Мастер-класс «Семейный бюджет, доходы и расходы»
проект по математике (подготовительная группа)

Алябьева Светлана Викторовна

   В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач, рассматриваемых руководством страны является задача повышения финансовой грамотности населения – это распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017 - 2023 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_master_klass.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» «Солнышко» г. Надыма»

                         

Мастер-класс

«Семейный бюджет, доходы и расходы»

     

                                                                               

педагог-организатор

Алябьева Светлана Викторовна

                                                                           

                                   

г. Надым

2020 год

                       

Добрый день, уважаемые коллеги!

   В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач, рассматриваемых руководством страны является задача повышения финансовой грамотности населения – это распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017 - 2023 гг. ссылка 

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе "О  стратегическом планировании в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законах, а также на нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования.

 Ни для кого не секрет, что сегодня детей, так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Уже с детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков и эти навыки помогут развить умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Цель занятий по финансовой грамотности – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Развитие познавательного интереса у дошкольников к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо". 

Наши занятия проходят в виде факультатива «Бизнес проект «Бюджет дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста.

Формы работы: 

  • Деловые, сюжетно-ролевые игры;
  • Анализ поступков героев художественных;
  • Беседы с детьми;
  • Ситуационные задачи;
  • Викторины и конкурсы;
  • Мини-спектакли;
  • Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
  • Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.

Практическая часть

Добрый день уважаемые коллеги!

Внимание на экран. (Показ мультфильма «Бурый и белый медведь»).

После просмотра мультфильма вопросы залу.

- Скажите, пожалуйста, сколько вчера вы потратили денег?

- Были ли эти покупки необходимыми и запланированными?

- А сегодня вы совершили бы эти покупки или отчасти трат отказались?

- Как бы вы сегодня распорядились финансами, которые вы потратили вчера?

Сегодня вашему вниманию я предлагаю вам несколько финансовых игр – заданий.

  1. И так начнем с разминки. «Кто по профессии?»

На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.

  • Печкин-почтальон.
  • Айболит-доктор
  • Винтик и Шпунтик-механики
  • Старик-рыбак
  • Храбрый портняжка-портной
  • Дядя Стёпа-милиционер
  • Фрекен Бокк- домоучительница, няня
  • Три поросенка- строители
  • Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка
  • Скрудж Макдак - бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга
  • Белка и Стрелка- космонавты
  • Тюбик-художник

Кто дал первый и правильный ответ, получает бумажную банкноту номиналом в 100р и 200р по очереди. (таким образом формируются 2 фокус-группы)

Вот и сформировались наши фокус-группы, назовём их условно семья Ивановых и семья Кузнецовых.

Приглашаю семьи занять места за столиками с соответствующей купюрой.

-А вы знаете, что такое бюджет?

(Ответы)

-Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов.

-Что такое доходы и откуда они берутся?

(Все деньги, которые приходят в семью: зарплата, пенсия, стипендия, пособия)

- Что такое расходы, и какими они бывают?

(траты денег - необходимые (надо) и желательные (хочу), есть еще и лишние расходы, такие как вторая помада или шуба)

-Уважаемые члены семьи, я предлагаю вам составить семейный бюджет. Семья Ивановых составляет кошелек доходов, а семья Кузнецовых корзину расходов.

(Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на соответствующие места бюджета семьи).

(Должно получиться 15 доходов и 15 расходов)

Доходы                                                                         Расходы

Заработная плата                                                   ЖКХ

Пенсия                                                               Продукты

Стипендия                                                       Лекарство

Пособия                                                                Оплата за д/с

Наследство                                                            Путешествия

Лотерея                                                        Развлечения

Призы и подарки                                                Обучение

Гранд                                                                Транспорт

Доход от сдачи в аренду                                        Ипотека

Помощь                                                        Лечение

Доход от приусадебного

хозяйства                                                        Игрушки

Доход от продажи недвижимости                                                                                                                                        Услуги

Бизнес                                                                Налоговые платежи

        Проценты по вкладам в банк                                Игрушки

Предпринимательство                                        Одежда

Пока команды составляют бюджет семьи, идет работа с залом.

«Угадай сказку»

А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.

(на воздушном шарике прикреплены загадки. Педагоги отрывают загадку, отгадывают и передают шар другому педагогу).

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

«Золотая антилопа»

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

«Кот в сапогах»

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Я вижу, наши семьи готовы, и мы попросим озвучить свои результаты. (После озвучивания результатов команды получают по 15 монет)

Вывод: Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи, который складывается в основном из зарплаты родителей, пенсии и пособий. Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, в каждой семье должен быть план доходов и расходов.

                               

А теперь я  предлагаю нашим семьям поиграть в «Семейный бюджет».

Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты.

Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.

Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.

Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты.

Сектор «сюрприз».

Время на выполнение: 2 мин

Пока работают команды работа с залом.

- Вы знакомы с такими понятиями как товары и услуги? Давайте, я вам напомню.

Для того, чтобы удовлетворить все ваши потребности, мы покупаем разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные.

Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить.

Вы должны похлопать в ладоши, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – потопать.

Игрушки – Т.

Парикмахерская – У  

Одежда – Т.

Почта – У

Кукла – Т.

Духи - Т

Мастерская – У  

Книга – Т.

Фломастеры – Т

Фитнес-зал- У

Детский сад «Солнышко» - У  

Шоколад «Алёнка» - Т

Бассейн «Дельфин» - У

Сосиски «Боярские» - Т

Центр «Домашний очаг» - У.

После выполнения задания и прослушивания ответов, предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.

После выполнения педагоги делают выводы.

- Наша семья составила семейный бюджет, я попрошу ниши семьи пройти на свои места и всем вместе пройти  экономическую викторину.

 «Экономические загадки – добавлялки»

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.

(Загадываю экономические загадки – добавлялки).

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты) 

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. В своей работе я использую методические пособия Алма «Финансовая грамотность»; «Занимательные финансы» Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская, «Комплект учебно-методических материалов образовательного курса для дошкольников «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики.

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

 Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.

Большое все спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Конспект по развитию речи «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.Тема: <<Семейный бюджет. Доходы и расходы. >> Образовательная область:...

«Семейный бюджет» «Доходы и расходы»

Занятие по финансовой грамотности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Семейный бюджет», «Доходы и расходы»...

Конспект ООД «Семейный бюджет. Доходы и расходы» для подготовительной группы.

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....

Семейный бюджет. Доходы и расходы.

Цель: Продолжить формирование представление о видах расходов семейного бюджета (обязательные (основные) и необязательные (неосновные))....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...