Консультация для педагогов "Что такое Нумикон"
консультация по математике

Груничева Ирина Леонидовна

Использование пособиия Нумикон в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое Нумикон?

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны[1], то есть запоминать, а затем узнавать их.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглыми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки.  К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.

С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание.

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

Почему формы Нумикона выглядят именно так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, что их восемь.

Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.

Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.

Поэтапная работа с Нумиконом

1. Игровой (до числовой). Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; конструируют способом наложения на схему или по образцу.

Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь, исследовали их особенности, нашли сходства и различия деталей.

2. Знакомство с цифрой. На этом этапе дети узнают, что формочка имеет не только цвет, но и имя (цифру). На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом.

Знакомство ребёнка с цифрами всегда начинается со счёта. Умение считать – необходимый навык. Как правило, на его усвоение уходит много времени и упражнений. Поэтому визуальное подкрепление этого навыка играет важную роль и помогает легче перейти к следующему этапу.

3. Соотнесение числа и количества. На данном этапе детям предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме, тем самым представляя число не как часть последовательность, а как отдельное целое.

. Состав числа. Здесь Нумикон используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, например, взяв жёлтую форму («тройку») можно приложить к ней оранжевую (единицу) и получить фигуру, напоминающую по форме «четыре». Чтобы проверить результат, берём салатовую форму («четыре») и накладываем сверху. Теперь мы точно уверены, что получили «четыре».

Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Нумикона (закапывают формы в песок, ищут на ощупь в «Волшебном мешочке» или в миске с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают к формам Нумикона соответствующие цифры), и у них формируются не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным. 

Как включать Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений?

Вероятно, этот вопрос возникнет почти у всех специалистов, приступающих к работе с данным материалом. Тем более что в образовательных учреждениях существует довольно строгое планирование содержания работы.

Следует отметить, что возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволило нам поэтапно встраивать его в разные части занятия.

Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами и органично встраиваться в программу по формированию элементарных математических представлений на уроках.

Ниже описаны примеры включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений:

  • при формировании представлений и понятий о размерах мы показывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру;
  • при развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске;
  • при развитии временных представлений мы использовали настенные часы, дополненные формами Нумикона;
  • при обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» мы использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы - от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами;
  • при работе с цифрами и при обучении соотнесению цифры и множества мы использовали соотнесение ряда цифр от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме.
  • при объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число можно составить при помощи других чисел;
  • при знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание;

Графические задания

Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графических заданий с использованием Нумикона. Для детей с синдромом Дауна графические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Приведем примеры графических заданий:

  • соединить одинаковые формы Нумикона,
  • соединить форму Нумикона и ее контур,
  • соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами,
  • сравнить две формы Нумикона,
  • обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец4.

Важно также отметить наличие у детей с синдромом Дауна специфических сенсорных интересов, связанных с низкой тактильной чувствительностью. Это приводит к тому, что период сенсорного насыщения растягивается у детей на довольно длительное время и переход к непосредственно математическим заданиям. Дети начинают совершать с формами Нумикона неспецифические манипуляции – стучать, крутить, кидать, и надевать на пальцы. Важно отметить, что через определенное время у детей все же происходит накопление опыта и сенсорное насыщение Нумиконом, после чего неспецифические манипуляции сокращаются, только потом можно переходить к математическим заданиям с использованием этого материала

Очень важным принципом разработчики Нумикона считают создание вокруг ребенка развивающей среды, насыщенной математикой.  

Результаты использования Нумикона

Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что Нумикон стал на занятиях группы подготовки к школе хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений.

с Нумиконом мы увлеклись этой работой, и необходимая гибкость появилась, благодаря чему у нас стали возникать собственные идеи о том, как можно с успехом использовать этот материал.

Таким образом, наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"

Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....

Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"

Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...

Консультация для родителей "Такие простые буквы"

Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...

Консультация для родителей "Такие разные - мы"

Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"

В  данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком"  ...