Математический проект "Путешествие в математику"
проект по математике (подготовительная группа)

Сидоренко Елена Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_proekt_-_puteshestvie_v_matematiku.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДННЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2101 

121433, г. Москва, ул. Малая Филевская, д. 26, корп. 2, ОГРН 1037700008488 

тел.: 8 (499) 144-48-07, факс: 8(499)144-48-07

 

 

 

 

 

 

 

 

Математический проект

«Путешествие в математику»

В  подготовительной к школе группе 

 

 

 

 

 

                                                        Подготовила и провела воспитатель  

                                                 Сидоренко Елена Евгеньевна 

 

 

Москва 2019 год 

Математический проект

«Путешествие в математику»

Образовательные области: Познавательное математическое развитие детей 6-7 лет.

Вид деятельности: Проектная.

     Тема проекта: Математический проект «Путешествие в математику».

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет).

     Актуальность:  Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение, способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций,  формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

        Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, развивающему мышление и воображение, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Педагог должен дать ребенку не только понимание материала, но и общие закономерности. А главное познать радость преодолений трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к математике, мотивации учения. Увеличение объёма внимания и памяти. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения творческих способностей. Умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Научить пространственно-временным представлениям.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с числами первого десятка, их образованием, составом, написанием и операциями над ними.

2. Сформировать представления о геометрических фигурах, точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, замкнутых и незамкнутых линиях.

3. Дать общие понятия о свойствах предметов, начальное представление о величинах. Научить пространственно-временным представлениям.

Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности. Развивать интерес к математике.

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помогать друг другу. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май, (1 занятие в неделю, всего 32 занятия).

Этапы проведения и реализация проекта:

1. Подготовительный этап:

* Подбор методического и специального материала по теме проекта.

* Разработка идеи проекта.

* Подбор наглядных и дидактических материалов.

* Подготовка картотеки, выбор текстов и музыкального сопровождения к физ. минуткам.

* Подбор стихотворений на тему «Цифры», тематических игр на сложение и вычитание.

* Подготовка демонстрационного и раздаточного материалов (тематические картинки, тетради в крупную клетку, карандаши, линейки, ластики, макеты геометрических фигур, мелки, рабочие тетради на печатной основе, и т. д.)

* Поиск подходящего видео, слайдов по темам.

* Выявление первичного уровня знаний детей об основах математики.

* Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.

2.Основной этап:

Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности:

• Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

• Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства предметов.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

Пространственные отношения: над, под, на, справа, слева. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе.

• Удаление части из целого, ознакомление с математическим действием – вычитание (на наглядном материале).

Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. Дидактическая игра «Построй и засели дом для куклы»

• Целое и часть. Представление: один – много. Дидактическая игра «Матрёшка». Работа с картинками.

• Число и цифра 1. Моделирование цифры из полосок бумаги, пластилина, счетных палочек, веревочек. Игра «конкурс красавиц».

• Число и цифра 2. Пара. Лепка цифры. Загадки про цифру.

• Представление о точке и линии, отрезке и луче.

• Число и цифра 3. Скороговорки, загадки про цифру. Дидактическая игра «на что похожа цифра 3».

• Замкнутая и незамкнутая линии. Кривая, ломанная. Работа с раздаточным материалом.

• Число и цифра 4. Математическая игра «Три поросёнка».

• Представление об углах и видах углов. Работа с тетрадью на печатной основе из серии «Ступеньки к школе».

Знакомство с основными геометрическими фигурами: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ромб.

• Число и цифра 5. Состав числа. Дидактическая игра «Засели домик».

Пространственные отношения: впереди, сзади. Дидактическая театрализованная игра «Репка».

• Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений больше и меньше.

• Временные отношения раньше-позже.

• Знакомство с числом и цифрой 6. Тренируем пальчики – работа в тетрадях в клетку. Игра «Сосчитай сколько…».

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощи мерки). Игра с палочками.

• Число и цифра 7. Состав числа. Игра «найди числового соседа».

Отношения: тяжелее, легче. Сравнения массы непосредственно и опосредованно с помощью мерки.

• Число и цифра 8. Математическая сказка «Теремок» и её запись с помощью математики.

• Представление об объёме (вместимость). Сравнение объёма с помощью мерки. Дидактическая игра «Простоквашино».

• Число и цифра 9. Первичное знакомство с числовым отрезком. Решение задач при помощи числового отрезка.

• Число и цифра 0. Место числа 0 в ряду чисел. Решение логических задач.

• Число 10. Сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе.

• Итоговое мероприятие на тему «Числовой отрезок. Число 10». Проверка знаний и навыков детей.

• Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Игра с объёмными фигурами. Просмотр видео материала.

• Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Демонстрация слайдов по теме.

• «Повторение». Игра-путешествие в страну Математику. Совместное сочинение и математическое решение сказки «Лесные яблочки».

Работа с родителями:

- консультации для родителей;

- беседы;

- обогащение предметно-развивающей среды;

- организация посещений родителями текущих мероприятий.

- помощь родителей в закреплении детьми усвоенного материала.

3. Заключительный этап:

- Организация и проведение итоговой образовательной деятельности по теме«Смешарики готовятся к школе».

- Знакомство родителей с результатами работы по математическому проекту «Путешествие в математику»

Ожидаемые результаты проектной деятельности: К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, познавательных математических интересов. В том числе:

- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =.

- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

- умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Математический диктант по клеточкам.

- умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков «+», «-», «=». Использовать числовой отрезок для решения задач.

Полученный итог:

В проекте принимало участие 18 детей подготовительной группы. Все научились устному счету (прямому и обратному) в пределах 10. Дети без особого труда производят математические действия с цифрами (сложение, вычитание, сравнение) при помощи опорного материала и без него, умеют записывать примеры при помощи математических знаков.

Дети знают и называют основные геометрические фигуры и тела, находят сравнение с ними в окружающей среде.

Участники проекта отлично ориентируются в пространственной и временной среде. Любят решать математические диктанты по клеточкам, 16 человек справляются с подобными заданиями на отлично, двое имеют некоторые затруднения в силу своей неусидчивости.

Дети научились слушать, слышать педагога, логически мыслить, самостоятельно без стеснительности рассказывать, выражать своё мнение, аргументируя его.

Итоговые мероприятия показали, что дети без труда справятся с заданиями в начале первого года обучения в школе.

Список используемой литературы:

«Практический курс математики для дошкольников» Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина.

- рабочая тетрадь «Ступеньки к школе. Азбука счета». М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.

- рабочая тетрадь «Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры». М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.

- серия рабочих тетрадей «35 занятий для успешной подготовки к школе» Н. Терентьева. (математика, развитие речи, логическое мышление, память и внимание).

- Программа воспитания и обучения в д/саду «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)

- Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (под ред. И. А. Помораева, В. А. Позина).

- использование слайдов для демонстрации геометрических фигур, линий, цифр, аудиозаписи (материалы из сети интернет: Сайт: 900 igr.net.; viki.rdf.ru; shevtsovasa@mail.ru)

Материалы, приложения: планы, конспекты мероприятий, фотоматериал.

Приложение №1

Конспект итогового мероприятия образовательной деятельности.

Тема: Числовой отрезок. Число 10.

Образовательные области: Познавательное математическое развитие детей дошкольного возраста.

Деятельность: Основная образовательная.

Возрастная группа: Подготовительная группа.

Цель: Закрепить уровень полученных знаний, умений, навыков по математическому развитию дошкольников, активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности детей.

Образовательные задачи:

1. Сформировать представление о цифровом отрезке. Познакомить детей с числом 10, его образованием, составом, записью.

2. Повторить знания прямой, кривой, ломанной линий, проверить умение распознавать их.

3. Дать новое математическое понятие – ЛУЧ, показать его отличие от отрезка.

4. Закрепить знания математических знаков >;, <, =.

5. Научить пользоваться цифровым отрезком при решении примеров.

Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу, развивать интерес к математике.

Оборудование: доска, мел, тетради в клеточку, карандаши, цветные веревочки разной длины, иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака.

Методы и приемы: Наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, словесные объяснения, разъяснения), практические (игровые, поощрения, итог занятий).

Ход занятия:

На видном месте висит иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака.

Воспитатель: -Здравствуйте, дети, сегодня у нас не просто занятие по математике, а путешествие в зоопарк. А поможет нам там побывать, отгадайте кто?

«Маленький мальчишка

в сером армячишке

По дворам шныряет,

крохи собирает,

По полям кочует –

коноплю ворует» (воробей)

- Часто в старину люди говорили«бей вора! Вора бей!», - и называли маленькую серую птичку воришкой.

- И вот однажды залетел маленький воришка в зоопарк, и попал на обед к его обитателям. А у кого он побывал, послушайте внимательно стихотворение и запомните.

«- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей!

Пообедал я сперва

за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил». (С. Маршак)

Воспитатель: - Сколько же животных было? Кто из вас, детей, хорошо слушал, запомнил, сможет назвать и посчитать их? Давайте сделаем это при помощи цифрового отрезка.

Воспитатель чертит на доске цифровой отрезок, отмечает при каждом правильном ответе детей одно деление, ставит цифру.

- Сколько мы с вами насчитали животных, у кого обедал воробей? (9)

- А самого воробья мы посчитали? Воробей и будет у нас 10-м.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Кто может сказать, как мы получили число 10? Правильно, путем сложения 9 и 1.

Далее воспитатель читает стихотворение про цифру 10:

«Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять». (С. Маршак)

- Теперь запишем эту цифру на доске. Запомните дети, цифра 10 – это двузначное число, т. е., цифра состоит из двух знаков: 0 и 1. А теперь запишите эту цифру в ваши тетради.

Дети открывают рабочие тетради, списывают с доски.

Пока дети работают в тетрадях, воспитатель записывает пример на доске. Далее дети помогают правильно вставить знаки сравнения (можно записать их самой, спрашивая правильные ответы у детей с места, а можно вызвать их к доске).

9 < 10 > 8

- А скажите, сколько пальчиков у вас на одной руке? (5)

- Сколько на обеих? (10)

- Как вы получили 10? Кто сможет записать на доске этот пример?

Одного или двоих детей вызывают к доске, остальные записывают пример в тетради.

5 + 5 = 10

Физ. минутка. «Вышли пальчики гулять».

Работа с геометрическим материалом.

На доске начерчены различные прямые.

- Что нарисовано на доске? (линии)

- на какие группы можно разделить эти линии? (прямые, кривые, ломаные)

- назовите прямые линии. (1,3)

- назовите кривые (2)

- ломаные (5)

- кто из вас может сказать, как отличить прямую линию от отрезка? (у отрезка (3) есть начало и конец)

- Сегодня мы с вами познакомимся с таким геометрическим понятием как ЛУЧ. Луч, дети – это прямая, которая ограничена только с одной стороны, он имеет начало, но не имеет конца. (4).

Воспитатель чертит на доске луч, дети переносят рисунок в тетради.

Игра на воображение:

Детям раздаются цветные веревочки разных размеров, и предлагается выложить из них на столе прямую, кривую, ломаную. Кроме этого предлагается показать, как можно из них же сделать отрезок и луч.

Дидактическая игра: Заселим домик

10

1 -

- 8

3 -

- 6

5 -

- 4

7 -

- 8

9 -

Самостоятельная работа:

Числовой отрезок и работа с ним.

Воспитатель на цифровом отрезке показывает и объясняет детям как можно при его помощи решать примеры в пределах десятка. Далее дети самостоятельно работают в тетрадях, решая примеры.

2 + 4 = 5 + 5 = 1 + 7 =

8 – 3 = 10 – 7 = 4 – 2 =

Итог занятия:

- Дети, сегодня мы с вами очень хорошо поработали. При помощи замечательных стихотворений С. Я. Маршака познакомились с цифрой 10. Узнали, что такое цифровой отрезок, как при его помощи можно решать примеры на сложение и вычитание. Вспомнили прямые, кривые, ломаные линии, познакомились с таким понятием как луч. Надеюсь, что вам понравилось наше занятие, и вы с таким же энтузиазмом и настроением будете учиться и дальше.

Далее воспитатель, подводя итоги, отмечает детей, которые отличились на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая сказка «Королева Математики»

Математическая сказка «Королева Математики»Голос КоролевыМатематики:Дорогие ребята!Вы  знаете, что каких только стран не бывает на свете!Страна Улыбок и Загадок, Солнечных зайчиков иБагровы...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Королевство Математики".

Уточнить знания детей о прямоми обратном счете, закрепить состав числа из единиц....

Математический КВН "Знатоки математики"

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области математический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математических представлений способствует испо...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе математический КВН « Знатоки математики»

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группематематический КВН « Знатоки математики»Формированию у ребенка математи...

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе...