Педагогический проект "Математика в мире сказок"
проект по математике

Математика сопровождает на всю жизнь. Бе счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку невозможно. Поэтому, чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_mire_skazok.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект: «Математика в мире сказок»

Актуальность.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

ФГОС ДО предъявляет определенные требования к ФЭМП у детей  3-4 лет, но не секрет, что зачастую интерес и восприятие новой информации у детей данного возраста происходит стихийно, импульсивно, в связи с этим возник вопрос о том, как обеспечить формирование математических представлений у детей 3-4 летнего возраста более системно и целенаправленно.

Возник вопрос, что еще, кроме игры также эмоционально вовлекает детей в процесс познания, развивает их заинтересованность и внимание. Конечно же, это сказки. Использование сказки в образовательном процессе способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации детьми.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие логики и мышления детей.

Задачи:

  • формирование системы математических знаний, умений и навыков у детей второй младшей группы;
  • развитие познавательной активности у детей и родителей в изучении математических представлений опосредованно, через русское народное творчество – сказки;
  • развитие речи детей, обогащение словарного запаса через чтение и изучение сказок;
  • физическое развитие детей в процессе выполнения подвижных игр;
  • развитие социально-коммуникативных навыков, через взаимодействие воспитанников в ходе занятий;
  • разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения по мотивам сказок, направленные на развитие математических представлений и мышления детей.

Условия реализации проекта:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация  образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами
  • и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Основное содержание проекта.

Вид проекта: познавательно - речевой

Участники проекта: педагоги группы, дети подготовительной группы, родители.

Срок реализации: 1 месяц                     

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное развитие,
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Ожидаемый результат:

  • у детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений;
  • речь детей активизируется, появляется больший интерес к занятиям по математике, развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность;
  • воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей;
  • позитивные изменения в речи, памяти, внимании детей;
  • осознание  родителями  ценности совместной творческой деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • мультимедийные презентации,  аудиосказки;
  • методические и дидактические пособия,
  • уголок театра, книжный уголок;
  • теоретическая и методическая литература.

План реализации проекта

I этап. Подготовительный:

  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор материалов для проведения мероприятий направленных на формирование элементарных математических представлений с использованием сказок;
  • подобрать разнообразные книги, иллюстрации по теме проекта «Русские народные сказки», «Авторские сказки».

II этап. Основной:

  • продуктивная деятельность детей, родителей и педагогов;
  • математическая викторина с детьми викторина с детьми;
  • цикл мероприятий  по знакомству с русскими народными сказками;
  • участие родителей в организации выставки «Любимый сказочный персонаж»
  • оформление стендовой информации для родителей.

III этап. Заключительный:

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Оформление методических материалов по проекту (папки с материалами мероприятий с детьми, педагогами, родителями, презентации, фотоматериалы и т.д.)

Структура проекта

Блок

Содержание, формы организации

«Знакомство со сказками»

Цель: познакомить детей с народными сказками.

  • Просмотр презентаций;
  • Рассказ воспитателя;
  • Рассматривание иллюстраций

«Математика в мире сказок»

Цель: вызвать интерес к математике, систематизировать знания детей о сказках и математических навыках.

  • Чтение, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций по сказкам.
  • оформление уголка «Друзья математики», книжного уголка..
  • Рассматривание иллюстраций, книг.
  • Беседы о прочитанном.
  • Математические  викторины по сказкам.
  • Театрализация.
  • Использование различных видов игр: дидактических, настольно – печатных, инсценировок и других.

Изучаем и мастерим

Цель: развивать творческие способности детей, продолжать прививать интерес к сказкам и через продуктивную деятельность.

  • аппликация, лепка сказочных героев. Раскрашивание.
  • Конструирование из геометрических фигур

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Цель: привлечь родителей к осуществлению проекта через домашнее чтение книг, участие в творческой выставке «Математика по дорогам сказок».

  • Выставка творческих работ по сказкам «Любимый сказочный персонаж из геометрических фигур»

 План  реализации проекта.

Дата

Задачи

Содержание деятельности

Работа с родителями

4 – 8 февраля

  1. Подбор математических сказок и элементов фольклора используемых в непосредственно - образовательной деятельности
  2. Собеседование с детьми

(цель: диагностика ФЭМП и выявить представления детей о сказках)

  1. Игровая беседа. «Сутки». Сказка «Четыре лебедя».
  2. Изготовление игр.
  3. Оформление стендовой информации для родителей.

Анкетирование: «Сказка в жизни вашего ребёнка».

11 – 22 февраля

Сформировать представления детей и родителей о роли математики в жизни ребёнка

Систематизировать и расширить знания детей о математике и сказках.

Развивать творческие способности детей.

Сформировать представления у детей о социально - нравственных  ценностях.

Тематическая неделя «В мире математики»

Речевое развитие.

  1. Чтение стихов по теме математика: «Родились у нас котята…» - Михалков, загадки про геометрические фигуры.
  2. Чтение художественной литературы: «Забавная математика» по русской народной сказке Л.Н.Толстого «Три медведя», «Три котёнка» В.Сутеев.
  3. Дидактические  игры «Три медведя» - создать условия для ознакомления детей с величиной, размером, «Отгадай загадку» и другие.
  4. Совместная и самостоятельная деятельность в книжных уголках и уголке математики (рассматривание иллюстраций книг, мини викторины)
  5. Разгадывание загадок, кроссвордов.
  6. Рассказывание по иллюстрациям книг.
  7. Просмотр мультфильмов: «Остров ошибок», «В стране невыученных уроков».

Познавательное развитие

  1. Занятие «Путешествие в сказку».
  2. Создание картотеки «Сказочный фольклор»
  3. Мини – викторины (тесты) по пройденному материалу

Художественно – эстетическое развитие

  1. Продуктивная деятельность  аппликация «Декоративная тарелочка», выкладывание геометрических фигур из бус, раскрашивание геометрических фигур.
  2. Конструирование «Домик для зайчика»
  3. Выставка  детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений из геометрических фигур.

Социально – коммуникативное развитие.

  1. Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 будем пальчики считать» с концовкой о том, что руки не совсем чистые.
  2. Настольно – печатные игры: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Мягкие вкладыши», «Мозаика»
  3. Дидактические  игры «Четвёртый лишний», «Из какой сказки предмет» и другие.
  4. Игры – викторины в математическом уголке.

Знакомство с математическими сказками и стихами.

Чтение математических сказок.

25-28 февраля

Побуждать желание испытывать радость от проделанной работы.

  1. Математическая тест – игра «Сказочная математика»
  2. Фотоотчет.
  3. Консультация для родителей «Весёлая математика дома»

Участие в совместной творческой выставке «Любимый сказочный персонаж из геометрических фигур»

Продукты  проекта:

  • конспекты мероприятий, посвящённых математике и сказкам;
  • материалы выставок;
  • фотоматериалы;
  • дидактические игры, настольно – печатные игры;
  • картотеки.

Достигнутые образовательные результаты и эффекты.

  • Развитие интереса дошкольников к слушанию книг, повышение интереса к изучению математики.
  • Пополнение развивающей среды книгами, играми, пособиями по сказкам и математике.

Перспективы дальнейшего развития проекта

На основе данного проекта продолжить дальнейшее знакомство детей с детской литературой, детскими писателями и  математическими сказками и математикой в целом.

Конспект занятия

с детьми во второй младшей группе для детей 3-4 лет.

Тема: «Путешествие в сказку».

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через квест – игру путешествие по русской народной сказке «Гуси – лебеди».

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять в умении сравнивать две группы предметов, вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск .

Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, воображение, творческие способности, развивать коммуникативные умения, формирование навыков исследовательской деятельности .

Воспитывающие: Воспитывать стремление оказывать помощь другим, чувство сопереживания и чуткость к героям сказки; Закреплять желание и умение выполнять задания сообща.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе: создание проблемной ситуации, создание развивающей среды.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (лепка).
  4. Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь.

Создание среды для организации и проведения занятия: ростовые куклы: Машенька и Ванюша, дерево - яблоня, яблочки разных размеров, прозрачная миска с водой, камни, большой таз с молоком.

Виды детской деятельности:

  • Коммуникативная.
  • Познавательная.
  • Продуктивная.
  • Двигательная.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие у детей интереса к математике;
  2. Умение детей действовать самостоятельно;
  3. Проявление эмоциональной отзывчивости.                        
  4. Умение воспитанников выполнять задания под руководством взрослого.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Активно участвует в образовательной  деятельности.
  2. Проявляет самостоятельность.
  3. Обращается за помощью к взрослому и детям.
  4. Сопереживает.
  5. Эмоционально реагирует.
  6. Соподчиняет мотивы.
  7. Проявляет волевое усилие.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

физическое развитие

физ. минутки.

Способствовать формированию положительных эмоций, совершенствовать общую моторику.

речевое развитие

Диалоги с героями сказки «Гуси – лебеди»

Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, умение проявлять эмоциональную заботу.

художественно – эстетическое развитие

лепка «лепим пирожки»

Закреплять представления о свойствах пластелина и способах лепки.

Познавательное развитие

Выполнение заданий героев сказки

Принимать активное заинтересованное участие в образовательном процессе

Социально – коммуникативное развитие

Создание проблемной ситуации, создание мотива для деятельности детей.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, отчетливости произношения. Закрепление умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

План

1.Вводная часть:                                                          

  • Создание проблемной ситуации.
  • Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.
  • Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть:

  • Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»
  • Физ. минутка
  • Задание от печки «Испеки пирожки»
  • Физ. минутка
  • Задание от яблони «Собери яблочки»
  • Задание от речки «Убери камни»
  • Задание «Открой сундук».

3.Заключительная часть:                                                                                                                                

  • Вопросы по сказке «Гуси – лебеди»
  • Оценка деятельности детей.
  • Подведение итогов
  • Гостинцы  для детей от героев сказки.

Длительность НОД

3 мин

10 мин

2мин

15 мин

Ход занятия

Части    

Содержание

Методические указания

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте поздороваемся с ними.

Дети: «Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня я приглашаю вас в сказку. Давайте скажем волшебные слова:

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем,

Вокруг себя повернёмся,

Дружно за руки возьмёмся,

Глаза закроем,

Скажем: «Ах» и окажемся в гостях»

(Слайд 1)

- Посмотрите кругом. Хотите узнать, в какую сказку мы попали? Тогда отгадайте загадку.

У брата с сестрою несчастье большое.

Но им не откажут в подмоге:

Волшебная печка,

Молочная речка,

И яблонька в трудной дороге».

Дети: Гуси – лебеди.

Воспитатель: Правильно, это сказка «Гуси – лебеди»

(показать часть мультфильма, где гуси –лебеди унесли Ваню)

(Слайд 2)

(Появляется Маша – ростовая фигура)

Маша: Я из сказки к вам попала

Помощь ваша мне нужна.

С братцем маленьким Ванюшей

Возле дома мы играли,

А братца гуси - лебеди украли.

Воспитатель: Ребята, поможем Машеньке найти Ванюшу??

Дети произносят волшебные слова, четко проговаривая звуки

2.Основная часть.

 Воспитатель: По тропинкам мы пойдём,

Вместе мы Ягу найдём.

Весело за мной шагайте,

Только, чур, не отставайте.

(Музыкальное сопровождение по выбору муз. работника)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

По тропинке побежим

И до поля добежим.

Поле чистое в пути,

Что там видим впереди?

Воспитатель: Печка ты ответь скорей, не видала ль ты гусей?

Печка (голос): Я ответить вам бы рада,

Мне помочь немного надо:

Баба Яга мимо пролетала

Все мои пирожки разбросала.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем печке и наделаем других пирожков?

Дети: Да.

Цель: закрепить понятия «Ни одного, один, много», «поровну»,  знание цветов; развитие мелкой моторики.

Воспитатель: Посмотрите, у нас на подносе лежит тесто. Скажите сколько кусочков теста на подносе?

Дети: Много.

Воспитатель: возьмите каждый по одному кусочку теста.

(…, сколько кусочков теста у тебя в руке?)

Дети: Один

Воспитатель: Ребята, сколько кусочков теста у меня осталось на тарелочке? А всем хватило кусочков теста?

Дети: Да.

Воспитатель:

Дети: Поровну.

Воспитатель: А теперь, давайте сядем за столы и слепим пирожки для печки.

(слепили)

Воспитатель: Ребята, а пирожки у всех одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем отличаются?

Дети: Цветом.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на поднос, на нём видим фигуры разного цвета. Что это за фигуры? Каким цветом круги?

Дети: Красный, жёлтый и коричневый.

Воспитатель: Правильно.

Печка: Спасибо! Дальше прямо вы идите,

Там у яблоньки спросите.

Воспитатель:

По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Топ-топ-топ!

По камешкам, камешкам.

Прыг-прыг-прыг!

Шли мы, шли и к яблоньке пришли.

Воспитатель: Яблонька, скажи скорей,

Не видала ль ты гусей?

Яблоня (голос):

Я ответить вам бы рада,

Мне помочь немного надо

Вы сорвите поскорей

Мои яблоки с ветвей.

Большие, малые сорвите

И в корзины их сложите!

Цель: закрепить умение распределять предметы по размеру, сравнивать две группы предметов, закрепить знание об  овощах и фруктах.

Ребята, поможем яблоньке, чтобы узнать дорогу дальше? (ответы детей) Но сначала скажите, яблоки – это овощи или фрукты?

Дети: Фрукты, потому что растут на дереве.

Воспитатель: Правильно, молодцы

А перед вами две корзинки, они одинаковые?

Дети: Нет

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: размером.

Воспитатель: А как мы можем проверить корзинки, какая из них большая, а какая маленькая?

Дети: Приложить одну корзинку к другой, и посмотреть, какая корзинка не сможет спрятать другую корзинку.

Воспитатель: В большую корзинку кладём яблочки какого размера?

Дети: большие.

Воспитатель: А в маленькую?

Дети: Маленькие.

Воспитатель: Сколько сейчас яблочек на яблоньке?

Дети: Ни одного.

Яблоня:

Дальше двигайтесь вперёд

Путь вас к речке приведёт.

Воспитатель:

По камушкам, по кочкам

Быстро, быстро мы шагали,

Не споткнулись, не упали

Прямо к речке мы попали.

Воспитатель: Речка нам ответь скорей

 Не видала ль ты гусей?

Речка: Я ответ бы вам дала,

Помогите мне, сперва:

Камни все вы уберите,

Путь вы  мне освободите.

Воспитатель: Ребята, камни упали с горы. Ребята, а вы знаете, почему камушки мешают речке?

Дети: Камни тяжёлые, поэтому речка не может через них плыть дальше.

Воспитатель: А давайте проверим. Вот у нас маленькое озеро, давайте в это озеро бросим камушек (бросаем). Что произошло с камушком?

Дети: Утонул.

А давайте теперь опустим в воду листочек, который принёс нам ветерок. Что с ним произошло?

Дети: Листочек плавает.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а камушек на дне озера мы видим?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит водичка какая?

Дети: Прозрачная.

Воспитатель: Наша речка прозрачная?

Дети: нет.

Воспитатель: Правильно, речка не прозрачная, потому что это необычная речка, а молочная. А молоко какого цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: а теперь давай уберем камушки.

(убираем камушки, и ручеёк течёт дальше)

(Звук ручейка)                            

Речка: Спасибо! Гуси к лесу путь держали

Быстро крыльями махали.

В клювах ключики они держали,

Но в дороге потеряли.

Время даром не теряйте,

Да ключи вы забирайте.

Воспитатель: Спасибо, речка. А вот и ключики.

Давайте возьмём их с собой, может в лесу они нам пригодятся.

(Приходим в лес)

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лес, вы что-нибудь видите необычное?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Верно, может там гуси – лебеди спрятали Ванюшу? Давайте посмотрим. Ой, на сундуке висят замки, да необычные. Открыть его можно, только если подобрать ключи? (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Воспитатель: Давайте посмотрим на ключики, которые нам речка отдала. Какая фигура на первом ключике изображена?  

Дети: круг.

Воспитатель: какой замок откроем этим ключиком?

(«открываем» все замочки, а там кукла Ванюши)

Маша забирает Ваню, говорит: «Спасибо» и «До свидания» и уходят.

Чётко выполнять движения в соответствии с текстом.

Чётко отвечать на поставленные вопросы.

Внимательно слушать задание.

Распределить яблочки по корзинкам: Большие яблочки сложить в большие корзинки, а маленькие – в маленькие

Дети собирают избушку для Яги из модулей.

Бросаем в озеро камушки и листочки. Убираем камушки.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам с вами тоже пора возвращаться в детский сад.

«1,2,3,4,5 – мы в детском садике опять»

Ребята, понравилось вам в сказке?

По какой сказке мы путешествовали?

Дети: «Гуси – лебеди»

Воспитатель: Кому помогали?

Дети: Ребята, вы сегодня всем помогали, и все препятствия смогли преодолеть. Вы все молодцы.  За это герои сказки решили вас отблагодарить и передали для вас угощения. (леденцы «Петушки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие по ФЭМП в средней группе «В мире сказок»

Цель: создание условий для закрепления элементарных  математических представленийЗадачи: - закреплять знание цифр в пределах 5- закреплять знание геометрических фигур.- закрепить знания о величин...

Педагогический проект "В мире добрых сказок"

Педагогический проект «В мире добрых сказок»для детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «В мире сказок»

Цель проекта:Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу. Задачи проекта:• Способствоват...

Презинтация по окружающему миру " В мире сказок"

Театрализованная деятельность в детском саду вносит разнообразие в жизнь ребенка. Она дарит ему радость. Создает условиядля развития творческой активности детей, развивает воображение, память, внимани...

Педагогический проект «В мире сказок Владимира Сутеева»

Паспорт проекта «В мире сказок Владимира Сутеева».Тип проекта : краткосрочный.Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.Возраст детей: 6-7 лет.Цель проекта: Формировани...