Актуальность изучения с детьми финансовой грамотности
статья по математике (подготовительная группа)

Будко Виктория Валерьевна

В современном мире с каждым днём всё больше и больше информации. Человек теряется в предложениях банков, в изобилии рекламных предложений. Изучать финансовую грамотность можно и нужно с детьми в детском саду в форме бесед и игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям.

Однако, ребенок погружается в мир финансов ещё совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах.

В этой ситуации важно, чтобы именно мама и папа донесли до малыша основные принципы финансовой грамотности, создав крепкую базу для будущих познаний ребенка. К тому же небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша. 

Так что же входит в понятие финансовой грамотности для ребенка:

Деньги берутся не просто так.

Доминантной основой финансовой грамотности для ребенка должно служить само понятие «денег», в качестве универсального обменного средства, что люди покупают на них необходимые товары/услуги, и (самое главное), что деньги эти не появляются вдруг «у папы/мамы из кармана», но оказываются в том «кармане» в обмен за его папы/мамы работу.

Важно познакомить ребенка с профессиями родителей, объяснить, почему за то что они делают, им платят эти самые деньги. Например: папа работает на заводе, делает микроволновые печки (что угодно иное), а мы в них разогреваем еду (и т. д.), или мама работает программистом, учит компьютер решать нужные задачи, и поэтому мы смотрим мультфильмы (и пр.). Главное следить, чтобы ребенок, с точки зрения его опыта, понимал эти объяснения.

Деньги — не самое важное.

Не менее важно объяснить ребенку, что деньги не являются единственным мерилом отношений, что гораздо важнее дружба, любовь. В этот момент важно помочь малышу усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых отношений, что мама и папа занимаются им (ребенком) не потому что им платят,, а потому что они его любят, и решили заботится о нем.

В этом свете очень спорным является решение выдавать ребенку «зарплату» за уборку по дому, хорошие отметки и пр., перед применением такого воспитательного манёвра следует обдумать моральную сторону вопроса.

Не стесняйтесь говорить с детьми на сложные темы, обсуждайте , что можно и что нельзя купить за деньги, как можно и как нельзя их зарабатывать. Моральные ориентиры человека всегда имеют корни в семье, помните, что именно сейчас вы устанавливаете моральные ориентиры своим детям.

Что же такое — ДЕНЬГИ?

Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.

Представление о стоимости вещей.

Замечательным развивающим занятием для малыша станет предложение сравнить стоимость его любимых лакомств/развлечений (например: шоколадка стоит два банана, покататься на лошадке или три раза на карусельке).

Первые представления о планировании бюджета.

С определенного возраста (4-5 лет) малыша следует познакомить с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок (важно, что бы он понимал, что эти деньги мама/папа доверяют ему, потому что он лучше сможет ими распорядится). Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи-купи» истерики, пусть малыш начинает составлять список желаемого, исходя из «доверенной» ему суммы, неплохой идеей станет и приобретение первых копилок.

Что поможет ребенку освоить азы финансовой грамотности?

Включайте активности, связанные с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности. Как то:

Игры с монетами.

Монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю.

Например, для игры «Найди одинаковые» разложите на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет пара двухрублёвых, рублёвая монета, несколько пятирублёвых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. Попросите малыша найти одинаковые монеты, спросите, на какие признаки опирался ребенок: размер, цвет, элементы дизайна.Для игры «Что изменилось?» выложите в ряд 3-4 монеты разного номинала. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. Уберите из ряда одну монету или поменяйте две из них местами, а затем попросите малыша рассказать, что изменилось.

Для развития внимания и мышления ребенка, получив сдачу в магазине, позвольте малышу разложить монеты по номиналу, а деток чуть постарше можно попросить посчитать, какую сумму вы получили от продавца.

Игра в магазин.

Детки с удовольствием участвуют в сюжетно — ролевых играх, игра в продавцов и покупателей не исключение. Уже буквально с полутора-двух лет можно устраивать игру в «Магазин», постепенно наращивая сложность. Сначала задачей малыша может стать просто наблюдение за процессом перемещения игрушек, например, за мишкой, который пошёл в продуктовый магазин за мёдом. Вашей же задачей будет проигрывание действий и комментирование ситуаций. Со временем уже сам ребенок захочет примерить роль покупателя и продавца, а старшие дошкольники включат в свою игру прейскурант цен и с удовольствием нарисуют игровые банкноты, а также изобретут свои скидки и акции на некоторые товары.

 Сюжетно-ролевые игры могут помочь малышу разобраться, из каких шагов состоит поход в магазин, ведь иногда в настоящих супермаркетах бывает слишком много отвлекающих элементов, к тому же сюжетно-ролевые игры прекрасно развивают речь ребенка, его мышление, воображение и внимание.

Включайте ребенка в обсуждение семейного бюджета.

Малышу очень важно почувствовать свою «нужность», поэтому смело подключайте самых маленьких членов семьи к обсуждению покупки машины, поездки в отпуск, выбора подарков и пр.

Разумеется, трёхлетний ребенок не сможет по-настоящему помочь в решении «взрослых» проблем, но небольшие задания станут существенным вкладом в развитие навыков планирования и целеполагания, а также познавательных процессов ребенка.

Собираетесь завести питомца? Попросите малыша назвать необходимые вещи для его содержания: поводок, миска, корм, лежанка. Ребенок, знакомый со счётом, может попробовать посчитать ежемесячные расходы и вместе с родителями проверить цены на необходимые предметы в ближайшем зоомагазине.

Пришло время приобрести машину? Предложите малышу нарисовать знакомые ему виды транспорта и обсудите их эффективность. В зависимости от возраста малыша можно также добавить оценку стоимости и скорости каждого вида. Пусть малыш сделает выводы о целесообразности покупки машины и преимуществах личного и общественного транспорта.

Включение ребенка в процесс обсуждения текущих финансовых вопросов семьи помогает малышу почувствовать себя её частью и способствует сплочению детей и родителей. Небольшие «ответственные поручения» позволяют развивать навыки целеполагания и планирования, знакомят ребенка с принципами реализации проектов, а также становятся существенным вкладом в развитие познавательных процессов.

Не потакайте импульсивным желаниям.

Многие родители выбирают крайние меры, когда речь заходит о походах в магазин с ребенком: одни никогда не берут детей с собой, чтобы избежать лишней нервотрёпки, другие быстро соглашаются на их требования с той же целью. На самом же деле «Хочу-хочу» истерики в магазине не повод для приобретения очередной понравившейся вещи, но прекрасная возможность преподать жизненный урок малышу. 

 Зеведите ребенку «тетрадь желаний»: пусть ребенок сам нарисует желаемые игрушки (по возможности подпишет их). Каждые две недели предлагайте ребенку ещё раз перелистать все свои желания и выбрать что-то одно. Более старшим детям можно предлагать также денежный лимит и научить копить деньги. С помощью такого упражнения малыш научится расставлять приоритеты и сравнивать предметы, выбирая то, что лучше всего отвечает его текущим потребностям. 

Следует, однако же, заметить, чтобы этот метод не вызывал сопротивления у ребенка, взрослые также не должны позволять себе импульсивных решений, заранее составляйте список покупок (желательно с участием ребенка) и старайтесь придерживаться его при походе в магазин.

Научите ребенка накопить на любимую игрушку.

Уже в дошкольном возрасте можно знакомить ребенка с карманными деньгами: пусть сперва это будет совсем небольшая сумма, ведь малыш может потерять их или потратить сразу в ближайшем ларьке. Первое время так и будет происходить, так как ребенок ещё слишком мал, чтобы самостоятельно прийти к идее о накоплении. В этой ситуации невероятно ценным станут ненавязчивые советы родителей.

Представим, что вы даёте ребенку 200 рублей в неделю, а он очень любит игрушечных лошадок. Покажите, что одна фигурка лошадки стоит 200 рублей, лошадка с седлом и наездником 400 рублей, а целый набор «Конюшня» 800 рублей. Спросите, хочет ли малыш накопить на большой набор. Если хочет, покажите, что у него есть выбор: одна лошадка сейчас, лошадка со всадником через 2 недели или целый набор через месяц. Если в итоге ребенок принимает решение копить, следует максимально визуализировать процесс. Посчитайте, за сколько шагов малыш сможет накопить нужную сумму, если будет откладывать все деньги или только часть. Нарисуйте путь накоплений и промежуточные отметки, например, 200, 400 и 600 рублей. Позвольте ребенку закрашивать клеточки каждый раз, когда он добавляет деньги в прозрачную банку-копилку, или используйте небольшие файлики для хранения купюр. Здесь подойдут любые креативные идеи, главное, чтобы малыш понимал смысл происходящего, видел пройденный путь и сколько осталось до желаемого результата.

Ни в коем случае не используйте карманные деньги в качестве рычага давления, помните это не его «зарплата», а семейные деньги, которыми ему доверили распорядиться.

И в заключение.

Умение распоряжаться финансами — очень важный навык современного человека, и развивать его стоит, как говориться «с молодых ногтей». Все эти действия смогут сформировать у ребенка адекватное и бережное отношение к деньгам, что несомненно позволит ему стать успешнее в более взрослом возрасте. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура лично...

Презентация «Актуальность введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ»

В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно активизировать интерес детей к экон...

Актуальность финансовой грамотность в ДОУ.

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Эссе Актуальность проблем формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.                          Оноре де Бальзак...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» Актуальность.

Консультация для педагогов«Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»  Актуальность.  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях р...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.В настоящее время дети ра...

Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....