"В гостях у гнома - Эконома"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Петрова Калиса Анатольевна

       Конспект занятия математического цикла с элементами экономического содержания с детьми выпускной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 133 «Почемучка» г. Чебоксары

           Конспект

 занятия математического цикла
с элементами экономического содержания
с детьми выпускной группы
«В гостях у Гнома - Эконома»

Подготовила:                                  воспитатель 1 квалификационной категории                                                                               Петрова К.А.

               г. Чебоксары

Программное содержание:

Образовательные задачи.

Обеспечить освоение знаний по экономическому воспитанию,
раскрыть некоторые подходы к экономическому воспитанию детей
дошкольного возраста с целью определения его содержания.

Развивающие задачи.

Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные источники (зарплата, пенсия, стипендия), а также понятия «расход».

Уточнить представление детей о ведении домашнего хозяйства. Совершенствовать умения в счёте.

Познакомиться с новым словом «банк».

 Закрепить представление детей о «банке» - как месте, в котором хранятся деньги.

Учить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Развивать интерес к миру экономики.

Воспитательные задачи:

Воспитывать ответственное (задание) отношение к выполнению
заданий, экономического содержания.

Учить справедливо, оценивать поступки и ответы других детей, их действия.

Воспитывать целеустремленность, инициативу, уверенность в своих силах.

Создать радостное настроение, желание выполнить задания гнома - Эконома.

Методические приемы:

*Проблемные ситуации:

- определение семейного бюджета семьи Экономистов.

- решение задач на определение расхода и дохода.

- нахождение слов противоположных по значению в игре
«Экономическая рыбалка».

* Создание интереса у детей к игре «Летим на ковре-самолете».

* Вопросы к детям экономического содержания.

* Решение хитрых вопросов по экономике.

* Чтение стихотворений экономического содержания.

* Выполнение арифметических действий.

* Создание радостного настроения, «сюрприз» Гнома Эконома.

Материал:

  • Схема – план «Страна - Экономика»
  • Схема «Семейный бюджет»
  • Схема «Доход» и «Расход»
  • Детский экономический словарик
  • Кроссворд
  • Карточки с цифрами и арифметическими действиями
  • Игрушки «Гном-Эконом», «Карлсон»
  • Обруч
  • Магнитофон и аудиозапись «Звездное небо» (Д.Маликов)
  • Шкатулка
  • Рыбки  для игры «Экономическая рыбалка»

Ход занятия

- Ребята, каждый раз к нам в гости приходил Гном- Эконом. Мы знаем, что он живет в стране Экономике. Давайте вспомним, что
такое Экономика?
(Ответы детей)

      - Правильно, домашним хозяйством занимается ваша мама, покупает
продукты, одежду, готовит, стирает, гладит, шьет. А сейчас слово "Экономика" означает хозяйство страны. Хозяйство всей страны гораздо
сложнее домашнего хозяйства, потому что нужно приготовить еду, шить
одежду, делать игрушки, машины, строить дома, для всех жителей. Вот
теперь вы можете представить, что такое экономика.

- Ребята, вы хотите посмотреть, какая она страна - Экономика?
(рассматривание карты-схемы Страны Экономики).

- А попасть в гости Гному - Эконому хотите? Он живет в городе
Деловых. Для этого у нас есть волшебный ковер- самолет. Сели по
удобнее, закрыли глазки и представим, что мы летим на ковре-
самолете.

(Включается запись кассеты с песней Д. Маликова «Звездное небо»). 

- «Ковер-самолет» поднимается все выше и выше, навстречу нам попадаются белые пуховые облака разной формы. Мимо нас пролетел самолет, а вот за ним и второй самолет летит, но он повернулся в правую сторону и поднялся еще выше. А наш «ковер-самолет» медленно летит вниз. (Выключается музыка)

- Тихонечко открываем глаза, посмотрели по сторонам, мы попали в страну «Экономики».

- А вот и наш друг Гном-Эконом нас встречает. (Здороваются)
Гном: -Здравствуйте, ребята!

           Я веселый, добрый Гном,

           Добрый Гном-Эконом,

           Люблю денежки считать

           И хозяйство возглавлять.

           С вами рядом я живу,

  С экономикой дружу.

      Спасибо, что прилетели в гости. Я хочу познакомить вас с семьей, которые живут в этой стране. (Обратить внимание на схему «Семейный бюджет».

      -Знакомьтесь, в этой семье живут: папа-водитель, мама-швея, бабушка и
дедушка, дочь и сынишка. Сколько человек живут в этой семье? (…)

      Мама и папа работают и за свой труд получают зарплату.   (Выкладывается карточка из модели «Семейный бюджет»). Зарплата это -оплата труда, за месяц, за неделю, за 1час.

      А бабушка и дедушка уже старенькие и не работают, но они получают пенсию.  (Добавляется  карточка).  Пенсию  платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике или на других предприятиях.    

      Дочка не работает, но она учится и за свою учебу, учеба это тоже труд,
получает стипендию.
Стипендия-это плата за учебу. (Добавляется карточка).

      Сынишка маленький и ходит в детский сад, он не получает ни каких
денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки, но эти деньги он не
сам заработал, а взрослые.

      Все деньги, которые получают взрослые члены семьи (папа, мама, бабушка и дедушка, дочка) - это семейный бюджет.

      Гном: Теперь вы знаете, что такое семейный бюджет. Когда подрастете, сами сможете вести домашнее хозяйство. А теперь мне пора простится с вами, меня ждут дела. До свидания. (Прощаются).

      Воспитатель: Действительно, очень много дел у Гнома-Эконома. Ведь он живет в городе Деловых. Рассаживайтесь на стулья кому где удобно. Перед вами две схемы. Одна из них называется «Доход», а другая «Расход». Как вы думаете, где какая схема? И почему? (Ответы детей).

- Действительно, первая схема- это схема «Дохода». Так же, как и в природе, солнце греет землю и вода испаряется, поднимается вверх и образуются облака.

      Сейчас мы с вами определим доход семьи.

Задача:

У папы - 5 рублей, у мамы – 2 рубля. Какой доход этой семьи? Правильно, 7 рублей.

-А это схема «Расхода». Плывет облачко - тучка. Капельки в виде дождя выпадают из облачка. Вот и в семье деньги как капельки дождя могут выпасть и большой расход получится.

Посчитаем с вами расход семьи.

Задача:

Доход был 8 рублей, а израсходовали : плата за квартиру 4 рубля. Сколько денег останется в семейном бюджете?. Правильно, 4 рубля.

Молодцы ребята, пойдемте дальше. Я вижу озеро «Национальных
доходов». Пойдемте на рыбалку, не простую, а на экономическую.
(Игра «Экономическая рыбалка»).

(Прилетает Карлсон).

Прилетел я! Всем привет!

Новость вы слыхали? Нет?

На крыше скучно стало жить,

Учится школу стал ходить.

Ученье-свет, а не ученье-тьма

Гласят пословицы слова.

Я в школе- первый ученик,

Всегда в пятерках мой дневник.

И в ногу с жизнью я живу, все потому
Что с экономикой дружу.

       Дети: Здравствуй, Карлсон.

      Карлсон: Сегодня в школе мы познакомились с новым словом - БАНК.

Я хочу и вас с ним познакомить. Банк-это такое место, где выдают деньги в кредит, меняют, хранят и выплачивают. Главный человек в этом банке - банкир.

(Рассматривание Экономического словаря).

      Воспитатель: Интересное слово мы узнали, спасибо тебе, Карлсон. А наши ребята тоже с экономикой дружат.

-Как? Ведь они еще даже в школу не ходят?

-Ну и что? Они ведь в детском саду занимаются, играют в экономические
игры, они у нас юные экономисты. Даже стихи знают.

1. С экономикой нас начали знакомить. Что такое «Вклад» и «Банк», как деньги экономить.

2. Мы доход своей семьи вместе подсчитаем. Знаем цену всем вещам, что нам покупали.

3. «Бизнес», «бартер» и «бюджет»- что это такое? От гремучих этих слов детям нет покоя.

4. В д/с с монетой, удивили мы пол света,покупаем, продаем, мы играть не устаем.

5. Моя бабушка в чулке денежки хранила. И пропали деньги те, - на спички не хватило.

6. Я бабусе говорю: в банк тебя я отведу. Там % ты получишь заживешь на них ты лучше.

7. Экономика больна и страдает вся страна. Дайте вырасти только, вылечим ее тогда.

8. Будем знание получать, капитал накопим. И тебе, наш д/с, в будущем поможем.

- А еще наши ребята кроссворды умеют отгадывать.

Решение кроссворда:

1. Деньги, которые получают пожилые (старые люди)?

2. Деньги, которые получают люди за выполненную работу (за месяц, за
неделю, за 1час
.)?

3. Деньги, которые получают студенты, учащиеся, за учебу?

4. Место, где принимают деньги на хранение, выдают, дают в долг?

      Карлсон: Молодцы! Я вам даю шкатулку, но она откроется только тогда,
когда вы правильно ответите на хитрые вопросы:

Вопросы:

1. Сколько ног у осьминога?

2. Сто иголок имеет, а шить не умеет?

3. Как называется геометрическая фигура без углов?

4. Сколько орехов в пустом стакане?

      Карлсон: Молодцы ребята! Шкатулка открылась. А что же там, конфеты. 

      Ребята: Спасибо, Карлсон! Нам пора в детский сад. До свидания!

      Воспитатель: Сели на ковер - самолет и полетели домой. (Включение аудиозаписи). Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам путешествие? Где мы побывали? Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Почему? (Ответы детей)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 133 «Почемучка» г. Чебоксары

           Конспект

 занятия математического цикла
с элементами экономического содержания
с детьми выпускной группы
«В гостях у Гнома - Эконома»

Подготовила:                                  воспитатель 1 квалификационной категории                                                                               Петрова К.А.

               г. Чебоксары

Программное содержание:

Образовательные задачи.

Обеспечить освоение знаний по экономическому воспитанию,
раскрыть некоторые подходы к экономическому воспитанию детей
дошкольного возраста с целью определения его содержания.

Развивающие задачи.

Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные источники (зарплата, пенсия, стипендия), а также понятия «расход».

Уточнить представление детей о ведении домашнего хозяйства. Совершенствовать умения в счёте.

Познакомиться с новым словом «банк».

 Закрепить представление детей о «банке» - как месте, в котором хранятся деньги.

Учить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Развивать интерес к миру экономики.

Воспитательные задачи:

Воспитывать ответственное (задание) отношение к выполнению
заданий, экономического содержания.

Учить справедливо, оценивать поступки и ответы других детей, их действия.

Воспитывать целеустремленность, инициативу, уверенность в своих силах.

Создать радостное настроение, желание выполнить задания гнома - Эконома.

Методические приемы:

*Проблемные ситуации:

- определение семейного бюджета семьи Экономистов.

- решение задач на определение расхода и дохода.

- нахождение слов противоположных по значению в игре
«Экономическая рыбалка».

* Создание интереса у детей к игре «Летим на ковре-самолете».

* Вопросы к детям экономического содержания.

* Решение хитрых вопросов по экономике.

* Чтение стихотворений экономического содержания.

* Выполнение арифметических действий.

* Создание радостного настроения, «сюрприз» Гнома Эконома.

Материал:

  • Схема – план «Страна - Экономика»
  • Схема «Семейный бюджет»
  • Схема «Доход» и «Расход»
  • Детский экономический словарик
  • Кроссворд
  • Карточки с цифрами и арифметическими действиями
  • Игрушки «Гном-Эконом», «Карлсон»
  • Обруч
  • Магнитофон и аудиозапись «Звездное небо» (Д.Маликов)
  • Шкатулка
  • Рыбки  для игры «Экономическая рыбалка»

Ход занятия

- Ребята, каждый раз к нам в гости приходил Гном- Эконом. Мы знаем, что он живет в стране Экономике. Давайте вспомним, что
такое Экономика?
(Ответы детей)

      - Правильно, домашним хозяйством занимается ваша мама, покупает
продукты, одежду, готовит, стирает, гладит, шьет. А сейчас слово "Экономика" означает хозяйство страны. Хозяйство всей страны гораздо
сложнее домашнего хозяйства, потому что нужно приготовить еду, шить
одежду, делать игрушки, машины, строить дома, для всех жителей. Вот
теперь вы можете представить, что такое экономика.

- Ребята, вы хотите посмотреть, какая она страна - Экономика?
(рассматривание карты-схемы Страны Экономики).

- А попасть в гости Гному - Эконому хотите? Он живет в городе
Деловых. Для этого у нас есть волшебный ковер- самолет. Сели по
удобнее, закрыли глазки и представим, что мы летим на ковре-
самолете.

(Включается запись кассеты с песней Д. Маликова «Звездное небо»). 

- «Ковер-самолет» поднимается все выше и выше, навстречу нам попадаются белые пуховые облака разной формы. Мимо нас пролетел самолет, а вот за ним и второй самолет летит, но он повернулся в правую сторону и поднялся еще выше. А наш «ковер-самолет» медленно летит вниз. (Выключается музыка)

- Тихонечко открываем глаза, посмотрели по сторонам, мы попали в страну «Экономики».

- А вот и наш друг Гном-Эконом нас встречает. (Здороваются)
Гном: -Здравствуйте, ребята!

           Я веселый, добрый Гном,

           Добрый Гном-Эконом,

           Люблю денежки считать

           И хозяйство возглавлять.

           С вами рядом я живу,

  С экономикой дружу.

      Спасибо, что прилетели в гости. Я хочу познакомить вас с семьей, которые живут в этой стране. (Обратить внимание на схему «Семейный бюджет».

      -Знакомьтесь, в этой семье живут: папа-водитель, мама-швея, бабушка и
дедушка, дочь и сынишка. Сколько человек живут в этой семье? (…)

      Мама и папа работают и за свой труд получают зарплату.   (Выкладывается карточка из модели «Семейный бюджет»). Зарплата это -оплата труда, за месяц, за неделю, за 1час.

      А бабушка и дедушка уже старенькие и не работают, но они получают пенсию.  (Добавляется  карточка).  Пенсию  платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике или на других предприятиях.    

      Дочка не работает, но она учится и за свою учебу, учеба это тоже труд,
получает стипендию.
Стипендия-это плата за учебу. (Добавляется карточка).

      Сынишка маленький и ходит в детский сад, он не получает ни каких
денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки, но эти деньги он не
сам заработал, а взрослые.

      Все деньги, которые получают взрослые члены семьи (папа, мама, бабушка и дедушка, дочка) - это семейный бюджет.

      Гном: Теперь вы знаете, что такое семейный бюджет. Когда подрастете, сами сможете вести домашнее хозяйство. А теперь мне пора простится с вами, меня ждут дела. До свидания. (Прощаются).

      Воспитатель: Действительно, очень много дел у Гнома-Эконома. Ведь он живет в городе Деловых. Рассаживайтесь на стулья кому где удобно. Перед вами две схемы. Одна из них называется «Доход», а другая «Расход». Как вы думаете, где какая схема? И почему? (Ответы детей).

- Действительно, первая схема- это схема «Дохода». Так же, как и в природе, солнце греет землю и вода испаряется, поднимается вверх и образуются облака.

      Сейчас мы с вами определим доход семьи.

Задача:

У папы - 5 рублей, у мамы – 2 рубля. Какой доход этой семьи? Правильно, 7 рублей.

-А это схема «Расхода». Плывет облачко - тучка. Капельки в виде дождя выпадают из облачка. Вот и в семье деньги как капельки дождя могут выпасть и большой расход получится.

Посчитаем с вами расход семьи.

Задача:

Доход был 8 рублей, а израсходовали : плата за квартиру 4 рубля. Сколько денег останется в семейном бюджете?. Правильно, 4 рубля.

Молодцы ребята, пойдемте дальше. Я вижу озеро «Национальных
доходов». Пойдемте на рыбалку, не простую, а на экономическую.
(Игра «Экономическая рыбалка»).

(Прилетает Карлсон).

Прилетел я! Всем привет!

Новость вы слыхали? Нет?

На крыше скучно стало жить,

Учится школу стал ходить.

Ученье-свет, а не ученье-тьма

Гласят пословицы слова.

Я в школе- первый ученик,

Всегда в пятерках мой дневник.

И в ногу с жизнью я живу, все потому
Что с экономикой дружу.

       Дети: Здравствуй, Карлсон.

      Карлсон: Сегодня в школе мы познакомились с новым словом - БАНК.

Я хочу и вас с ним познакомить. Банк-это такое место, где выдают деньги в кредит, меняют, хранят и выплачивают. Главный человек в этом банке - банкир.

(Рассматривание Экономического словаря).

      Воспитатель: Интересное слово мы узнали, спасибо тебе, Карлсон. А наши ребята тоже с экономикой дружат.

-Как? Ведь они еще даже в школу не ходят?

-Ну и что? Они ведь в детском саду занимаются, играют в экономические
игры, они у нас юные экономисты. Даже стихи знают.

1. С экономикой нас начали знакомить. Что такое «Вклад» и «Банк», как деньги экономить.

2. Мы доход своей семьи вместе подсчитаем. Знаем цену всем вещам, что нам покупали.

3. «Бизнес», «бартер» и «бюджет»- что это такое? От гремучих этих слов детям нет покоя.

4. В д/с с монетой, удивили мы пол света,покупаем, продаем, мы играть не устаем.

5. Моя бабушка в чулке денежки хранила. И пропали деньги те, - на спички не хватило.

6. Я бабусе говорю: в банк тебя я отведу. Там % ты получишь заживешь на них ты лучше.

7. Экономика больна и страдает вся страна. Дайте вырасти только, вылечим ее тогда.

8. Будем знание получать, капитал накопим. И тебе, наш д/с, в будущем поможем.

- А еще наши ребята кроссворды умеют отгадывать.

Решение кроссворда:

1. Деньги, которые получают пожилые (старые люди)?

2. Деньги, которые получают люди за выполненную работу (за месяц, за
неделю, за 1час
.)?

3. Деньги, которые получают студенты, учащиеся, за учебу?

4. Место, где принимают деньги на хранение, выдают, дают в долг?

      Карлсон: Молодцы! Я вам даю шкатулку, но она откроется только тогда,
когда вы правильно ответите на хитрые вопросы:

Вопросы:

1. Сколько ног у осьминога?

2. Сто иголок имеет, а шить не умеет?

3. Как называется геометрическая фигура без углов?

4. Сколько орехов в пустом стакане?

      Карлсон: Молодцы ребята! Шкатулка открылась. А что же там, конфеты. 

      Ребята: Спасибо, Карлсон! Нам пора в детский сад. До свидания!

      Воспитатель: Сели на ковер - самолет и полетели домой. (Включение аудиозаписи). Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам путешествие? Где мы побывали? Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Почему? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация НОД познавательного занятия «В гостях у Гнома-Эконома» в средней группе «Карлсон»

Цель: Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире, формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах. Дать представление об электроэнергии, о способах экономии эле...

Папка-передвижка "В гостях у гнома Эконома"

Папка - передвижка "В гостях у гнома Эконома" расскажет родителям о рациональном использовании денег, о важности экономии. Финансовая грамотность – это особое качество человека, к...

Познавательное развитие. НОД для средней группы тема: «В гостях у Гнома Эконома»

Для воспитателей детского сода. Экономическое воспитание детей....

ЛЭПбук по финансовой грамотности "В гостях у гнома Эконома"

Данный ЛЭПбук используется для знакомства и закрепления информации о мире экономики....

Конспект занятия "В гостях у гнома Эконома"

Конспект занятия "В гостях у гнома Эконома"...

Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет "Буратино в гостях у Гномов -Экономов"

Заседание Клуба Гномов – Экономов посвящено истории возникновения денег и деньгам разных стран – валюте. Неожиданным для ребят будет появление гостя из сказочной страны.  Буратино обр...