Математика "Кролик открывает магазин"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Колмакова Валентина Сергеевна

НОД по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе

Представила: Колмакова Валентина Сергеевна Город Чита

Тема: «Кролик открывает магазин»

 

Цель: Формировать представление детей  об измерении объема и веса.

Задачи:

Образовательная: 1)Закреплять количественный счет в пределах первого десятка, сравнение числа на один;

2)Определение объема крупы с помощью условной мерки и установление зависимости между объектами и фиксацией результата числом и цифрой;

3)Выделение пространственных отношений: верх- низ, слева – направо;

4)Использование приемов сравнения на основе выделения отношений порядка (тяжелый, легче, еще легче);

5)Определение времени по модели часов.

Развивающая: 1)Совершенствовать умение устанавливать простейшие зависимости между объектами;

2)Формировать представления детей, что вес мешка не зависит от размера мешка.

Воспитывающая:1)Поддерживать интерес воспитанников  к интеллектуальной деятельности ,проявлять целеустремленность;

2) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу взаимопомощь и взаимовыручка.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Предварительная работа: Беседа «Что такое продуктовый магазин», «что такое цены», «Что такое деньги?», опытно- экспериментальная деятельность, игры ТРИз.

Материал: Мешки разных размеров на каждого ребенка, крупа двух видов, ценники, весы, гири, прилавок, изображение :Вини- пуха, Пяточка ,Кролика, кубики, болты, прилавок, цифры, мерка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе

Представила: Колмакова Валентина Сергеевна Город Чита

Тема: «Кролик открывает магазин»

Цель: Формировать представление детей  об измерении объема и веса.

Задачи: 

Образовательная: 1)Закреплять количественный счет в пределах первого десятка, сравнение числа на один;

2)Определение объема крупы с помощью условной мерки и установление зависимости между объектами и фиксацией результата числом и цифрой;

3)Выделение пространственных отношений: верх- низ, слева – направо;

4)Использование приемов сравнения на основе выделения отношений порядка (тяжелый, легче, еще легче);

5)Определение времени по модели часов.

Развивающая: 1)Совершенствовать умение устанавливать простейшие зависимости между объектами;

2)Формировать представления детей, что вес мешка не зависит от размера мешка.

Воспитывающая:1)Поддерживать интерес воспитанников  к интеллектуальной деятельности ,проявлять целеустремленность;

2) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу взаимопомощь и взаимовыручка.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Предварительная работа: Беседа «Что такое продуктовый магазин», «что такое цены», «Что такое деньги?», опытно- экспериментальная деятельность, игры ТРИз.

Материал: Мешки разных размеров на каждого ребенка, крупа двух видов, ценники, весы, гири, прилавок, изображение :Вини- пуха, Пяточка ,Кролика, кубики, болты, прилавок, цифры, мерка.

Ход  НОД:

Вводная часть:

Проблемная ситуация: Кролик решил открыть магазин. Приобрел прилавок, кассовый аппарат, товар,ценники.

Но как расставить товар он не знает. И его друзья - Пяточек с Вини-пухом тоже не знают. Что делать Кролику?

Предположения детей, предложение воспитателя – мы можем помочь Кролику?

Беседа: -Что нужно сделать?

- Что необходимо?

Приём ТРИЗа: «Я беру с собой…»

- Какой именно магазин, открывает Кролик, мы сейчас узнаем.

-Я беру корзину и положу в неё морковку, теперь каждый из вас тоже может положит что-нибудь.  Но не все предметы принимает корзинка.

Дети по очереди называют любые предметы, в «корзину» кладутся только продукты питания.

-Что мы положили в корзину? Как их можно назвать одним словом? (продукты)

-Значит какой магазин будет открывать кролик? (продуктовый)

Основная часть:

1 задание  Определение количество товара.

У Кролика много товара: он в мешках, банках, в коробках. Товар с ценниками готов к продаже, выставим его на полки. Банки на верхнюю полку, а коробки на самую нижнюю.

Посчитаем коробки, сколько их?

Посчитаем банки, сколько их? Чего больше коробок или банок?

2 задание       Определение количество крупы в мешке. 

-У мешков нет ценника, потому что Кролик не знает количество крупы в мешке и поэтому не знает по какой цене продавать каждый из мешков.

Как мы узнаем, сколько крупы в мешке? (Весы)

- Начнем взвешивать. Весы не работают, почему? Как нам узнать количество крупы в мешке без весов? Чем ещё можно измерить крупу?

Опыт:  взвешивают крупу 2 мешка разных по объему: большой и маленькой. Фиксируем результат числом и цифрой.

-Возьмите  сначала   мерку и измерим , сколько у нас получилось мерок с крупой в первом мешке, во втором мешке?

Вывод: Чем больше объем крупы, тем больше мерок.

Поставим мешки на свободную полку. У нас есть ценники «5» и «10». К какому  мешку приклеим ценник подороже, а к какому подешевле?    

Физ.минутка: «Покупаем продукты».

Сумку в руки мы берем, (Наклоняются и берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идем(Шагают на месте)

В магазине же на полках (Поднимают руки вверх)

Не шарфы и не футболки. (Вертят головой)

Вкусно пахнет здесь всегда, (Дыхательное упражнение)

В доме - вкусная еда. ("Дом" над головой)

3 задание  Определение веса мешка.

-«Вини-пух взял самый большой мешок и нес его долго, Пяточек взял мешок поменьше и нес побыстрее, Кролик взял самый большой и принес  его быстрее всех. Почему так получилось?»

Рассуждения детей.

-Нам нужно с вами узнать  есть ли зависимость между размером мешка  и весом мешка.

-Как мы можем узнать вес каждого мешка без весов?

- Можем определить вес руками?

Опыт:  Сравним 1 и 2 мешок, какой из них тяжелее, теперь2 и 3, теперь 1и 3.

Какой  мешок тяжелее всего, какой мешок полегче, какой мешок самый легкий?

Вывод: вес мешка не зависит от размера мешка.

4 задание

- Положите мешки  перед  собой слева направо: от самого легкого до самого тяжелого.

-Интересно Вам узнать ,что лежит в мешках? Спросим разрешение у Кролика посмотреть, что лежит в мешках.

В легком мешке- ценники, в средний –кирпичи, в тяжелом- гири.

-Для чего Кролику понадобятся кирпичи, ценники и гири?

5 задание

-Взвесим две бутылки. Какя показывает,что тежелее?

-Взвесим 1 большую бутылку , сколько гирь понадобилось чтобы получилось ровно?

-Взвесим 1 маленькую, сколько гирь  мы взяли, чтобы получилось ровно?

Вывод: Чем тяжелей предмет, тем гирь мы берем для взвешивания больше.

6 задание

-Ребята мы с вами помогли кролику расставить весь  товар, но как мы узнаем во сколько открывается магазин.

-У меня есть подсказка. Написано что открывается магазин в 10.00 ч. утра,

а закрывается в  6.00 вечера.

-Покажем Кролику во сколько будет открываться и закрываться магазин на часах.

Дети работают на модели часов.

Заключительная часть:

-Вам понравилось помогать кролику?

-А что больше всего вам понравилось? Что было легко для вас , а что было тяжело?

-Ребята мы навели порядок в магазине, остался один мешок, на нем записка: «Для ребят детского сада 73, группа Звездочки. Спасибо за помощь. Кролик». (В мешке конфетки монеты)