Мастер класс по ФЭМП
статья по математике (средняя группа)

Цель мастер-класса:  Расширять знания по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс на тему:

«Формирование ФЭМП средствами занимательной математики в дошкольном возрасте»

Цель мастер-класса:  Расширять знания по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования занимательных математических игр в педагогическом процессе.
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

Достоинство игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

По моему мнению, ФЭМП у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

На мой взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З.А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

Занимательный математический материал

Развлечения

Математические (логические) игры, задачи, упражнения

Дидактические игры и упражнения

Загадки,

задачи – шутки,

ребусы,

кроссворды,

головоломки,

математические квадраты,

математические фокусы

«Танграм»

«Стомахион»,

«Гексатрион»,

«Пифагор»,

«Колумбово

яйцо»,

Кубики для всех»

С блоками, кубиками на включение, нахождение

Шашки,

шахматы

Словесные

С

наглядным

материалом

Словесные

Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений

Все игры можно разделить на несколько групп:

1. Игры с числами и цифрами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

       В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Поэтому для развития логического мышления использую задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданием начинаю с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.

Также использую в работе с детьми различные виды словесных игр с использованием мяча: «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка.., шорты короткие, а брюки..,). На понятия высокий, низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст…, стул низкий, а шкаф.., дверь узкая, а окно..) и.д.  

       Для эффективного решения задач по использованию развивающих игр очень важно оснастить группу необходимыми игровыми пособиями. Я создала центр «Занимательной математики». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами,  величинами. Я собрала разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре «Занимательной математики» провожу с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности, вовлекая в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.   

Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.

Музыкальная пауза.

Уважаемы коллеги! Перед тем, как приступить к практической части нашего мастер-класса, я предлагаю физкультминутку. Для этого всем надо встать и образовать круг. Под музыку выполняем движения.

 
А теперь я предлагаю вам погрузиться в детство и немножко поиграть.

  1. Разминочная «Назови математические термины».
  2. Пословицы с числами.
  3. Объясни выраженье: «Семь пядей во лбу»

                                     «Мерять на свой аршин».

    4. Игра «Собери цветочки»

Цель: Закрепить состав чисел 10,13,16.

Оборудование: Лепестки с примерами на состав чисел, серединки с цифрами.

Методика проведения:

Предлагаю собрать красивые цветы. На столах раскладываю серединки цветов, карточки-лепестки раздаю играющим. По сигналу надо найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает тот, кто правильно и быстро соберет свою ромашку.

 

2.  Игра «Загадки и отгадки»

Задачи:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: Счетные палочки и  карты-схемы.

Методика проведения:

Читаю загадку и предлагает из счетных  палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.                                  

                                             

По волнам дворец плывет,                         Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет.                                                                       (вертолет)                
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

3. Игра «Реши задачку»

Задачи:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: Фасоль в тарелочке.

Методика проведения:

Предлагаю решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

                   ***                                                        ***

Как-то ночью под кусточком                 Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять.                             Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка.                   Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно ...(пять)               Сколько всех их прилетело? (семь)

Послушай - и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

Сделай – и ты научишься.

C:\Users\1\Desktop\20200122_165242.jpg

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь - это игра.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по ФЭМП на тему: "Обучению решению арифметических задач".

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Мастер – класс по ФЭМП в подготовительной к школе группе

ООД формирует у детей начальные элементарные представления из области математики....

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...

Мастер - класс по ФЭМП

Опыт работы с детьми 3 лет для родителей...

Мастер- класс по ФЭМП

С данным мастер- классом выступала на Педагогическом форуме учителей математики и физики «Учитель и инновации: идеи, опыт, практика».В данном мастер -классе мы показали  все фор...

Мастер - класс по ФЭМП "Божья Коровка"

Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом ми...

Мастер-класс по ФЭМП с применением театральной деятельности по сказке «Теремок»

Цель: формировать умение считать до 5-и, умение ориентироваться в определении предметов  контрастных размеров; умение сравнивать числа  (больше – меньше).Задачи:  обучающие: ...