Дидактические игры для развития представлений о величине
картотека по математике (младшая группа)

Елена Валентиновна Богданова

математические представления у младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93» комбинированного вида

Невского район СПб

Картотека

 дидактических игр и упражнений

для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста

(3-4 года, вторая младшая группа)

Автор - Богданова Елена Валентиновна, воспитатель

2020 год

I. Величина (размер)

«Игра с кругами»

Воспитатель, показывая детям круги, уточняет, какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок должен сказать, большой он или маленький. Затем педагог предлагает детям, которые получили большие круги, построиться слева, а остальным — справа. Теперь они должны выполнить следующее задание: взять в левую руку большие круги, а в правую — маленькие. Поднять круги вверх. Опустить руки вниз. Положить большие круги в большую коробку, а маленькие — в маленькую коробку. Уточнить, сколько каких кругов в коробках.

«Телефон»

На большом стуле сидит мишка, на маленьком — кукла. Воспитатель вызывает двух детей и встает с ними в один ряд. Одному из них тихо говорит: «На большом стуле — мишка».

Ребенок передает это соседу. Тот подходит и берет мишку

«Узнай форму предмета»

Дети сидят за общим столом.

У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.

И так до тех пор, пока не будут закрыты фигурц'в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель. {>.

«Пузырь»

Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».

Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пузырь!»

По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.

Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».

Игра повторяется 2—3 раза.

«Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование.  силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

«Игра с пирамидкой»

Кольца пирамидки воспитатель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 2—3 ребенка.

Первый вариант. Воспитатель показывает самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо».

Ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше» и т.д.

Последний ребенок кладет самое маленькое кольцо. Он и собирает пирамидку, нанизывая одно кольцо за другим.

Второй вариант. Один из детей, тот, кто хочет начать игру, выбирает самое большое кольцо и говорит, что оно самое большое. А дальше игра продолжается, как в первом варианте.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям разложить кольца от самого маленького до самого большого, и наоборот: от самого большого до самого маленького.

«Оденем кукол красиво»

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель предлагает им взять куклу на прогулку: «Какую куклу мы возьмем?» Выслушивает ответы детей.

— Чтобы она не замерзла, ее надо одеть. Кто принесет ее одежду?

Взрослый заранее подбирает платье или пальто меньшего размера. Ребенку, которому поручено надеть кукле платье, не может это сделать. Почему? Оказывается, что платье узкое. Тогда приносят другое платье.

Таким образом, дети убеждаются, что одежду надо сначала примерить, а потом, если она подойдет, надеть ее.

Когда кукла будет одета, остается подобрать ей шарф. Прикладывая один шарф к другому, дети наглядно убеждаются, что один шарф длиннее, а другой — короче, и выбирают тот, который по длине подходит этой кукле.

После того как кукла будет одета, дети берут ее на прогулку.

Можно повеселиться, одев ребенка во взрослый свитер или пытаясь натянуть детскую одежду на взрослого.

«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» - говорит В.

II. Длина

«Разноцветные шарики»

Игра проводится с небольшими группами детей.

Воспитатель кладет на стол 3 зеленых шарика в ряд. Предлагает детям положить столько же красных.

Применяя прием приложения, раскладывая шарики парами (зеленый — красный), дети убеждаются, что зеленых шариков столько же, сколько и красных.

Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда, увеличивая или уменьшая расстояния между шариками. После каждого изменения педагог спрашивает: зеленых шариков столько же, сколько и красных, или больше (меньше)?

Те дети, которые умеют считать, могут применять счет и пересчитать красные и зеленые шарики.

«В каком ряду больше детей»

Дети встают в два ряда друг напротив друга. Один ребенок остается без пары, он — водящий и отвечает на вопросы воспитателя.

Воспитатель спрашивает: «В первом ряду стоит столько же детей, сколько и во втором?»

Ответ ребенка проверяется следующим образом: каждый ребенок первого ряда берет за руку ребенка из второго ряда.

Затем дети из второго ряда образуют круг.

Педагог спрашивает: «А сейчас в первом ряду столько же детей, сколько и во втором?»

Проверяя ответ, дети снова встают в ряд и протягивают друг другу руки.

Воспитатель предлагает показать руками длину обоих рядов детей.

 «Нарядные зверюшки»

Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.

Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются местами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

«Мы шагаем»

Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги Г а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.

После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный — короткий».

В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные (или короткие) шаги на цыпочках.

«Что длиннее?»

Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит:

—  Сапоги длинные, а ботинки... Ребенок, у которого мяч, отвечает:

—  Короткие.

Катит мяч воспитателю.

—  У футболки рукава короткие, а у рубашки... (длинные).

—  Гольфы длинные, а носки... (короткие).

—  Шорты короткие, а брюки... (длинные).

—  Платье длинное, а юбка... (короткая).

—  Пальто длинное, а куртка... (короткая).

«Отгадай»

Игра проводится с теми детьми, которые испытывают затруднения в определении длины.

Ребенок ощупывает под платком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем — напротив — короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая».

Игра проводится 3 раза. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий брусок из строительного материала, карандаши и т.д.).

Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, убеждаются, что у всех предметов различная длина.

«Длинное - короткое»

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

III. Ширина

«Ручеек»

На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см.

Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек

 Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».

Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост».

Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.

Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

«Пройди по мостику»

Для игры необходимо; широкая, узкая доски, приподнятые над полом на 5 – 10 см.

Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам пройти по узкому мосточку, а девочкам — по широкому.

Второй вариантДевочки идут по узкому мосточку, а мальчики — по широкому.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мосточку по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мосточку».

Воспитатель проверяет правильность выполнения действий.

После игры он должен похвалить детей и сказать, что они были храбрыми и ловкими путешественниками.

«Зеркало»

Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им повторять движения за ним. Раздвигая руки в стороны, говорит: «шире—шире—шире—широко».

И вместе с детьми широко разводит руки в стороны. Потом начинают сравнивать: у кого шире, у кого уже. При этом говорят: «уже—уже—уже—узко».

Игра повторяется 2 раза.

«Едем в гости»

К воротам прикреплены полоски бумаги разной ширины. Такие же полоски в руках у детей — это «номер» машины. Воспитатель объясняет, что все ребята стали машинами. У каждой из них свой «номер». Они будут ездить по городу до тех пор, пока ведущий не скажет: «Машины, в гараж!» Каждая «машина» должна найти гараж со своим «номером» и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» машины к «номеру» на воротах (покажите). Если номера совпадут по ширине, то можно «въезжать».

Дети сравнивают полоски-«номера».

— Какие они по ширине? Одинаковые, разные.

Игра повторяется 2 раза.

«Два бассейна»

На полу из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами — касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя они заходят с узкими билетами — в узкий бассейн, с широкими — в широкий.

Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо стараться быть вежливыми, уступать место своим друзьям.

IV. Высота

  «Что выше?»

На прогулке воспитатель говорит:

-Скамейка низкая, а что выше?

-Что выше куста?

—  Что выше дерева? (Дом.) И т.д. В помещении можно спросить:

— Детский стул низкий, что выше? (Большой стул.)

— Что выше большого стула? (Стол.)

—  Что выше стола? (Шкаф.) И т.д.

«Строитель»

На столе — мелкий строительный набор. Дети сидят за столами: один напротив другого. Воспитатель предлагает им построить домик. После того как ребята выполнят задание, он должен спросить, у кого дом получился выше.

—  Как это определить? Что надо сделать?

—  Придвинуть один домик к другому.

—  Чей домик выше? Ниже? Одинаковые по высоте? Работать со строителем дети могут не только сидя за столами, но и стоя один против другого.

«Вверх по ступенькам»

На полу три куба разной высоты стоят близко друг к другу: низкий, выше, самый высокий.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подняться вверх по «ступенькам». Когда ребенок будет подниматься, все остальные хором должны сопровождать его движения: «Выше—выше—выше».

Поднявшись на последнюю ступеньку, он должен хлопнуть в ладошки. Теперь ему надо спуститься вниз. Дети снова хором сопровождают его движения: «Ниже—ниже-ниже». Спустившись, ребенок опять хлопает в ладоши.

Воспитатель спрашивает:

—  Где ты был?

—  Наверху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством модульного оборудования.

Актуальность данной темы заключается в том, что в общей системе обучения модульное оборудование приобретает само­стоятельность и сосуществует с об­учением в играх и на ООД.Его место опре­деляется...

Програмно-методический материал"Развитие представлений о величине, цвете, размере, форме посредством развивающих игр"

Программно-методический материал по математике: "Развитие представлений о цвете, величине, форме посредством развивающих игр" Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает в...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)

Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)...

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений...

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений

Перспективно-тематическое планирование развития представлений о величине у детей во второй младшей группе посредством использования дидактических игр и упражнений...