Конспект занятия по математике в средней группе с использованием пособий Воскобовича Тема: «Квадрат и прямоугольник»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Александрова Елена Геннадьевна

Материалы и оборудование: магнитная доска, два обруча, шляпа, «Игровизор» и «Геоконт» по количеству детей, «Блоки Дьенеша», плоскостные геометрические фигуры - обозначения признака формы (квадрат, прямоугольник, иллюстрации (мышка, кусочки сыра в форме треугольника, круга, квадрата и прямоугольника).

Цель: формирование умения отличать квадрат от прямоугольника.

Задачи:

• развивать умение находить и называть общие и отличительные признаки квадрата и прямоугольника (общие – 4 стороны, 4 угла, отличительные – у квадрата все стороны равны, у прямоугольника – равны противоположные стороны);

• продолжить развивать умение различать геометрические фигуры (квадрат и прямоугольник).

• развивать умение находить и называть предметы геометрической формы в окружающем.

• воспитывать дружеские отношения, вызвать желание помочь друг другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в средней группе с использованием пособий Воскобовича

Тема: «Квадрат и прямоугольник»

Материалы и оборудование: магнитная доска, два обруча, шляпа, «Игровизор» и «Геоконт» по количеству детей, «Блоки Дьенеша», плоскостные геометрические фигуры - обозначения признака формы (квадрат, прямоугольник, иллюстрации (мышка, кусочки сыра в форме треугольника, круга, квадрата и прямоугольника).

Цель: формирование умения отличать квадрат от прямоугольника.

Задачи:

• развивать умение находить и называть общие и отличительные признаки квадрата и прямоугольника (общие – 4 стороны, 4 угла, отличительные – у квадрата все стороны равны, у прямоугольника – равны противоположные стороны);

• продолжить развивать умение различать геометрические фигуры (квадрат и прямоугольник).

• развивать умение находить и называть предметы геометрической формы в окружающем.

• воспитывать дружеские отношения, вызвать желание помочь друг другу.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям расположиться перед доской, дети садятся полукругом. На магнитной доске, расположены кусочки сыра разной геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник и круг) и за одним из них спряталась мышка (картинка).

2. Вводная часть.

В – Ребята, у нас сегодня гостья, но она спряталась. Чтобы узнать кто она, нужно отгадать загадку:

Под полом таится, кошки боится! Кто это?

Д – Мышка!

3. Основная часть

В – Да, ребята, это мышка. Ребята, мышка-норушка принесла нам подарки – вот эти вкусные кусочки сыра.

Мышка говорит на ухо воспитателю.

В – Ребята, мышка-норушка говорит. Что знает, какие вы умные ребята и просит о помощи. Она очень хочет понять, почему эти кусочки сыра такие разные. Ребята, мы поможем мышке?

Д – Да!

В – Ребята, посмотрите внимательно, какой формы эти кусочки сыра? Разные или одинаковые?

Д – Разные.

В – Правильно, это совершенно разные геометрические фигуры. Давайте вместе скажем мышке, как они называются.

Д – Это круг.

Это треугольник.

Это квадрат.

Это прямоугольник.

В – Молодцы! А теперь посмотрите на квадрат и прямоугольник. Чем они похожи?

Д – Квадрат и прямоугольник имеют четыре стороны и четыре угла.

В – Умницы! А теперь давайте с вами подумаем, чем же они отличаются? Посмотрите, пожалуйста, на квадрат. Я его переворачиваю, неужели что-то меняется? Конечно, нет, а почему так?

Д – Потому что у квадрата все четыре стороны равны.

В – Правильно, молодцы ребята! А теперь посмотрите на прямоугольник. Я его переворачиваю, меняется что-то? Да, а почему так?

Д – Потому что у прямоугольника, только две стороны одинаковые.

В – Молодцы ребята! Теперь мы с вами узнали, в чем сходство и отличие квадрата и прямоугольника. И помогли мышке-норушке разобраться в геометрических фигурах.

В – Ребята, теперь давайте с вами посмотрим по сторонам и расскажем нашей гостье, какие предметы в форме прямоугольника и квадрата есть в нашей группе.

Дети находят предметы и называют их.

В - Замечательно, ребята, какие вы внимательные! Проходите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, перед вами игровизор. Найдите на картинке квадрат и обведите его маркером. А теперь внимательно посмотрите на все предметы и проведите линию от квадрата к предмету в такой же форме.

Сейчас найдите на картинке прямоугольник и обведите его маркером. Молодцы! Также найдите предмет в форме этой геометрической фигуры и проведите между ними черту.

Молодцы, ребята! Все справились с этой задачей? Проверьте у друг друга, все ли правильно сделали.

В – А, сейчас, давайте с вами разомнемся, поиграем.

Мышка принесла нам не только сыр, но и волшебную шляпу с подарками.

Возьмите, пожалуйста, по одной геометрической фигуре.

Дети достают геометрические фигуры из шляпы (Блоки Дьенеша).

В – Покажите, у кого есть прямоугольники и у кого есть квадраты.

Дети показывают, поднимают свои геометрические фигуры.

Перед ними на полу лежат два обруча, внутри них вырезанные из картона геометрические фигуры.

В – Ребята, посмотрите, перед вами два домика, каждый для определенной фигуры. Когда я начну звенеть в бубен, идите гулять по нашему маленькому городку. Но когда я ударю в него, вы должны найти свой домик и встать в него.

В ходе игры воспитатель смотрит, чтобы дети не толкались, выбрали нужный «домик» для себя.

В – Умницы, ребята, все нашли свой домик! Сейчас кладите фигуры в волшебную шляпу. Наша гостья хочет еще, о чем-то попросить.

4. Заключительная часть

В – Нас мышка-норушка приглашает на чудесную полянку. Ребята, нашей гостье пора уже возвращаться домой. Только она совсем не знает дорогу, по которой ей надо идти. Поможем ей?

Д – Да.

В – Давайте выложим на геоконте дорогу в виде прямоугольника.

Дети выполняют задание, сидя на коврике. В это время воспитатель смотрит, правильно ли дети выкладывают прямоугольник из резинки.

В – Молодцы, ребята! Все справились? Давайте, теперь соединим все наши дорожки в одну длинную дорогу (геоконты кладут друг за другом, по которой мышка сможет добраться домой.

Молодцы, ребята, вы помогли нашей гостье!

Видишь, мышка-норушка, какие детки у нас хорошие и умненькие!

Дети прощаются с мышкой, провожают ее по «дорожке».

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы (обратная связь). Что больше всего понравилось? С какими заданиями справились легко? Какие задания вызвали затруднения?

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием игр В. Воскобовича и предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес»

Ольга Белякова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием игр В. Воскобовича и предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес»

Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием игр В. Воскобовича и предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес»

Воспитатель: Белякова О. П.

ТЕМА: «Поможем жителям фиолетового леса»

ЦЕЛЬ: формировать знания детей о понятии: длинный, короткий; быстрый, медленный; узкий, широкий, маленький, большой. Закрепить знания в счете в пределах 5.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

* Продолжать формирование мыслительных операций;

* Закрепить навыки счёта в пределах 5;

* Закрепить употребление простых и сложных предлогов в самостоятельной речи;

* Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

* Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

* Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

* Развивать конструктивные и творческие способности.

Воспитательные:

* Воспитывать интерес к математике;

* Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;

* Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

* Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Интегрируемые области: коммуникация, познание, физическая культура.

Материал: Фиолетовый лес, ворон Метр, гусеница Фифа, игровизоры на каждого ребенка.

Раздаточный материал: полоски разной длины, тучки и солнце.

Музыкальное сопровождение: звуки леса, музыка В. Железновой.

СОДЕРЖАНИЕ:

Орг. момент. Дети водят хоровод (под муз. Железновой.) Ворон Метр приходит в группу.

- Ребята, здравствуйте! Узнали меня? Я ворон Метр, самый известный ворон в фиолетовом лесу. У нас в лесу случилась беда, гусеница Фифа рассыпала свои бусы и очень расстраивается, помогите ей пожалуйста! Поможете? - Поможем! (отвечают ребята).

- (Ворон) ну вот, поручение Фифы я выполнил, мне пора возвращаться домой, удачи вам, ребята! (ворон улетает).

Сообщение темы занятия

- Ну что, ребята, мы поможем жителям фиолетового леса?

Нам сегодня, ребята, придется считать и решать, справится с множеством заданий и преодолеть много трудностей!

- Не испугались?

– ну тогда отправляемся в путь, а для этого нам нужно построить поезд. Поезд наш не простой, первый вагон за паровозом из самой длинной полоски, второй вагон из полоски, которая короче, а третий вагон самый короткий. (Дети на столах выкладывают поезд).

По ходу как дети выкладывают поезд, воспитатель задает вопросы: - Тимоша, какой вагон самый длинный?

Какой самый короткий? Какого цвета второй вагон? На какую фигуру похожи колеса? (Ответы детей: Первый, третий, желтый, круг и т. д.)

– ну вот наш поезд готов можно отправляться в путь.

Раз - два, раз - два,

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом. (хлопки руками по коленям на каждое слово).

- Ой! Смотрите, а впереди у нас река, как же нам перейти её?

Правильно, надо построить мост и перейдем по нему речку. Воспитатель задает вопросы. Если мы положим одну дощечку, какой мост у нас получится?

Давайте сделаем широкий мост. (деревянные дощечки располагают рядом друг с другом)

Воспитатель. Молодцы! Справились и с этим заданием.

Вот мы и пришли в фиолетовый лес.

Следующее задание! «Помочь Фифе собрать бусинки, которые она рассыпала на полянке у пруда». (Дети собирают бусы на полянах и лугах Фиолетового леса).

Какого цвета получились бусы?

Одинаковые ли бусины по величине?

Покажите самую маленькую бусинку, а самую большую.

Кто сможет посчитать, сколько бусин в бусах? (Разного, называем цвета, нет.

Показывают, считают от 1 до 5).

Гусеница Фифа – спасибо вам большое, что помогли мне собрать мои любимые бусы. А теперь мне пора спать.

Воспитатель – что ты Фифа, ведь сейчас утро! Ребята, что мы делаем утром? (Просыпаемся, делаем зарядку)

Давайте покажем Фифе, как мы делаем зарядку.

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать - пять. (Дети выполняют физкультминутку).

Фифа – знаю, знаю! Потом будет вечер и я буду обедать! (Нет, обедают днем,говорят дети).

Воспитатель – Ой! Да я посмотрю, Фифа совсем не знает части суток и когда, что надо делать. Давайте мы сейчас отправимся в детский сад и нарисуем для неё схемы, когда и что надо делать. (Дети возвращаются за столы и на игровизорах, соединяют, что когда надо делать).

Молодцы ребята, со всеми заданиями справились отлично!

Мы не только помогли жителям фиолетового леса, но и отлично провели время!

Поведение итогов

- А давайте вспомним, где мы побывали сегодня? фиолетовом лесу).

- Кому и как вы помогали? (Гусенице Фифе, собрали бусы и нарисовали схемы).

Итог: А теперь, оцените свою работу. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку».

Мы проделали большой путь и заслужили поощрение.

Открываем шкатулку в ней конфеты.

Спасибо за внимание, занятие окончено.

Конспект ООД по ФЭМП с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в средней группе «Чудесные превращения квадрата»

по теме: «Чудесные превращения квадрата по сказке

В. В. Воскобовича «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях превращениях Квадрата»

Цель: развитие у детей познавательных интересов (логическое мышление,внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, элементарные математические представления,интеллектуального развития с использованием логико–математической игры В. В. Воскобовича.

Задачи:

1. Формировать представления о сенсорных эталонах –геометрических фигурах; воспитывать интерес к конструированию из квадрата.

2. Закреплять умения детей конструировать по образцу используя игры В. В. Воскобовича, учить выполнять действия, придерживаясь заданного алгоритма;

3. Активизировать речь детей: желание и готовность вступать в беседу со взрослым, высказывать предположения.

4. Развивать умения определять эмоциональное состояние и причины, его вызывающие, взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к ООД «Чудесные превращения квадрата по сказке

В. В. Воскобовича «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях превращениях Квадрата»,содержащая алгоритмы преобразования квадрата в фигуры; игра двухцветный квадрат Воскобовича (по количеству детей, методическая сказка: «Тайна Ворона Метра», бейджики с цифрами по количеству детей, круги красного и зелоного цвета по количеству детей.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Применяемые педагогические технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, игровая технология В. В. Воскобовича.

Предварительная работа: знакомство с развивающими играми В. В. Воскобовича «Двухцветный квадрат Воскобовича», с героями развивающих игр В. В Воскобовича,чтение путешествий Малыша Гео, обследование двухцветного квадрата Воскобовича, конструирование различных предметов из двухцветного квадрата Воскобовича, организация совместной игровой деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича, разучивание физкультминутки «Делай так», приветствия «Доброе утро».

Методы и приемы:Сюрпризный момент, художественное слово, игровые, наглядные, словесные, практические приемы, презентация к сказке, индивидуальная работа по мере необходимости, музыкальная физ. минутка «Делай так».

Ведущий вид детской деятельности – игра.

Ход ООД:

(Дети рассаживаются по стульчикам)

Воспитатель: Посмотрите, сегодня у нас много гостей – это сотрудники детского сада. Давайте пожелаем всем доброго утра (дети здороваются с гостями).

А теперь слушайте все меня внимательно.

Сегодня я хочу поиграть с вами в сказку. Вы помните, зачем отправился Малыш Гео в свое путешествие? (ответы детей)

Вчера, например 1 апреля, он прислал СМС- сообщение о том, что отправился к ОзеруАйс. Там он нашел и выполнил все задания шута Двана и 2 апреля вернется к нам. Догадались, когда это произойдет (ответы детей)

Верно, сегодня, только я что-то пока его не вижу, видимо, он в пути.

Ребята, еще он мне напомнил о том, что нужно помочь его друзьям написать письмо.

Вы согласны помочь? (ответы детей)

Для этого нам нужно попасть в Замок превращений! Попробуем? (дети встают и подходят к нарисованному замку).

Воспитатель:Смотрите, а ворота в Замок закрыты на замок. Попробуем его открыть (предлагаю несколько разных ключей). В чем же дело? Верно, это кодовый замок. А как мы сможем его открыть? Код, а что такое код? (ответы детей-это набор цифр, который знает только хозяин) .

Подождите, подождите, я кажется догадалась: кодовую карточку- бейджик с тремя одинаковыми цифрами на ней, мне же оставил Малыш Гео, когда отправлялся на Озеро Айс. Посмотрите на нее и назовите код (дети называют 555, устанавливают код и «открывают» замок).

Воспитатель:Замечательно, теперь попав в замок мы сможем помочь другу Малыша Гео. Сейчас вы пройдете в свои комнаты (к столам, номер стола соответствует номеру вашегобейджика).

Физ. минутка:Если весело живётся делай так (хлопки перед собой)

Если весело живётся делай так (хлопки перед собой)

Мы танцуем буги-буги, поворачивая в круги (повороты вокруг себя)

И все вместе делаем вот так (хлопки над головой)

Если весело живётся делай так (повороты в стороны)

Если весело живётся делай так (повороты в стороны)

Мы танцуем буги-буги, поворачивая в круги (повороты вокруг себя)

И все вместе делаем вот так (приседания)

Далее рассказываю сказку, дети выполняют превращения квадрата.

Воспитатель: Малыш Гео оставил в каждой комнате портрет друга. Достаньте портрет из конверта, познакомьтесь с ним, назовите его имя (ответа детей-Квадрат).

А что квадрат может рассказать о себе (ответы детей-двухцветный, у него четыре стороны, все стороны равны, углы прямые, может складываться по диагонали, пополам).

Молодцы, вижу, вы уже готовы играть со мной в сказку, стать моими помощниками. Готовы? (ответы детей)

Воспитатель:Напоминаю вам правила игры: быть внимательными, стараться самостоятельно помогать главному герою сказки; если справились с заданием, не выкрикивайте, поднимите зеленый кружок и покажите его, я замечу; если нуждаетесь в помощи - поднимите красный, и вам будет оказана помощь; будьте воспитанными.

Итак: я произношу волшебные слова - «Рыба- карась игра началась»

Внимание на экран (показываю презентацию, сопровождаю текстом):

«В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Треугольник, папа Круг, и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у него не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху, Так говорил папа. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает всем доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать. В своем ответе папа Круг вместе со своим сынишкой Квадратом написали дедушке про мечту Квадрата». Рассказываю одну из методических сказок(«Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата»). (вместе с детьми конструируем предметы из двухцветного Квадрата).

Воспитатель:Молодцы! Вы были замечательными помощниками малыша Гео, он останется вами доволен. Ребята, а вам самим понравилось наше путешествие? (ответы детей).

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и математических представлений в средней группе «Путешевствие в Цифро-цирк» (по играм В.В. Воскобовича)

Цель занятия: Развивать сенсорные способности и элементарные математические представления. Обучать детей счету. Закреплять представления о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику пальцев руки. Развивать внимание, моторную память, пространственное и творческое воображение, речь. Активизировать ассоциативно-творческое мышление.

Ход занятия.

Воспитатель:  Дети, сегодня мы получили письмо, давайте его прочитаем. В письме написано: «Дорогие друзья! Меня зовут Магнолик. Я приятель Метра Ворона. Он часто мне рассказывает о вас. Приезжайте ко мне в Фиолетовый лес, и я помогу Вам раскрыть тайну Большого Плода Знаний.  Но  будьте очень внимательны: по дороге вас ждут трудные задания. Если вы выполните задания правильно, то откроете тайну. Чтобы вы не заблудились в пути, посылаю вам карту. Жду вас в Фиолетовом лесу ».

Воспитатель: Будем путешествовать, ребята?

Дети:  Да.

Воспитатель: Давайте   в   дорогу   возьмем   Волшебный   Квадрат,   ведь   он   умеет превращаться в различные полезные вещи. А это нам пригодится в пути. Посмотрим на карту. Что у нас впереди?

Дорогу преграждает елочки. Тут темно и страшно. Как нам пройти через них? Кто нам может помочь и осветить дорогу.

-Гномики. (Выкладываем и называем гномиков).

Река. Как через неё переправиться?

С помощью лодки.

Вот и пригодились нам волшебные квадраты. Давайте сделаем из них лодочки и переберемся через речку.

Мы руками поведем _

Будто по реке плывем.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу приплыли.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на схему, что дальше на нашем пути?

Правильно, но это поляна не простая, а волшебная. И эта волшебная поляна, конечно, не настоящая, а маленькая есть у вас на столах. Владеет тайной поляны Луч-владыка. Ребята, давайте вспомним, как называется эта игра? Чьё имя она носит?

На какую геометрическую фигуру похожа наша поляна?

На квадрат.

Правильно, если мы выложим квадрат на Геоконте. То мы сможем двигаться дальше.

Вот мы и оказались в «Фиолетовом лесу». А где же Магнолик, который обещал нам раскрыть какую-то тайну. Давайте заглянем внутрь....

Здесь что-то есть! Это же сам Магнолик, цифра 0!

Давайте покажем Магнолику зеркало. (Поднимите).

Когда ты, смотришь в зеркало, кого ты там видишь?

Дети: себя.

А Магнолик?

Дети: тоже себя.

Воспитатель: А теперь представьте, что вы зеркало, помогите Магнолику увидеть себя. Для этого поднимите руки вверх и сделайте из них круг, загляните в него и улыбнитесь. Сколько веселых Магноликов!

Я поняла, какую тайну хотел раскрыть нам Магнолик.

А вы поняли?

Это тайна Забавных Цифр. (Знакомство с Цифро-цирком)

Почему забавных цифр? Потому, что каждая цифра на карточках имеет свой образ. Например, единичка – это ежик, двойка – нарисована в виде зайки, и т.п.

Но самый главный здесь Магнолик. Давайте выложим цифру 0, Магнолику будет очень приятно. А с помощью какой игры мы можем это сделать?

«Волшебная восьмерка»

Теперь все возьмите игру «Волшебная восьмерка» и сделайте цифру 0.

Вот и закончилось наше путешествие в «Фиолетовый лес» и мы возвращаемся в наш любимый детский сад. До свидания Магнолик! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

конспект занятия содержит игры направленные на развитие различных психических познавательных процессов на занятиях по математике при помощи игр В.В.Воскобовича....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использованием инновационных технологий. Тема: «Сказочный лес»

Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием нетрадиционных техник . тема: Пейзаж «Весна».

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием нетрадиционных техник в группе «Рябинка»тема: Пейзаж «Весна». Воспитатель: Пелипейко Елена Александровна.1...

Конспект занятия по математике в средней группе с использованием блоков Дьенеша

Конспект представлен в виде технологической карты, насыщен художественным словом автора, с занимательным содержанием по работе с блоками Дьенеша....

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием нетрадиционных техник. тема: «Золотые подсолнухи».

Образовательная область:  изобразительная деятельность..Цель:  развивать воображение и фантазию. Создавать красивый образ подсолнуха из природного материала.    Прог...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием Блоков Дьенеша. Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Задачи: учить называтьгеометрические фигуры, описывать их  свойства по 3признакам (цвет, форма, величина); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5, в количественномсчете...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использованием инновационных технологий. Тема: «Сказочный лес»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с использованием инновационных технологий.Тема: «Сказочный лес»...