Доклад: «Проблема речевого развития детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи

Хомушку Салбакай Ашак-Бораевна

Основная цель: Формирование устной речи и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития

- овладение речью как средством общение и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие речевого творчество;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Чечек» комбинированного вида   с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

СОГЛАСОВАН        УТВЕРЖДЕН        УТВЕРЖДЕН                                                                                                                                                       

Со старшим воспитателем                                                                                Заведующей  МБДОУ д/с «Чечек»                            

  МБДОУ д/с «Чечек»                                                                                          с.Кызыл-Мажалык                          

    Монгул Ч.Б------        Саая А.О------

Протокол педсовета №        Приказ №

                                                                                           

           

Доклад:

«Проблема речевого развития детей дошкольного возраста»

                                                       Подготовила воспитатель 1 квалификацирнной категории

МБДОУд/с «Чечек»

Хомушку Салбакай Ашак-Бораевна

с. Кызыл-Мажалык 2016 г

Основная цель: Формирование устной речи и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития

- овладение речью как средством общение и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие речевого творчество;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Актуальность проблемы речевого развития

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким

-овладение родным языком является один из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве

-в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей

-речь – это инструмент развития высших отделов психики

-с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов

-обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе

-главной задачей развития связной речи ребенка в дошкольном возрасте является   совершенствование монологической речи

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитие связной речи детей

Принципы развития речи

-принцип взаимосвязи сенсорного, речевого и умственного развития

-принцип коммуникативно - деятельностного подхода

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка

-принцип взаимосвязи работы над различных сторонами речи

-принцип обогащения мотивации речевой деятельности

-принцип обеспечения активной языковой практики

Методы развитие речи

1.Наглядные:

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

2. Словесные

Чтение и рассказывание  художественных произведений

Заучивание наизусть

Пересказ

Обобщающая беседа

Рассказывание без опоры на наглядный материал

3. Практические

Дидактические игра, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией,в которой происходит общение

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения

3.Формирование грамматического строя:

Морфология (изменение слов по родом ,числам, падежам)

Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний)

Словообразование

4.Развитие связной речи:

Диалогическая ( разговорная речь)

Монологическая речь (рассказывание)

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Различение звука и слова нахождение места звука в слове

6.Воспитание любви и интереса к художественному слову

Средства развития речи

В методике приято выделять следующие средства речевого развития детей

1.Общение взрослых и детей

2.культурная языковая среда, речь воспитателя

3. Обучение родной речи и языку на занятиях

4.Художественная литература

5.Игровая деятельность

6.Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)

7.Информационно- коммуникативные ресурсы (компьтор, интернет, телевизор ,видео, мультимедиа..)

В работе по речевому развитию детей в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо:

-Следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу слов, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения

-помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойства и рассказывать о них

-Учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами

-развивают у детей связную речь с учетом  их возрастных особенностей

-знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами

-организовать диалоги между детьми и со взрослыми

-стимулировать детей комментировать свою речь

-поощрять детское словотворчество

-приобщать детей к культуре чтения художественной литературе

Реализация цели по развитию речи детей осуществляется через следующие виды совместной деятельности

Формы работы

-работа со специалистами

-работа с родителями

-работа с коллегами

-кружковая работа

-диагностика детей

Заключение

Таким образом, познавательно- речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешно решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Доклад Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

   Подготовила воспитатель 1 квалификационной категорииМБДОУд/с «Чечек»Хомушку Салбакай Ашак-Бораевн...