Игры с блоками Дьенеша
картотека по математике (старшая группа)

Подойницына Катрина Зенадьевна

Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные годы ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность, его психические познавательные процессы.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Использование логических блоков Дьенеша позволяет постепенно развивать мыслительные операции: от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Дети учатся сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам.

Кроме этого, дети учатся пользоваться знаками, постепенно переходя от наглядно-образной формы мышления к наглядно-схематической форме мышления, а затем к словесно-логической форме мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_blokami.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с блоками Дьенеша.

«Угадай цвет»

Цель: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Каждый ребёнок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего «красный(синий, жёлтый)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков- формы, величины и толщины.

«Давайте познакомимся»

Цель: Упражнять детей в выделении и названии объёма свойств.

Материал: Набор блоков Дьенеша.                                

Ход игры:

Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объём его свойств(толщину, цвет, форму, размер).

«Помоги Чебурашке»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Материал: Набор блоков Дьенеша, игрушка Чебурашка.

Ход игры:

На день рождения Чебурашке подарили интересную игру. Он начал играть и запутался. Воспитатель предлагает рассмотреть игру и помочь ему разобраться как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены.Необходимо заметить ошибку, исправить её и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета- красная, в группе больших фигур- маленькая и т. п.

«Лабиринт»

Цель: Учить детей «читать» знаки-символы(признаки геометрических фигур- цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически-действенное мышление.

Материал: Лабиринт из белых полосок бумаги, «домик» с игрушками, набор блоков Дьенеша, карточки с кодами геометрических фигур.

Ход игры:

На полу находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких предложенных фигур выбирается одна.

«С двумя обручами»

Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать по двум свойствам.

Материал: Два обруча, набор блоков Дьенеша, кодовые карточки.

Ход игры:

У каждого ребёнка в руках геометрическая фигура. Воспитатель вместе с ребёнком описывает чью-нибудь геометрическую фигуру. Воспитатель описывает словами, а ребёнок под диктовку выкладывает карточки со знаками (признаки фигуры). Затем воспитатель предлагает поиграть в игру с двумя обручами. Перед детьми два обруча(синий и красный), в каждом обруче кодовые карточки. Дети раскладывают свои блоки в нужный обруч.

Усложнение: Дети вспоминают какими карточками обозначают отрицание «НЕ».Воспитатель показывает детям два листа с изображением кругов и карточек с кодом. Необходимо нарисовать в каждом круге нужные фигуры.

«Вырастим цветы»

Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знание цифр от одного до десяти. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

Материал: Набор блоков Дьенеша, стебли и листья цветов из цветной бумаги, кодовые карточки, шапочка зайца, корзинка.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть на солнечной полянке, цветочной полянке. Дети приходят на полянку, но она оказалась пустой: кто-то сорвал все цветы, и пропала красота полянки. Вместе дети думают, как вернуть ей красоту. Вдруг появляется зайчик и предлагает вырастить цветы, но не обычные, а волшебные. В корзинке у зайца есть волшебные блоки и карточки с помощью которых цветы оживут. Дети «читают» код каждого блока и находят нужные фигуры. Отгаданные фигуры располагают в виде лепестков на краю стебля. После окончания работы полянка ожила цветами. Воспитатель подводит вместе с детьми итоги, спрашивает, что понравилось, какая полянка получилась. Можно предложить детям в свободной деятельности нарисовать такие же цветы на бумаге.

«Волшебное дерево»

Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Материал: Наглядность с изображением дерева без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур-листьев, набор блоков.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические  фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет листочков соответствует цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на  ветке, при этом обращая внимание на  символы фигур-листьев.

«Украшаем ёлочку мы в просторном доме»

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую методику.

Материал: набор блоков, кодовые карточки.                            

Ход игры:

Готовясь к Новому году, на занятии по аппликации дети сделали каждый для себя ёлочку из зелёных треугольников. Воспитатель предлагает детям украсить ёлочки необычными игрушками. Для этого можно воспользоваться блоками. Каждую игрушку нужно вначале расшифровать с помощью кодов, а затем украсить ёлочку по своему желанию.

«Пирамида».

Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовое слово. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

Материал: набор блоков, кодовые карточки.

Ход игры:

Однажды Ваня сидел за столом и играл в очень интересную игру, которую ему купил папа. Он строил пирамиды из блоков. Это было непросто. Ведь каждый блок в пирамиде нужно было расшифровать с помощью кодовых значков. Ему уже оставалось совсем немного достроить, когда кот Василий вскочил на стол и решил помочь Ване. Он лапкой всё смахнул на пол. Воспитатель предлагает построить несколько видов пирамид и тем самым помочь Ване, используя кодовые обозначения, дети строят пирамиды.

«Улитка»

Цель: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением спирали, набор блоков.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям построить домики для улитки из волшебных фигур. Домик получается нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Аналогично проигрывается игра «Хоровод». Меняются условия игры: блоки выкладываются по кругу.  Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

 

«Рассели жильцов».

 

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: набор блоков, изображённый на ватмане многоэтажный дом.

Ход игры.

В группе детского сада жили-были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было тесно и темно.  И дети вместе с воспитателем решили поселить их уютном многоэтажном  доме. Для каждой фигуры определён этаж, номер квартиры.  Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.

«Помоги муравьишкам».

Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал: набор блоков, коробочки с прорезью.

Ход игры.

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы муравьихи много детей – весёлых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые, даже теряются в большом лесу. Решила мама научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Ребёнок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках(красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда муравьишка другого цвета.

При усложнении игры ведущий называет сразу два свойства, три свойства. Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Роль ведущих исполняют сами дети.

«Необычные фигуры».

Цель: развитие способности к анализу, абстрагированию. Учить строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Развивать логическое мышление, воображение.

Материал: набор блоков, таблицы с правилами построения фигур.

Ход игры.

В городе логических фигур состоится карнавал  необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратится в необычные, сложные. Правила таких превращений записаны на таблицах. Воспитатель показывает таблицу, помогает выяснить на какое свойство фигур надо смотреть, с какой фигуры начинать строить необычную. По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или на кого они похожи.

«Домино».

Цель: развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: набор блоков.

Ход игры:

В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Правила игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета. Тот кто первым выложит все фигуры, становится победителем.

Усложнение: в правилах игры указываются два свойства(три свойства).

«Найди пару».

Цель: развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал: набор блоков.

Ход игры:

В игре участвуют пять, семь человек. Один набор у ведущего в мешочке, второй у игроков. Фигуры – зайчата: у игроков- зайчата – девочки, у ведущего – зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий называет, чем похожи братья и сёстры(цветом, формой, размером). Тот, кто быстрее составит пару, забираете себе.

Усложнение: пары составляются на основе сходства или различия по двум, трём свойствам. Дети сами придумывают правила игры.

«Поймай тройку».

Цель: развивать умение сравнивать.

Материал: набор блоков.

 Ход игры:

Ведущий перемешивает фигуры и ставит их стопкой, затем снимает две верхние и кладёт их на стол. Первый участник берёт верхнюю фигуру, прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он находит общее свойство, то забирает их себе, если общего свойства нет, то последнюю фигуру он кладет вниз стопки. Выигрывает тот, кто соберёт больше фигур.

«Загадки без слов».

Цель: развитие умений расшифровывать(декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениями.

Материал: набор блоков, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки; «это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры». Для поддержания интереса у детей взрослый ставит перед детьми разные игровые задачи (собрать белочке съедобные грибы, найти любимое печенье Вини-пуха, помочь спрятаться мышатам от проказника кота).

Усложнение: загадывающий предъявляет сразу две карточки с совместимыми свойствами(три карточки).

«Где спрятался Джерри».

Цель: развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.

Материал: логические блоки, карточки с изображением свойств, плоскостное изображение мышонка.

Ход игры:

Перед детьми выкладывают 10-12 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока. Дети по очереди ищут. Тот, кто находит мышонка, становится ведущим. Игра продолжается.

«Сократи слово»

Цель: развитие логического мышления, внимания, умения строго выполнять правила при выполнении действий.

Материал: логические блоки, таблицы.

                Ход игры:    

Перед детьми 7-8 блоков, выложенных в произвольном порядке. Это слово, которое нужно сократить по правилам. Дети с воспитателем выясняют, что означает каждое правило.

Правило 1. если в слове кружок стоит слева от квадрата, то их нужно поменять местами, применить это  правило, столько раз, сколько это возможно. Затем перейти к правилу 2.

Правило 2. если в слове рядом два кружочка, то их надо убрать. Применять правило  столько раз, сколько это возможно, затем перейти к правилу 3.

Правило 3. если в слове рядом два квадрата, то их надо убрать. Применять это правило столько раз, сколько это возможно.

Затем дети сокращают слово из квадратов и кругов по этим правилам в направлении слева на право. Начинают всегда сокращать с правила 1. в конце выясняют, что же осталось от длинного слова. Для повышения интереса , детям рассказывают увлекательные сюжетные ситуации, игровые задачи.

Усложнение: увеличивают количество блоков в словах, предлагают новые варианты правил, предлагают детям самим придумать новые правила сокращения слов.

«Построй дом».

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Материал: набор блоков, 4 карточки-домика, мешочек, прямоугольники по размеру клеток на карточке.

Ход игры:

В игре принимают участие пять человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-кирпичи. Задача строителей – построить свой дом.

Ведущий по очереди вынимает из мешочка фигуры, называют их форму. Тот, кто находит соответствующее значение на карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом), становится ведущим.

        Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).

        Усложнение: используются карточки, которые требуют выделение двух свойств, которые требуют на три свойства.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Логические игры с блоками Дьенеша.

Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.

Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...

Игры с блоками "Дьенеша"

Пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщ...

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....