Перспективное планирование по использованию игр для дошкольников, направленных на логико-математическое развитие (4-7лет)
материал по математике

Лелюхина Лидия Фаритовна

Перспективное планирование по использованию игр для дошкольников, направленных на логико-математическое развитие (4-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivoe_planirovanie_logiko-matematicheskih_igr.docx157.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Перспективное планирование

по использованию игр для дошкольников, направленных на логико-математическое развитие

(4-7 лет)

Автор: Лелюхина Л.Ф.,

воспитатель

2019 год

Перспективное планирование  использования игр,

направленных на логико-математическое развитие

детей дошкольного возраста.

Актуальность использования  игр, логико-математического содержания определяется тем, что мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика.

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.

 Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

На занятиях математикой большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к занятиям, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки

В  дошкольном возрасте у детей сильна потребность в игре, поэтому я  включаю ее в занятия математикой. Игра делает занятия эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Суть моей подборки материала на развитие логико-математического мышления заключается в поэтапном, постепенно усложняющемся , с учётом возраста, внедрением в воспитательно-образовательный процесс, различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления. Также в своей работе применяю современные методики.

Цель: Создать условия для развития логико-математического развития детей

посредством дидактических игр, упражнений.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать логико-математические представления

Развивающие:

- Развивать психические процессы;

-Развивать предпосылки учебной деятельности;

-Развивать коммуникативные навыки, инициативность, сообразительность детей;

-Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес, настойчивость в достижении цели.

Методическая подборка материала рассчитана на возраст детей с4-7лет.

С детьми среднего возраста работа по развитию логико-математического мышления направлена на  

-выделение определённых признаков предмета, группировку предметов по данному признаку и исключение  из группы предмета, не имеющего данный признак ; -выстраивание сериационных рядов из 8–10 предметов; нахождение общего и отличительного, с пояснением своего выбора;

-соотношение предмета с сенсорными эталонами;

-обучение элементарному анализу, то есть разбору целого на составляющие части.

С детьми старшего возраста работа по развитию логико-математического мышления направлена на  

-сравнение, классификацию,  умение строить предположения и пытаться доказывать их;

-систематизацию предметов по 2–3 признакам,  умение совершать сериации 10  предметов, разница между которыми незначительна;

 -умение вести анализ объекта или явления при  помощи педагога;

 -умение отслеживать закономерности.

С детьми подготовительного возраста работа по развитию логико-математического мышления направлена на  совершенствование умения:

-сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;

-систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 из более предметов, разница между которыми незначительна;

-вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;

-отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.

В процессе игр у детей развиваются устойчивое внимание, выдержка, исполнительность, инициатива. Детям кажется, что они просто играют, а в это время у них развивается логическое мышление, формируются познавательный интерес, мотивация к обучению, они учатся планировать каждый ход, соблюдать правила игры.

Перспективный план работы

использования логико-математических игр

с детьми  средней группы.

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Домики и дорожки»

Д.и. «Сложи узор»

Д.и. «Сложи узор»

Д.и. «Медведь и пчелы»

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и.«Самолеты»

Д.и. «Домики и дорожки»

Д.и. «Сложи узор»

Д.и. «Кто быстрее»

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Гаражи»

Д.и. «Самолеты»

Д.и. «Медведь и пчелы»

Д.и.«Составь фигуру»

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игровое упражнение со счетными палочками

Д.и.«Сложи узор»

Д.и. «Составь фигуру»

Д.и. «Собери бусы»

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Жучки и цветочки»

Игровое упражнение со счетными палочками

Д.и. «Самолеты»

Д.и. «Скажи наоборот»

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Составь узор»

Д.и. «Домики и дорожки»

Д.и. «Собери бусы»

Д.и. «Медведь и пчелы»

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Проведи дорожки»

Д.и. «Чем это может быть?»

Д.и. «Разложи правильно»

Д.и. «Составь квадрат»

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Справа, как слева»

Д.и. «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

Д.и. «Что сначала, что потом?»

Д.и. «Сложи узор»

Перспективный план работы

использования логико-математических игр

с детьми старшей группы.

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.у. «Найди отличия»

Д.и. «сколько»

Игровое упражнение «Кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Д.и. «Какая фигура лишняя и почему?»

Игра «Сложи узор»

Д.и. «Найди шляпку, которая отличается от других»

Д.и. «Найди вырезанные кусочки»

Лабиринт «Помоги сказочному герою»

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Вопрос ответ»

Д.и. «Что должно быть в пустой клетке»

Д.и. «Найди недостающую картинку»(круг, треугольник, квадрат)

Д.и. «Сложи узор»

Д.и. «Разноцветные дорожки»

Д.у. «Нарисуй недостающую фигуру»

Д.у. «Четвертый лишний»

Д.и. «Где, чей дом?»

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Вечер загадок и шуток (на смекалку)

Д.и. «Сколько, какой?»

Д.и. «Разложи по порядку»

Д.и. «Четвертый лишний»

Д.и. «Угадай что спрятано?»

Д.и. «Найди, что спрятано»

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

Д.и. «Поиск недостающей в ряду фигуры»

Д.и. «Помоги отыскать клад»

Д.и. «Найди отличия»

Чтение математических сказок, пословиц

Д.и. «Лабиринт»

Д.и. «Расставь мебель»

Д.у. «Почини одеяло»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Логические задачи

Составление фигур по образцу

Д.у. «Сложи из палочек»

Д.у. «Лабиринт»

Игра «Танграм»

Игра «Танграм»

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Найди отличия»

Д.у «Сложи из палочек» (по замыслу)

Составление математических сказок

Д.и. «Найди фигуру»

Д.у. «Разложи по порядку»

Игра «Бусы»

Д.и. «Убери лишнее»

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Д.и. «Сколько, какой?»

Игра «Танграм»

Монгольская игра

Монгольская игра

Игры с использованием счетных палочек.

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Колумбово яйцо»

Игра «Колумбово яйцо»

Игра «Колумбово яйцо»

Загадки и шутки

Перспективный план работы использования

логико-математических игр

с детьми  подготовительной  группы.

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Танграм» составление фигур по замыслу

Игра «Отгадай последнее слово»

Игра «Составь» (выкладывание рыб из кубиков игры «Сложи узор»)

Решение задач

Игра «Найди недостающую фигуру»

Д.у. «Логическая цепочка»

Составление математических сказок.

Составление фигур.

Лабиринт «Помоги Незнайке добраться до Цветочного города »

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Составление фигур (силуэт по выбору)

Д.у. «Что получится, скажи»

Решение логических задач

Игра-головоломка(составление по образцу).

Лабиринт.

Игра-головоломка(составление по образцу).

Лабиринт.

Знакомство с «Вьетнамской игрой».

Лабиринт

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Математические сказки (рассказывание)

«Вьетнамская игра»(бабочка)

Д.у. «Путаница»

«Волшебный круг»-составление фигур по образцу.

Игра-головоломка

Д.и. «Что получится?»

Д.у. «Найди закономерность»

Д.и. «Мастерская ковров»(найти недостающий фрагмент)

Составление математических сказок.

Д.у. «Найди отличия»

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Математический досуг (использование занимательного математического материала)

«Пентамино» (рассматривание частей игры и составление фигур по образцу)

 Д/у «Помоги почтальону сосчитать сколько писем ему нужно доставить»

Д/и «Найди фигуру»

«Пентамино» (составление по образцу и самостоятельно)

Д/у «Каждому кубику недостающий кусочек»

Д/у «Что было раньше, что было потом» (показать стрелочками)

Пентаграмма (составление по образцу)

Д/у «Что должно быть в пустых клетках - дорисуй»

Д/и «Найди закономерность»

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Кубики для всех (рассматривание элементов игры, нахождение сходства их с предметами)

Д/у «Что должно быть в пустой клетке»

Д/у «Найди дорогу к домикам»

Кубики для всех .

Д/у «Найди закономерность»

Д/у «Какой квадрат подойдет в пустую клетку»

Лабиринт «Помоги собачке»

Кубики для всех.

Пентаграмма.

(самостоятельно)

«Торопись, да не ошибись»

(конкурс смекалистых)

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Кубики для всех.

Д/у «Обведи кружком»

Д/и «Заселяем дом»

Лабиринт «Помоги найти звездочку»

Кубики для всех (составление жирафа)

Д/у «Помоги  пчелке добраться до улья»

Д/у «Подбери два грибочка, сумма чисел которых равна десяти»

Лабиринт «Покажи художнику дорогу»

Точечки (ознакомление с игрой)

Д/у «Прочитай письмо и найди дорожку»

Д/у «В каком кружочке сумма цифр больше»

Д/и «Собери фигуру»

Решение кроссворда

(название геометрических фигур)

Д/у «Найди часы которые показывают правильное время»

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сложи узор

Д/у «Что сначала, что потом»

Д/у «Найди закономерность

Д/у «Найди лишнее»

Игры со счетными палочками

«Волшебный круг»

(ознакомление с игрой, составление по образцу)

Д/у «Сними заклятье с замка»

Игры со счетными палочками.

Игра в пятнашки

«Волшебный круг»

( самостоятельное составление по образцу)

Игра в пятнашки.

Развлечение «В королевстве кривых зеркал»

Составление математических сказок

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры со счетными палочками (по замыслу)

Составление фигур самостоятельно из любой игры на выбор

Игры со счетными палочками (по замыслу)

Составление из любой игры на выбор

Составление математических сказок.

Рассказывание математических сказок.

Для выявления уровня развития логико-математических представлений у детей среднего дошкольного возраста за основу я  взяла методику

диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста

авторов И.Н.Чеплашкиной, Л.Ю.Зуевой.

Задания методики  направлены на выявление следующих умений:

- определять форму, воссоздавать фигуру из частей (элементов);

- пользоваться числами: считать, уравнивать, ориентироваться в

цифрах в пределах 5;

- двигаться по лабиринту;

- решать логические задачи, проявлять догадку, объяснять свои

действия.

Критерии уровней развития

1. Восприятие, выделение, выбор форм (квадрат, прямоугольник, треугольник), воссоздание их из элементов (частей).

Низкий уровень. Выделяет, называет фигуры (путает названия) Воссозданием не владеет. Называет отдельные слова.

Средний уровень. Выделяет, называет фигуры. Способом воссоздания не владеет (делает определѐнные попытки). Действия поясняет схематически.

Высокий уровень. Выбирает, называет фигуры, объясняет действия.

Воссоздаѐт из частей геометрические фигуры.

2. Умение определять количество, пользуясь числами; практически

устанавливать равенство, различать, называть цифры, их последовательность.

Низкий уровень. Определяет количество, ошибается в использовании чисел после четырѐх, различает не все цифры. Равенство не устанавливает.

Средний уровень. Пользуется числами безошибочно, различает и частично называет цифры, равенство не устанавливает, Объяснения отрывочные.

Высокий уровень. Безошибочно пользуется числами, владеет последовательностью цифр, уравнивает, объясняет действия.

3. Ориентировка от себя при определении направления движения (со сменой) по лабиринту.

Низкий уровень. Ведѐт карандашом, направление не называет. Делает несколько попыток.

Средний уровень. Называет изменения в направлении движения, допускает ошибки. Объясняет свои действия.

Высокий уровень. Безошибочно определяет и называет направления.

4. Умение чередовать, распределять предметы (по цвету, форме,

количеству); практически ориентироваться на алгоритм, заданный вербально, с выполнением действий по наглядной основе (рисунку).

Низкий уровень. Цель действия не осознаѐт. Выполняет хаотические действия.

Средний уровень. Осуществляет действия по картинке, придерживается цели, объясняет. Результата достигает лишь частично.

Высокий уровень. Решает задачи правильно, предлагает варианты. Объясняет.

5. Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач включѐнных в ситуацию-игру.

Низкий уровень. Отражает бытовое понимание ситуации.

Средний уровень. Предлагает догадку, рассказывает, допускает ошибки.

Высокий уровень. Выполняет задание мысленно, доказывает правильность решения.

6. Эмоциональное отношение к предложенным заданиям. Вешнее проявление интереса.

Низкий уровень. Безразличен, интересуется картинками.

Средний уровень. Радуется успеху.

Высокий уровень. Пытается анализировать свои действия, утверждает их правильность. Радуется успеху.

Для выявления уровня развития логико-математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста за основу я  взяла методику

диагностики математического развития детей 5-7 лет дошкольного возраста

авторов И.Н.Чеплашкиной, З.А. Михайловой.

Цель диагностики будет состоять в отслеживании достижений в овладении ребенком 5—6 лет как средствами, так и способами познания.

На основе полученных результатов определяется его логико-математический опыт, который представлен склонностью (или отсутствием таковой) к самостоятельному познанию, проявлением активности в поисковой и творческой игровой деятельности, умением использовать освоенные средства и действия с целью самостоятельного обнаружения истины, простых связей и зависимостей групп объектов по свойствам (по форме, размеру, массе, объему, расположению) и отношениям соответствия и сходства, порядка (порядковой зависимости), частей и целого.

Форма организации диагностического обследования -проблемно-игровые ситуации, в которые включены познавательные задачи.

Начальная (исходная диагностика) проводится в начале учебного года (в конце сентября) и состоит из трех ситуаций: «Кто не нарисован на картинке?», «Войди в избушку», «Восстанови лесенку».

Диагностическая ситуация «Кто не нарисован на картинке?»

Ребенку предлагается логическая задача с неполным набором картинок. Вместо одной недостающей картинки, как это обычно бывает в подобных задачах, их три. Образцом служит второй ряд, где нарисовано то, о чем говорится в ситуации: Кристофер Робин нарисовал своих друзей, ослика Иа-Иа, Винни-Пуха и Пятачка, по разному: веселыми -с глазами-щелочками, удивленными- с круглыми глазами, испуганными -с квадратными глазами. Друзья посмотрели на рисунки художника и взяли самые лучшие.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, кто взял рисунки и какие? (Дети пользуются вариантами ответов.) Сможешь ли ты доказать, кто именно эти рисунки уже взял?»

В ходе решения важно понять и запомнить: кто нарисован (ослик, медвежонок и поросенок), как (с глазами-щелочками, круглыми и квадратными). Неизвестно сочетание признаков: название животного, присущая ему форма глаз, расположение (три признака). Для практического поиска ответов необходимо разрезать вторую (нарисованную справа) картинку, расположив полученные квадраты в том же порядке.

Для поиска портретов, которые уже взяли, и тех, кто их взял, следует «раскрыть» закономерность, состоящую в том, что в каждом ряду и столбце есть все три признака: разные животные, с тремя рисунками глаз, с разным расположением в пространстве.

Решая эту задачу, ребенок практически выбирает портреты, которые уже взяли. В верхнем ряду это портрет медвежонка, но с квадратными глазами; в третьем (нижнем) ряду слева -медвежонка с глазами-щелочками и справа- ослика с круглыми глазами.

Задачи диагностики: выявить умения детей сравнивать и обобщать по признакам сходства и отличия, самостоятельно «открывать» для себя правила построения логической задачи (какую фигуру куда положить), рассуждать, обнаруживать и исправлять ошибки.

Естественно, что выполнить поставленные диагностические задачи можно лишь при условии доброжелательного общения взрослого с ребенком, подтверждения как правильных ответов, так и сомнений, избегая непосредственных подсказок.

Диагностическая ситуация «Войди в избушку»

Цель -предполагает выявление практических умений детей 5- 6 лет в составлении чисел из двух меньших и в осуществлении поисковых действий.

На трех избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9, 7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом.)

Педагог: «Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Проверь, откроется ли дверь? Если хочешь, то войди в другие избушки».

Диагностическая ситуация «Восстановим лесенку»

Цель -выявление умений обнаруживать нарушения (ошибки) в порядке следования предметов по высоте, восстанавливать ряды, объяснять ошибки на основе установления соответствия предметов по высоте и порядковому номеру.

Название ситуации «Восстанови лесенку» свидетельствует об игровой направленности и выполнении ряда действий.

Лесенка из счетных палочек Кюизенера составлена с пропуском палочки «6» на подъеме и палочек «5», «4», «2» -на спуске. Для проведения диагностики можно воспользоваться рисунком, но желательно составить лесенку на плоскости и положить недостающие палочки, среди которых должны быть «лишние».

Инструкция. Голодные любопытные мышата учуяли запах сыра, но подняться по ступенькам, чтобы взять его, не смогли. Назови номера ступенек, по которым собирается подняться худой мышонок. Какой по порядку ступеньки не хватает в его лесенке? Ты можешь исправить лесенку? Исправь!

Назови номера ступенек, по которым собирается подняться полный мышонок. Каких по порядку ступенек не хватает в его лесенке? Назови. Помоги и ему! Теперь он сможет полакомиться сыром? Удобно ли теперь шагать по лесенке?

Итак, три ситуации, которые могут быть предъявлены ребенку шестого года жизни, помогут педагогу сориентироваться в том, как дети относятся к подобным ситуациям, интересны ли они им, какой уровень умственной активности проявляют при этом, каковы их умения сравнивать и использовать результаты при решении познавательных задач, понимать простые закономерности чередования, следования, устанавливать взаимосвязь цифры и числа, составлять числа из двух меньших, устанавливать порядок следования величин и чисел.

По окончании учебного года вновь проводится диагностика, также представленная тремя игровыми ситуациями.

Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»

Цель-  выявление умений детей соблюдать правила последовательности ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.

Ситуация организуется без практических действий. Ребенок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.

Инструкция. Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева). По мере обнаружения ошибок ребенку задается вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»

Диагностическая ситуация «Какие дни пропущены?»

Цель - выявления у детей представлений о последовательности дней недели, умений обосновывать порядок следования дней недели, восстанавливать пропущенные дни (в условиях игры).

Инструкция. Рассмотри этот календарь. Это четыре недели. Давай определим, чем занимаются дети в первый день недели, понедельник (музыкальное занятие.) Во второй -вторник (математика) и т.д. Посмотри на вторую неделю и скажи, какие дни пропущены. Назови их порядковые номера. Третья неделя. Рассмотри се. Если это пятница (показать), то какие 2 дня пропущены? Четвертая неделя. Полная ли неделя изображена?

Диагностическая ситуация «Чей рюкзак тяжелее?»

Цель -выявление умений детей пользоваться приемами определения массы, сравнивать предметы, объяснять ход своих мыслей, пользоваться словами: «тяжелее», «легче», «весит столько же».

Инструкция: рассмотри рюкзаки с фруктами. (Кто их несет? Куда направляются? Что лежит в рюкзаках?)

Для чего на рисунке весы? Чему равна по весу одна груша?

«Взвешивай» фрукты на весах, используя вместо гирь яблоки. Определи самый тяжелый рюкзак, самый легкий. (Можно пользоваться карандашом.)

Итак, в ходе итоговой (по истечении учебного года) диагностики педагог выявляет умения детей действовать и мыслить последовательно на разном содержании: при ориентировке в игре «Домино», в днях недели, в процессе соотнесения одного количества с другим при оценке массы. Данные требования соответствуют возможностям детей 6 лет и задачам раздела «Первые шаги в математику» программы «Детство».

Что подлежит оценке по окончании диагностики?

Педагог оценивает результативность своей педагогической деятельности: насколько ребенок активен, сообразителен, понимает ли поставленную в ситуации задачу, включается ли в поисковую деятельность, рассуждает ли по поводу полученного результата или допущенной ошибки, в должном ли направлении, поддерживает ли диалог, начатый взрослым, владеет ли необходимыми действиями (сравнения, обобщения, измерения и др.).

При подведении итогов диагностики следует учитывать результаты повседневных кратковременных наблюдений за ребенком, его поведение в условиях новой неизвестной игры, в творческой или проблемной ситуации.

Анализ результатов целесообразно проводить по следующим показателям:

-овладение практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе; на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях);

-освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать;

-освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых («как буду делать»): измерения, деления целого на части, увеличения и уменьшения по размеру, чисел и др.;

-проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, элементов поиска, экспериментирования, творчества -как в специально организованных ситуациях, так и жизненных, возникающих стихийно.

На основе учета данных показателей можно охарактеризовать логико-математический опыт ребенка.

Литература.

Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая-СПб: «Акцент», 1996

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребёнка дошкольного возраста:Санкт-петербург 2009

интернет-источники

https://86dou-49nv.caduk.ru/DswMedia/planrabotyisdet-mipofyemp.pdf

https://infourok.ru/perspektivnoe-planirovanie-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-detey-starshego-doshko-1347576.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»

Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу  предоставляется  самостоятельный выбор парциал...

Перспективное планирование по использованию ТРИЗ - игр в познавательном развитии старших дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса  - один из важнейших вопросов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из результативных способов формирования позна...

Тема: «Использование современных игр и пособий для логико – математического развития детей среднего дошкольного возраста»

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее образование, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познава...

Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или св...