Конспект НООД по образовательной области «Познавательное развитие
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Воронцова Надежда Васильевна

Тема НООД: «Отрицательное число и шкала глубин-высот»

Цель:  Познакомить детей со шкалой глубин-высот.

Психолого-педагогические задачи: 1. Сформировать представления об отрицательном числе и школе глубин-высот.

2. Закреплять навыки обратного счета от 10, навыки сложения и вычитания в пределах 10.

3. Развивать умение штриховать в заданном направлении.

4. Создать коллаж «Шкала глубин-высот» в группе.

5. Воспитывать навыки коллективизма, аккуратность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 24.01_femp.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД по образовательной области «Познавательное развитие»

Дата проведения: 24.01.2019

ФИО педагога: Воронцова Надежда Васильевна

Возрастная группа воспитанников: старшая

Тема НООД: «Отрицательное число и шкала глубин-высот»

Цель:  Познакомить детей со шкалой глубин-высот.

Психолого-педагогические задачи: 1. Сформировать представления об отрицательном числе и школе глубин-высот.

2. Закреплять навыки обратного счета от 10, навыки сложения и вычитания в пределах 10.

3. Развивать умение штриховать в заданном направлении.

4. Создать коллаж «Шкала глубин-высот» в группе.

5. Воспитывать навыки коллективизма, аккуратность в работе.

Интегрируемые образовательные области: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательный.

Форма организации детей: фронтальная.

Материал и оборудование:

1.Раздаточный:листы с заданием «Какой фигуры не хватает? Дорисуй её», половина листа А4, три карандаша коричневого, зелёного и голубого (синего) цветов, набор счетных палочек по количеству детей, клей карандаш по количеству детей, картинки для коллажа по количеству детей, простой карандаш по количеству детей, смайлики по количеству детей.

2.Демонстрационный:заготовка коллажа, картинки для коллажа, лист с заданием «Какой фигуры не хватает? Дорисуй её», гномы Тим и Том, запись звука моря, 17 нарисованных яблок, карта, мяч для игры.

Планируемый результат: Усвоение понятия «Отрицательное число и шкала глубин-высот», закрепление счёта в прямом и обратном порядке в пределах 10. Усвоение навыка сложения и вычитания в пределах 10.

Предварительная деятельность с воспитанниками: беседа с детьми «Отрицательное число. Знаки «+» и «-» », беседы про выдающихся путешественников, чтение энциклопедии «Морские обитатели», загадывание загадок про животных, обитающих в море, в горах и в равнинах.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Создание образовательной ситуации

- Дети

«-Поговорим?

–О чем?

О важном и  о прочем,

что интересно вам, а, может быть, не очень

- Поговорим?

Вам будет интересно»

- Как вы думаете, кто такой путешественник?

- Правильно. Хотели бы вы стать путешественниками?

- Человек, который путешествует по миру

- Да!

создание в группе положи-тельного психологического микроклимата

Мотивация детей на предстоящую деятельность

На чём можно отправиться в путешествие? Как много всего вы назвали. Я, нам с вамипредлагаю отправиться на подводной лодке, вы согласны?  Но  перед тем как отправиться я хочу немного рассказать, что нас там ждет.

- В путешествие можно отправиться на машине, самолёте, лодке.

создание в группе положи-тельного психологического микроклимата

2 часть - основная

Цель: Сформировать представления об отрицательном числе и школе глубин-высот.

Закреплять навыки обратного счета от 10 штриховки в заданном направлении, навыки сложения и вычитания в приделах 10. Продолжать учить читать пример записанный цифрами, записывать ответ геометрическими фигурами. Создать коллаж «Шкала глубин-высот» в группе.

Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми

- Посмотрите внимательно. Каким цветом на карте изображены моря, реки, океаны?

- Почему кое-где цвет ярче, а кое-где бледнее?

-Каким цветом на карте обозначены горы?

-Равнины?

-Однажды составляя рисунок карты, ученые договорились, что уровень земли, т. е. ее высоту будут измерять по уровню моря. Вы слышали когда-нибудь выражение 3 метра над уровнем моря? Или 70 км над уровнем моря?

 -Земля, холмы, плоскогорье и горы находятся выше моря. (Показывает на коллаже). Все что выше уровня моря обозначено зеленым, желтым или коричневым цветом, чем выше, тем ярче цвет. Поэтому горы обозначены ярко коричневым цветом.

Вся вода нарисована, синим цветом, но тоже разными оттенками, вот чем ярче, тем ниже уровень моря, тем глубже.

-Если мы захотим записать температуру воздуха, и она выше 0 с  помощью какого знака мы запишем?

А если ниже?

-Точно так же и на шкале глубин-высот уровень моря (показ) это как - будто бы 0 все, что выше, с каким знаком будет?

А все что ниже?

- На карте озера, моря и океаны обозначены голубым цветом.

- Чем ярче, тем ниже уровня моря, тем глубже.

- Горы на карте изображены коричневым цветом

- Равнины обозначены зелёным цветом

- Нет

- Запишем со знаком «+»

- Запишем со знаком «-»

- Запишем со знаком «+»

- Запишем со знаком «-»

создание  условий для дея-тельности детей

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Молодцы, а теперь я предлагаюотправиться на самую глубину. Но, чтобы попасть на подводную лодку нужно досчитать до 10,

-Правильно, теперь отправляемся. (звучит музыка). Вы знаетеесть много животных, которые живут на суше, предлагаю  разобраться, где они находятся на шкале.Посмотрите, какая красивая рыба проплывает мимо нас. Как ее зовут? Где ее место на шкале? (приклеивают обитателей морей, океанов, рек). Посмотрите, какой замечательный коллаж у нас получился, я думаю, что пора возвращаться  в группу и повесим его на стену (звучит мелодия).

- Теперь я хочу проверить, не разучились ли вы считать, пока мы плавали на подводной лодке. (Работа за столами). Но сначала подготовим наши глаза к работе.

Гимнастика для глаз:

Глазкам нужно отдохнуть.   (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.   (Глубокий вдох.Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.   (Глаза открыты.Движение зрачком по часовой и против стрелки)

Много-много раз моргнут   (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки всё! (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)

- Садимся за столы. Спина прямая, руки полочкой, ноги стоят плотно на полу. Если хотите ответить поднимаем руку, не выкрикивайте. Дети, сегодня к нам в гости пришли гномы, Тим и Том. Они очень любят решать примеры, а вы любите решать примеры? Вы бы хотели решить примеры вместе с Тимом и Томом?

- Тогда слушайте внимательно. Посчитаем сколько яблок уТима (считают 3 ребёнка). Ваня, (Максим, Лера К.) сколько яблок у Тима?

- Тим отдал семь яблок Тому. Посчитаем, сколько яблок осталось у Тима. Юля, (Арина, Альберт) сколько яблок осталось у Тима?

- Молодцы! Следующий пример:Посчитаем сколько яблок у Тома. Сколько яблок Кирилл (Лилиана, Дарина) у Тома? Том поделился яблоками с Тимом. Посчитаем, сколько яблок осталось у Тома. Сколько Арсений (Рома, Лёша) осталось яблок у Тома?

- Правильно! Молодцы! Устали? Я предлагаю немножко отдохнуть и поиграть.

Физминутка «Весёлые прыжки»

Один, два – стоит ракета.

Три, четыре – самолет.

Один, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Один, два, три, четыре –

И на месте походили.

- Садимся за столы. У вас на столах лежат счётные палочки. Открываем их.  На доске написаны примеры:

четыре плюс 4 равно 8(4+4=8) и пять плюс 4 равно девять (5+4=9). Егор, выйди к доске. Я предлагаю тебе решаиь пример около доски, а потом все вместе проверим, правильно ли решил Егор.  Остальные решают пример с помощью счётных палочек самостоятельно.

(при необходимости помогаю Егору; второй пример решает другой ребёнок, остальные решают с помощью счетных палочек).

- Молодцы! Посмотрите, всё ли мы сделали? Правильно. Посмотрите, какой фигуры не хватает в последнем ряду. Дорисуйте её. Лера Мальцева, выйди, пожалуйста, и дорисуй геометрическую фигуру. (После выполнения  задания на доске, проверяем правильность выполнения, спрашиваю, почему дорисовали квадрат).

- Считают в прямом порядке, а потом  обратном.

- Акула, на глубине

- повторяют 3 раза

- Закрывают глаза

Глубокий вдох, глаза всё таки закрыты

Глаза открыты, движение зрачком по часовой и против стрелки

Частое моргание глазами

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз

Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка

- Да!

- УТима десять яблок

- УТима осталось три яблока

- У Тома семь яблок

- У Тома осталось два яблока

- Да!

Дети решают примеры

- Нет.

поощрять желание создавать что-то по собственному замыслу

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

- Дети, вы расскажите  сегодня вашим мамам и папам о нашем необычном путешествии?

 - Чтобы вам было легче сейчас мы сделаем напоминалку, на которую вы посмотрите и расскажите, что такое шкала глубин-высот. На столе у вас листок, разлинованный на три части. Верхняя -  это горы. Каким цветом ее нужно заштриховать? Середина – земля, а нижняя вода. После того как листок заштрихован наклейте картинку животного или птицы, рыбы, кому что попадется на нужное место. Если кто-то сомневается, посмотрите на шкалу.

- Да!

- Горы на карте изображены коричневым цветом

создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

3 часть - заключительная

Цель: Подвести итог деятельности

Подведение итогов, деятельности.

- Что мы делали?

- С чем познакомились?

- Что вам понравилось больше всего?

- Куда вы бы хотели в следующий раз отправиться? Что было самым интересным для вас? Что было трудным?

Ответы детей

создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Тиму и Тому, вы очень понравились! Они заметили, что  вы все очень хорошо занимались и решили вас наградить смайликами. (Отметить тех, кто лучше занимался)

Получают смайлики

создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

- Мне было приятно с вами открывать новые знания, я надеюсь, вы и дальше будете меня радовать, своими успехами. От себя я хочу вам подарить занимательный атлас, который мы с вами и рассмотрим, а гостям скажем «До свидания»

- До свидания!

создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».

Цели:1.     Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2.     Учить детей различать данные ...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект НООД по образовательной области «Познавательное развитие»

ориентировка во времени подготовительная группа...

Конспект НООД по образовательной области «Познавательной развитие».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательной развитие». Домашние животные....

Конспект НООД (интегрированное) в областях познавательное развитие (ФЭЭП), художественно-эстетическое развитие (рисование) "Федорино горе" для детей средней группы

Цель: Создание условий для систематизации знаний детей о посуде (название, вид, предназначение), рисования узоров на тарелке.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание, связн...