Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Редькина Лилия

 Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать  требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете вы. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moe.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  автономное учреждение  детский сад «Ёлочка»  с приоритетным направлением

по познавательно-речевому развитию детей

                   

Конспект ОД

по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы

«Лимон и его свойства».

                                                                                                     

                                                         Составила:   воспитатель

                                                                     Редькина Лилия Минагзамовна

Г. Пыть-Ях

2014г.

Тема: Лимон и его свойства.

Цель: расширять  представления  детей о растении - лимон и его свойствах.

Задачи:

1. Дать представления о лимоне и его свойствах. Формировать умение рассуждать, делать выводы, видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.

2. Развивать познавательную активность у  детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

3. Воспитание дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.

Способ организации детей:  групповой. Организационный этап: сидя полукругом на стульчиках; экспериментально-исследовательский этап: стоя вокруг стола и сидя за столом.

Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием «лаборатория»,  «грамм»  в сюжетно-ролевой игре «Магазин»,  игра «Чудесный мешочек».

Методы и приемы:  Наглядный: демонстрация слайдов. Практический: проведение опытов артикуляционная гимнастика. Словесный: ритуал приветствия, беседа, рассказ,  художественное слово.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, шапочки и халаты на каждого ребенка,  лимоны (очищенный, порезанный на дольки, в кожуре), лимонный сок, влажные салфетки, мешочек, сахар - рафинад, емкость с водой, весы,  одноразовые стаканчики, чай, ложечки, кружки.

Словарная работа: лимонное дерево, цитрусовые растения, памЕлло, грейпфрут, лайм.

Ход ОД:

1. Психологический настрой (1мин).

Ритуал приветствия.

«Мы веселые ребята!

Мы ребята- дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!»

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.

  2. Вводно - организационный этап (2 мин).

- Ребята, я предлагаю вам посетить  лабораторию.

- Давайте вспомним, что такое лаборатория?  (ответы детей)

- Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.

- Все сотрудники лаборатории  всегда одевают  халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота (одевают  халаты и шапочки и садятся на стульчики).

3. Мотивационно-побудительный этап (6 мин).

- А вот чтобы узнать с каким предметом мы сегодня познакомимся, вам надо пройти 3 испытания. Только у меня одно условие: вы не должны называть этого предмета вслух. Пока я об этом не спрошу.

  • Сначала  определим на ощупь. Вам нужно опустить руку в «Чудесный мешочек» и определить, что это за предмет, но не называть его  (по очереди  нащупывают  лимон). Не называя  предмет, скажите, что вы почувствовали? Какой он?  (он  шершавый, твердый, овальный)
  • Теперь попробуем определить по запаху.  Возьмите все по стаканчику  и понюхайте. Есть запах или нет?
  • Определим теперь на вкус.  Попробуйте содержимое стаканчика. Что можете сказать про вкус?  (он кислый)

- Итак, ребята, с  чем мы будем работать?   (ответы детей)

- Это ЛИМОН (1слайд).  Посмотрите на экран.

- Давайте повторим, что мы узнали о лимоне.

- Что вы можете сказать про лимон? (  Он желтого цвета, шершавый, овальной формы, кислый,  имеет запах).

- Сегодня мы по-больше узнаем об этом фрукте. Сейчас  Влад и Кирилл  расскажут нам стихотворение об этом фрукте, а вы послушайте.

Лимон привлекательной             Влад

Желтой расцветки,

На дереве жил,

Зацепившись за ветки.

Как пахли приятно

Лимонные щеки.

Под шкуркой бродили

Лимонные соки.

Но странно,                                   Кирилл

Никто не хотел с ним водиться.

Не ела его

Ни букашка, ни птица.

Висел он под солнцем

Кислел, скучая.

Но вскоре увиделся

С чашечкой чая.

4. Восприятие  и  усвоение новых  знаний (15 мин ).

- Ребята, а вы знаете,  где растет лимон (ответы детей).

2 слайд

- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве.

- Это дерево не растет в нашей стране. Как вы думаете, почему (ответы детей)?

- Правильно, потому что оно боится морозов. Оно растет только там, где тепло.

- А вы знаете,  какие родственные фрукты есть у лимона  (ответы детей)?

3 слайд

- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям.  Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, памЕлло, грейпфрут, лайм.

-Итак, давайте узнаем, какие еще свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.

Опыт №1.

Для этого нам понадобятся: весы, емкости, с водой и парочка лимонов (1-очищенный, 2 – в кожуре).

- Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают свое мнение)

 -Весы нужны для того, чтобы измерить вес лимона.

- Измерим вес очищенного лимона.  Запомним эту цифру.

-А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.

-Что произошло? (лимон утонул)

-Как вы думаете, неочищенный лимон тяжелее или легче?

-Давайте его взвесим. Действительно тяжелее.

-Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей)

-Проверим.

-Что произошло?

-В чем же секрет? (секрет в кожуре)

-Рассмотрим лимон  внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)

-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

- Давайте немножко отдохнем. Присядьте на стульчики.

Артикуляционная гимнастика.

- Представьте, что вы съели кислый лимон. Покажите мне.

  1. А сейчас представьте вы выпили лимонад. Лимонад сладкий вкусный.
  2. А теперь вы съели корочку лимона.
  3. Поедим варенье из лимона. Молодцы.

4,5 слайд

- Еще одно свойство лимона – это незаменимый продукт на кухне.

- А какие блюда можно приготовить с лимоном? (салаты, чай, солянка, торт, варенье, лимонад). Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай.

-А как вы, думаете,  в горячий чай или теплый нужно класть лимон? Почему?  

- Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

- А что происходит,  когда лимон добавляют в чай? (чай осветляется)

- А это мы  сейчас проверим, давайте пройдем в кафе и попьем чай. Для начала нам нужно протереть руки влажными салфетками (раздаю влажные салфетки, разливаю  чай готовый из чайника, на тарелочке порезанные дольки лимона и сахар - рафинад)

-Возьмите каждый по кружке и положите туда дольку лимона, кусочек сахара. Что произошло?  (чай начал светлеть). Пробуйте чай.

-Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым. Понравилось вам  в лаборатории?

5. Заключительный этап (1мин)

- Итак, что нового мы узнали про лимон?

- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)

- Что можно сказать о форме  и цвете лимона? ( шершавый, овальный желтый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

Конспект интегрированной  непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы  «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...

Конспект игры -развлечения по театрализованной деятельности для детей старшей группы

МБДОУ "Детский сад№165" г. Нижний НовгородЦель: поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.Задачи: 1. Формировать умение  передавать мимикой, позой, жестом, движением осно...

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшей группы "По дорожкам радуги в подготовительную группу"

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельностидля детей старшей группы«По дорожкам радуги в подготовительную группу»   Подготовила воспитатель...


 

Комментарии

Очень интересное, познавательное занятие!!!