Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Зейналова Сара Нажмудиновна

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера «Путешествие по сказкам» (старшая группа)

Автор: Зейналова Сара Нажмудиновна - воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета) есть свое число.

2. Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

3. Учить детей составлять число 6 из двух меньших чисел;

4. Закреплять представление детей о  размере (длине) и цвете.

6. Расширить и закрепить знания детей о сказках.

Развивающие:

1. Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь,

умение рассуждать, доказывать.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Оборудование:
Палочки Кюизенера на каждого ребёнка, схема для постройки машины, карточки с кроватками на каждого ребёнка, презентация. Угощение для детей.

Методические приёмы:

Наглядные;

Словесные (напоминания, указания, вопросы);

Игровые (сюрпризный момент);

Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

 

Ход занятия:

1. Психологический настрой.1 мин.

- Ребята, у нас сегодня в группе много гостей-взрослых. Что нам нужно сделать? (Поздороваться!)

- Правильно (Дети здороваются)

А сейчас:

Мы за руки возьмемся (взяться за руки)

Друг другу улыбнемся: вот так (улыбнуться в обе стороны)

Мы не будем ссориться,                 (погрозить пальчиком )

Будем мы дружить                          (сцепить руки над головой)

Ручками своими                               («фонарики»)

Тепло души дарить.                        (погладить соседа по голове или спине)

- Вот какие у вас замечательные ручки- приветливые и ласковые. А что еще умеют делать ваши ручки в детском саду? (Лепить, рисовать, собирать игрушки и т. д)

- Дети, ваши ручки умеют работать с Цветными палочками(Да) 

- Это умение нам сегодня очень пригодится.

 

2. Организационный момент. 2 мин.

- Посмотрите, сегодня утром почтальон принес нам письмо(слайд 2)

Прислал нам его гномик.Давайте прочитаем(на экране  конверт и текст письма)(слайд 3)

«Здравствуйте ребята, в стране сказок был сильный ветер, и теперь там страшный  беспорядок. Помогите, пожалуйста, сказочным героям, навести порядок в их сказках. Гномик».

- Ребята, гномик просит нас о помощи, приглашает  в гости в  страну сказок. Это большая и удивительная страна. Путь туда неблизкий. 

 

3. Подготовка к усвоению нового материала. 2 мин.

-Прежде чем отправиться дальше, давайте спустимся по лестнице, и назовем цвет и номер каждой палочки (Дети рассказывают стихотворение о лесенке из палочек Кюизенера и делают различные упражнения) (слайд 4)
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки мы считаем.     (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!     (дети хлопают в ладоши)
(слайд 5 - 14)

Первая это белый листок!    (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)

Вторая – розовый лепесток!   (дети подносят ладошки к носу и делают вдох)

Третья, как голубой океан   (дети делают движения руками, как прыжки дельфинов)

Четвёртая – красный красивый тюльпан  (дети складывают ладошки вместе с локтями)

Пятая – желтый солнечный свет!       (круговые движения руками)
Шестая – сиреневый яркий букет      (дети соединяют руки кольцом и чуть наклоняются вперёд)

Седьмая – чёрный пушистый кот!           (дети показывают движение кошачьих лапок)

Восьмая – вкусный вишнёвый торт    (ладони вытянуты вперёд, держим торт и дуем на свечи)

Девятая – синий мой мячик                 (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)

Десятая – оранжевый зайчик              (ладони ушки на макушке шевелятся).

 

4. Содержательный этап. 20 мин.

- Итак, мы отправляемся с вами в путешествие.

- Но на чем же мы отправимся туда? (дети называют транспорт, на котором можно доехать: автобус, машина, поезд, телега, воздушный шар и т.д)

- Ребята, подождите, в письме еще что – то написано. Оказывается, мы не все прочитали.(слайд 15)

- Посмотрите,Гномик хотел отправить за вами машину, но она сломалась, и он предлагает сделать ее вот по такой схеме.

- Проходите за столы, там для вас лежат приготовленные гномиком цветные палочки (дети проходят за столы)

- Первой положим палочку, обозначающую какую цифру? (цифру один)

- Какого цвета она будет? (белая)

- Какого цвета палочка будет лежать за белой? (голубая палочка)

- Почему? (обозначает цифру 3)

- Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить вертикально.

- Какого цвета палочка будет лежать за голубой?(красная)

- Какая она по счету? (третья)

- Посмотрите на стрелку. Палочку мы должны положить горизонтально.

- Ребята, чего еще не хватает для того, чтобы отправиться в путь? (колес)

- Колеса у нас будут из палочек, обозначающих цифру 1.

- Какого цвета палочки мы поставим? (белые) (дети делают колеса)

- Посмотрите на экран.(слайд 16)

- Проверьте, правильно ли вы выложили машину.

- Молодцы, все справились с заданием.

Отправляемся в путь.(Звучит музыка) (Подошли к экрану)

 

- Вот мы и приехали, но в сказку дверь непросто открывается.

Вам известен молодец,

Без которого жилец

Хоть и знает, где живет,

А в свой дом не попадет (Ключ)(слайд 17)

- Ключик этот не простой, а золотой.

- Из какой сказки этот ключик? (Сказка о золотом ключике или приключение Буратино).

- А теперь я предлагаю построить свои золотые ключики. (Дети подходят к столам, выкладывают из палочек ключики)

Молодцы! Посмотрите на экран, какие ключики могли бы у вас еще получиться (слайд 18)

Этим золотым ключиком мы открываем дверь в сказку. А в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

А дорога далека.

А корзинка нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок.            (Маша и медведь.)

- Правильно, мы попали в сказку «Маша и медведь»(слайд 19)

 

Гимнастика для глаз(слайд 20)

Сел медведь на бревнышко (присели)

Стал глядеть на солнышко (смотрят вверх, поднять голову кверху)

Не гляди на свет медведь (глазами вправо, -влево, моргают глазами)

Глазки могут заболеть.

 

(Дети подходят к столам и работают парами)

- Машенька очень хотела порадовать медведя и решила соткать для него коврик, но у Машеньки только одна фиолетовая ниточка. (слайд 21)

- Давайте мы с вами поможем Машеньке, сделаем красивые коврики, из наших палочек.

- У нас с вами уже лежит фиолетовая палочка, это будет основа коврика. Каждый ряд составьте из двух других палочек, ряды не должны повторяться.

- Прочитаем коврик.(слайд 22)

- Какое число обозначает фиолетовая палочка? (6)

- Из палочек какого цвета состоит второй ряд коврика, если первая палочка белого цвета? (белая и желтая)

- Палочки какого цвета взяли для третьего ряда? (розовую и красную)

- И четвертый ряд у нас состоит из палочек …(голубого цвета).

- Давайте «Прочитаем» коврик числами. (шесть это один и пять, два и четыре, три и три, четыре и два, пять и один).

- Чтобы коврик получился завершённым, надо его украсить бахромой, бахрома у нас будет из белых палочек, их мы положим на фиолетовую палочку.

Наше путешествие продолжается.

 

Физическая минутка «Медведи»(слайд 23)

Три медведя шли домой (шагают покачиваясь)

Папа был большой- большой (руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (руки к груди)

А сынок малютка просто (приседают)

Очень маленький он был (в приседе переваливаются с ноги на ногу)

С погремушкою ходил дзинь-ля-ля (встают и звенят погремушкой)

 

(дети подходят к столам).

-Нашим ключиком золотым открываем дверь в следующую сказку.

«Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?» (Три медведя)(слайд 24)

 

(слайд 25)Дети, у медведей поломались все кровати.

- Давайте поможем имвсе кровати отремонтировать и заправить.

-У кого будет самая большая кровать?(У папы,Михаила Ивановича)

- Посмотрите, какого цвета она? (оранжевого)

- А самая маленькая? (у Мишутки)

- Она какого цвета (фиолетовая).

- Тогда у Настасьи Петровны кровать будет среднего размера, и цвет у нее…(вишневый) (Дети выкладывают кровати из палочек за столами)

 

- Теперь надо заправить кроватки, а заправлять будем так:(слайд 26, 27,28)

- Сверху в одну линию положим «одеяло», которое сшито из «лоскутков» палочек.

- Из каких «лоскутков» сшито «одеяло» на большой кроватке?

- на средней кроватке?

- на маленькой кроватке? (Ответы детей)

- Ну, вот «одеяло» мы постелили, что же ещё не хватает? (Подушки)

- А подушкой будет белая палочка, её надо положить с левой стороны на каждую кровать.

- И с этим заданием мы справились. Медведи очень обрадуются, что мы им помогли.

 

5.Рефлексия. 2 мин (слайд 29)

- Спасибо, Вам ребята, что помогли сказочным героям.

Гномик благодарит вас  за помощь, передает вам подарок и прощается с вами.

Пришло время расставаться

И с героями сказок прощаться.

Но не будем унывать

Сказку будем в гости звать.

 

6. Заключительная часть.1 мин.

-Нам пора возвращаться в детский сад, чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова. Закройте глаза.

Все мы дружные ребята,

Мы – ребята дошколята.

Из любого положенья

Выход мы всегда найдем

Фантазировать умеем

И нигде не пропадем.

 

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.

- Что больше всего вам понравилось?

- А какое было самое трудное задание?

- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.

Цель занятия:

• Закрепить знания в образовании чисел в пределах 10;

• Закрепить знания в порядковом и количественном счете до 10;

• Развивать умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы «Какой? Который? Сколько?»;

• Закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу из палочек КЮИЗЕНЕРА;

• Закрепить умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине);

Оборудование:

Наборы палочек Кюизенера на каждого ребенка, мультимедийная доска, проектор, игрушки с киндер сюрприза на каждого ребенка (по одной)

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?

Дети: Коробочка.

Воспитатель: Да, какая она красивая, а давайте посмотрим что в ней находится.

Воспитатель открывает коробку, а в ней лежат палочки Кюизенера.

Воспитатель: Что это?

Дети: Палочки Кюзенера

Воспитатель: Правильно, вот с ними мы сегодня и будем заниматься. Но для начала давайте вспомним какой сегодня день недели?

Дети отвечают: Четверг

Воспитатель: Правильно, давайте сейчас поиграем в игру «Будь внимательным» (Воспитатель называет  разные слова, в том числе и  дни недели. Если ребенок слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.)

Давайте вспомним, сколько у нас палочек? (10 палочек). Какие палочки? (Разноцветные).

Воспитатель: Чем они похожи, чем отличаются?

Дети: Они все прямоугольной формы, ими можно считать, выкладывать разные фигуры, отличаются размером.

- Давайте вспомним каждый цвет, какой цифре соответствует. (Белая палочка- цифра 1, розовая палочка-цифра 2 и т.д.)

Воспитатель: А сейчас все подойдите ко мне и давайте с вами поиграем в игру, которая называется я буду каждому из вас кидать мяч и задавать задание, а вы должны будите отгадывать мое задание:

1 задание « Разминка»

( воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)

- посчитай от 1 до 10;

- посчитай от 10 до 1;

- назови дни недели;

- назови 1-й день недели;

- назови какой день следует за средой;

- назови соседей числа 3;

- какое число следует за числом 5;

- какое число стоит перед числом 8.

Воспитатель: Давайте вспомним каждый цвет, какой цифре соответствует. (Белая палочка- цифра 1, розовая палочка-цифра 2 и т.д.)

Вика: прочитай, пожалуйста, стихотворение:

Цифра 1-как первый снежок,

2-как самый красивый цветок,

3-небосвод над головой,

4-флажок, а по цвету, какой?

5-разукрашена как одуванчик,

6-фиалка в нашем стаканчике.

Цифра 7-темна как сажа,

8-цвет вишенки вкусной и спелой,

9-как колокольчик нежный,

10-как апельсин полезный.

Давайте возьмем наши наборы с палочками и пройдем за столы. Откройте коробки и приготовьтесь к заданию.


Задание № 2 «Выложи дорожку».

Воспитатель: У меня на доске схема дорожки. Вы должны ее запомнить, и после того как я ее закрою, самостоятельно выложить в той же последовательности. Проверили. (4 дорожки).

Задание № 3 « Весёлый поезд»

Воспитатель: Найдите стаканчик с числом , которое следует за числом 1 ( 2)

Что это за шум? (Слышится шум поезда)

Давайте сделаем свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10: от самого маленького до самого большого. Машинистами будут игрушки (у каждого ребёнка маленькая игрушечка)

Давайте посчитаем вагоны, начиная с самого маленького- белого ( считают, ставя игрушку на «вагон»)

- сколько вагонов? ( 10)

- каким по порядку стоит жёлтый вагон?

- какого цвета вагон стоит 6-м?

- какой по порядку вагон стоит между красным и коричневым?

- какой вагон левее голубого?

- на сколько один вагон больше ( меньше) рядом стоящего? ( на 1)

-А теперь выложите числовой ряд. ( один ребёнок работает у доски)

Физ. минутка:

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в  воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели – посчитали».

Игра « Сколько раз ударю в ладоши…»

(Показать цифру, соответствующую количеству ударов)

Воспитатель: Каждый « вагон» имеет имя ( повторить: 1- белый, 2- красный и т.д.)

Игра « Сравни количество вагонов»

- Возьмите 5 красных « вагона»

- Рядом положите 8 зелёных « вагонов»

- Давайте сравним количество красных и зелёных « вагонов» ( красных меньше, зелёных больше)

- Как узнать на сколько красных « вагонов» меньше ( зелёных больше)? ( методом приложения или методом наложения)

- Что сделать, чтобы « вагонов» стало одинаковое количество?( добавить или убрать)

Гимнастика для глаз: ( на флешке физ. минутки)

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в игру «Что пропустили?»

В следующем задании вам нужно выложить лесенку в прямом и обратном порядке. А теперь узнаем, кто из вас самый внимательный. Закрываем глаза. (В это время воспитатель убирает несколько палочек). Открывайте, что изменилось? Каких палочек не хватает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера «Путешествие к Незнайке» (старший возраст)

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера «Путешествие к Незнайке»....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Путешествие в школу Математики»

Цели:Цели:Воспитывать дружеские отношения между детьми, интерес к занятиям по математике, самостоятельность, умение рассуждать.Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, фантазию.Закрепле...

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возрастаЦели:Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма,...

Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера «Интересное путешествие»

Конспект занятия по математике с использованием палочек Кюизенера  «Интересное путешествие»...

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера (подготовительная группа) «Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с помощью палочек Кюизенера.Задачи:Образовательные:1. Закреплять понятие, что у палочки (у каж...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. "Путешествие по стране сказок" ( старшая группа)

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с помощью палочек Кюизенера.Задачи:Образовательные:1. Закреплять понятие, что у палочки (у каждого цвета)...