подпись, ФИО

                                                                                   Руководитель практики:

                            

                                                                                                                                                                       Подпись, ФИО

    Конспект исследовательской  деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"

    Цель: расширять представление детей о действии магнитных сил на основе опытнической деятельности.

    Образовательные задачи:

    Обучающие:

    • помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

    Развивающие:

    • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
    • развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

    Воспитывающие:

    • способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, желание изготовить игрушки для малышей;

    Материал: Магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Стеклянные баночки с водой. Для изготовления игры «Рыболов»: картинки с изображением рыб, скрепки, веревочки, деревянные палочки, маленькие магниты. Варежка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.

    Активизация словаря: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.

    Организация детей: все вместе за столом.

    Ход занятия:

    Этапы

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    Методические приемы

    Вводная часть

    Собрались все дети в круг,

    Ты – мой друг и я – твой друг!

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    - Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.

    Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?

    - Скажите, что такое магнит?

    Такие предметы называются магнетическими.

    Предметы, из каких материалов,  магнит не притягивает?

    - это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой. Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.

    -Давайте пройдем с вами  в «лабораторию»

    дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки

    Да

    Догадки детей

    предмет, притягивающий металлические предметы

    дерево, ткань, пластик, резина, бумага и др.

    Организационный момент

    эмоциональный настрой

    Рассуждение

    Вопросы

    Основная

    Экспериментальная деятельность детей:

    - Мы знаем, что  магнит способен притянуть металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду. У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.

    Вывод: магнитная сила может проходить через предметы - преграды: бумагу, ткань, пластик, дерево.

    - Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.

    -Пора узнать содержимое письма.

    Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.

    «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей   Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

    - « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»

     (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем)

    Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

    - Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

    - «А вот вам задачка посложнее.

    - Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»

    Вывод: магнит воздействует через стекло.

    - «Пришло время отдохнуть!»

    Физминутка

    На зарядку, на зарядку,

    На зарядку становись!

    Начинаем бег на месте,

    Финиш - метров через двести!

    Хватит, хватит, прибежали,

    Потянулись, подышали.

    Руки вверх, руки вниз,

    На носочки потянись.

    Руки ставим на бочок,

    На носочках скок, скок, скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мерзли пятки.

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились.

    И друг другу до земли

    В пояс наклонились.

    - «Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?

    Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.

    - Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

    -Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?

    Есть ли у вас дома магнит?

    У нас в группе?

    Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

    - «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?»

    - Спросите у своих родных, где еще используются магниты, и поделитесь с нами.

    - Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.

    Дети проходят в уголок экспериментирования и садятся за стол.

    Дети совместно с воспитателем проводят эксперимент

    в рукавичке и в конверте  дети находят магнит

    дети высказывают свои предложения

    Дети помогают воспитателю

    Дети рассуждают,

    проводят  опыт

    Дети играют

    Дети подходят к магнитной доске, рассматривают иллюстрации

    Нет

    Ответы детей

    да

    конструктор, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т.д.

    С помощью магнита

    Конструирование: дети высказывают свои версии, обсуждают последовательность работы, приступают  к изготовлению игры

    Беседа

    Проведение опытов

    Физминутка

    Рассматривание иллюстраций

    Беседа с детьми об использовании магнита человеком

    Вопросы

    Задание на дом

    Практическая деятельность

    Заключительная

    - «Вы довольны своими экспериментами? Что вам понравилось сегодня делать?»

    Ответы детей

    Подведение итогов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно организованнойобразовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

    Конспект интегрированной  непосредственно организованнойобразовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода» напрвлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплять знани...

    Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

    Конспект интегрированной  непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы  «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы "Волшебница Вода"

    Образовательная область:  "Познавательное развитие". Рябята отправятся в увлекательное путешествие в удивительный мир воды с ее чудесными превращениями....

    Конспект исследовательской деятельности для детей старшей группы.

    Предназначен для занятий по познавательному развитию....