Тематическое планирование « Домашние животные» Влияние дидактических игр на развитие представлений о величине и форме предметов у детей 3 -4 лет.
методическая разработка по математике (младшая группа)

Дидактические игры на развитие представлений о величине и форме предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.odt28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование « Домашние животные»

Влияние дидактических игр на развитие представлений о величине и форме предметов у детей 3 -4 лет.

Понедельник

режим

Самостоятельная деятельность педагога и детей

Создание условии для самостоятельной деятельности

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

утро

Беседа на тему «Мой домашний питомец»

Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов с изображением домашних животных.

Настольная игра "Рассели животных". Цель: формировать умение классифицировать домашних и диких животных с  Есенией, Машей.

«Котята»

Цель.  Классификация предметов по признаку "размер".

Разместить в уголке изобразительной деятельности иллюстрации и трафареты с изображением зверей.

вечер

Д/игра «Кто как кричит?» - учить различать домашних животных по внешнему виду и издаваемым звукам.

Русская - народная подвижная игра «Кошки – мышки»

Д/и «Назови правильно»

Цель: уточнение знания детей о диких животных, закрепление умения узнавать их по картинке.

Разместить разрезные картинки, кубики

«Домино - животные », Д/и «Чьи детки», «Составь целое из частей».

Разместить картины  из серии «Домашние животные»

Нод1

Познавательное развитие  «Домашние животные» Задачи: Знакомить детей с конкретными представителями домашних животных, их названиями, характерными особенностями (по схеме); затем знакомить с названиями детёнышей животных.

                       

Нод2

НОД по Музыке

по плану муз. руководителя

прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: формировать представление  об осенних изменениях в природе; Трудовые поручение: сбор веточек, сгребание  граблями  листьев в кучки. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.  Подвижные игры .«Кошка». Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

П/игра « «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль»)

Работа с родителями

Предложить родителям принять участие  в фото выставке домашних животных « У меня живет…»

Вторник

режим

Самостоятельная деятельность педагога и детей

Создание условии для самостоятельной деятельности

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

утро

Беседа «Животные на улице».                                 Разучивание стихотворения: «Стихотворение о щенке» (С.А. Антонюк)                                                                                                  

Д/и «Кто что ест?»                                                                     Настольно-печатные игры (кубики, паззлы, домино).    

« Сравни дорожки»

Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине.

« Два утенка»

Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине

вечер

 « Подбери заплатку для коврика» (Коврик для котенка)

Цель: закреплять знания о круглой и квадратной форме

« Бусы для кошечки»

Цель: развивать умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.

Предложить   детям раскраски с изображением домашних   животных и их детёнышей

Нод1

 Физкультуре (зал) по плану физ. инструктора

Нод2

Рисование

«Коврик для питомца»

Задачи: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять названия цветов: синий и красный. Воспитывать эстетические чувства.

прогулка

Наблюдения за деревьями и растениями. Наблюдение за елью                                                                                  Труд Расчистка площадки для игр. Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.      Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.                                                                          П/игра «Лохматый пёс»                                                        

 Хороводная игра «Далеко – далеко на лугу пасутся ко…

Работа с родителями

Папка – передвижка «Загадки и пословицы «Домашние животные»

Среда

режим

Самостоятельная деятельность педагога и детей

Создание условии для самостоятельной деятельности

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

утро

Беседа: «О собаке».

« Какая собака по величине? Что есть у собаки? Кто заботится о собаке?»; учить выделять внешние особенности  собаки; развивать речь, обогащать словарь детей новыми словами.

Игра малой подвижности. «Найди игрушку»

Индивидуальная работа по сенсорному развитию

« У кого какая шубка»

( развитие тактильных ощущений)

Обогащение центра сенсорики.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Кто чем питается», «Третий лишний», «Узнай по описанию», «Любимые детки»;

вечер

Чтение стихотворений о животных            А. Барто из цикла «Детки в клетке». («Бычок.»,«Зайка», «Мишка», «Козленок»)

Знакомство детей с шумовыми музыкальными инструментами (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).

Игровое упражнение «Иди к козленку».

Цель: развитие осн. движений.

 « Заборчики для козлят»

Цель:  учить сравнивать предметы по длине и обозначать их словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»

Предложить детям строительный материал и коллекцию «Животные»

Игры со строительным  материалом.

Нод1

 Познавательное развитие (ФЭМП) «Один, много,ни одного»;  

Цель: познакомить с  составлением группы предметов  из отдельных предметов и  выделением из неё одного  предмета; учить понимать слова  много, один, ни одного.  

Д.И« Цыпленок»

Цель: совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры

Нод2

Музыкальное развитие

по плану муз. руководителя

прогулка

Наблюдение за улетающими стаями птиц, объяснение, что они летят в тёплые края.

П/и «Коза рогатая» цель: учить выполнять действия в соответствии со словами текста.

Работа с родителями

Поручение для родителей: совместно с детьми найти и вырезать картинки с изображением домашних  животных с детенышами, принести их в детский сад для  создания  коллажа «На ферме»

Четверг

режим

Самостоятельная деятельность педагога и детей

Создание условии для самостоятельной деятельности

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

утро

Рассматривание предметных картинок и сюжетных иллюстраций по тематике.

Д/и «Чей малыш?»                                                                                                       Речевая игра «Назови ласково».                                    Инсценировка «Курочка -рябушка», «Кисонька - мурысенька»

«Посмотри и назови»

Цель. Учить детей находить в пространстве предметы ○, □, Δ формы и четко произносить названия. Развивать зрительную память.

Д/и по развитию речи «Где спрятался котенок» упражнять детей в употреблении в речи существительных с предлогами «на», «под», «в», «за», «около»

« Лесенка для собачки»

Цель. Научить соотносить предметы по величине.

Рассматривание плакатов «Дикие животные», «Домашние животные».

вечер

Заучивание стихотворения А.Барто «У меня живёт козлёнок»

Познакомить детей со стихотворениями о животных. Подражать их голосу. Обогащать словарный запас, формировать звуковую культуру речи.

Повторение знакомых стихотворений о домашних животных

«Чудесный мешочек»

Цель: продолжать знакомить детей с треугольником, учить сравнивать треугольник с квадратом

Рассматривание иллюстраций в книгах о животных.

Нод1

Развитие речи

«Домашние животные», «Цыпленок Цып»

Задачи: Закрепить знания детей о домашних животных, воспитывать добрые чувства к животным. Развивать звуковую культуру речи.

Нод2

НОД по Физкультуре (прогулка)

по плану физ. руководителя

прогулка

Наблюдение за ветром. Цель: Учить определять ветреную погоду. Погода ветреная – деревья качаются. Дует ветер – вертушки кружатся на ветру. П/ и - «Мы — веселые ребята», «Лохматый пес»

Работа с родителями

Предложить родителям повторить с детьми названия домашних  животных и их детенышей.

Пятница

режим

Самостоятельная деятельность педагога и детей

Создание условии для самостоятельной деятельности

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

утро

Разгадывание загадок о домашних животных

Конструкторские игры «Загон для домашних животных»        

П/И «Подбрось – поймай!»

«Домик для кошечки» (геометрическое лото)

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах квадрат, круг, треугольник

«Найди домик»

Цель: Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Разрезные картинки «Хвосты».

Предложить детям трафареты «Животные»

вечер

Д/и «Кто спрятался на картинке»

 Сюжетная   ролевая   игра. «Кошка». Цель: развивать способность принять на себя  роль животного.

Решение проблемной ситуации - В гости пришли котенок, щенок и цыпленок. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять?

Конструирование из «Лего»: «Будка для щенка»

« Башня для петушка»

Цель: познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже».

Конструктор Лего, наборы строительного материала

Нод 1

НОД по Физкультуре (зал)     по      плану физ. инструктора              

                                                                   

Нод 2

Лепка «Вылепи животное»

 Цель:   закреплять   умение   детей лепить   животное   по   желанию. Учить лепить предметы круглой и   удлинённой   формы,   более точно   передавая   характерные признаки

прогулка

Наблюдение за деревьями. Цель: сосредоточить внимание детей на объекте, показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья); познакомить с признаками и характерными особенностями осенних деревьев; предложить побегать по опавшей листве. П/и «Бабушкины петушки»(имитация движений за взрослыми).

Работа с родителями

Создание фото - выставки «Домашние животные»

«Котята»

Цель.  Классификация предметов по признаку "размер".

Описание. На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два котенка: большой и маленький.

- Жили два котенка:. Один - большой, другой - маленький.

- Ваня, где большой котенок, где маленький, покажи!

- Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие? Кому маленькие?

Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор:

- Большой мяч – большому котенку. Большая ложка – большому котенку. Маленькая ложка – маленькому котенку. Маленький автомобиль – маленькому котенку и т. п.

- Какие игрушки у большого котенка? (Большие.) Какие игрушки у маленького котенка? (Маленькие.)

« Башня для петушка»

Цель: познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже».

Описание: воспитатель строит из кубиков две башни одинаковой высоты, затем добавляет или убирает детали так, чтобы башни стали разные – высокая и низкая.

- какие две башни я сначала построила?

- какая башня стала выше (ниже)?

А теперь давайте все вместе построим самую высокую башенку, на которую и посадим петушка. Все по очереди ставят кубик на одну из  башенок, построенных воспитателем

Воспитатель сажает петушка на башенку

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Ване спать не даешь (дети повторяют)

« Цыпленок»

Цель: совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры

Воспитатель показывает образец аппликации «Цыпленок» из геометрических фигур и предлагает сделать такую же. Объясняет, как выполнять задание, дети работают самостоятельно.

Ребята, из каких геометрических фигур составлен цыпленок? (круги большой и поменьше (туловище и голова), треугольники (клюв, две лапки).)

Дети по образцу делают аппликацию, называя при этом форму деталей.

« Заборчики для козлят»

Цель:  учить сравнивать предметы по длине и обозначать их словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»

Каждому ребенку дается игрушечный козленок. Сначала воспитатель строит заборчик (кубик к кубику), комментируя свои действия, затем дети  строят.

Вот какие заборчики у нас получились, теперь не убегут козлята. У Миши заборчик длинный, а у меня короче. И у Маши заборчик длинный. А у Саши короткий и т.д

Воспитатель берет козленка и показывает детям как он шагает.

- Длинный заборчик – козленок долго вдоль него шагает. Короткий заборчик – быстро прошел.

« Лесенка для собачки»

Цель. Научить соотносить предметы по величине.

Материал: 5 картонных полосок, различных по длине.

Описание. Кладем перед ребенком полоски и предлагаем из них сложить лестницу. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребенок приговаривает: «длинная полоска, теперь короткая, еще короче и самая короткая полоска»

« Два утенка»

Ребята, пока мы играли к нам в гости пришли два утенка – большой и маленький. (Дети рассматривают утят). Поставьте большого утенка на широкую полоску, а маленького -  на узкую. На какой полоске стоит большой утенок? а маленький? Можно ли поставить большого утенка на узкую полоску? Если нельзя, то почему ( шире, уже)

« Чудесный мешочек»

Цель: продолжать знакомить детей с треугольником, учить сравнивать треугольник с квадратом

Ребята, посмотрите, какой мешочек нам принесла лошадка. Давайте, покажем лошадке, как мы умеем отгадывать предметы на ощупь. Воспитатель прячет в мешочек предметы круглой и квадратной формы и предлагает каждому ребенку опустить руку, взять предмет, определить его форму, назвать и достать

« Подбери заплатку для коврика» (Коврик для котенка)

Цель: закреплять знания о круглой и квадратной форме

воспитатель показывает детям коврики для котят с вырезанными отверстиями, объясняет, что их прогрызли мышки. Дети подбирают (круглую или квадратную) фигуру -  заплатку для каждого коврика.

Сколько на каждом коврике дырочек? Какой формы дырочки?

«Домик для кошечки» (геометрическое лото)

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах квадрат, круг, треугольник

Кошечка просит вас, ребята, построить ей домик, он у нее сломался. Поможем кошечке, ребята? Мы ведь знаем все фигуры,  из которых строится домик. Давайте вспомним, как они называются. Дети называют фигуры и показывают воспитателю. Большой треугольник – крыша, большой квадрат – стена дома.   Маленький квадрат – окно, маленький круг – украшение для крыши.

«Найди домик»

Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В домике где круги, живет собачка - говорит воспитатель, - в этом - где квадраты, живет котенок, а в  этом - где треугольники, живет козленок». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»: побегать по группе.  По сигналу воспитателя все находят  свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

«Посмотри и назови»

Цель. Учить детей находить в пространстве предметы ○, □, Δ формы и четко произносить названия. Развивать зрительную память.

Описание.  К нам в гости, ребята, пришел щенок и хочет узнать, знаете ли вы предметы круглой, квадратной и треугольной формы.  Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше предметов круглой, квадратной и треугольной формы (это могут быть игрушки, посуда, фрукты, овощи и т.д.)

« Бусы для кошечки»

Цель: развивать умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что остальные бусинки рассыпались. Их нужно собрать, используя для этого  круги  и квадраты. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус). Дети собирают бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме.

« Помоги Барашку» (Подбери правильно)

Сегодня к нам в детский сад пришел Барашек. Хочет чему - нибудь научиться у вас. С собой принес конверт с фигурами. Поможем Барашку подобрать фигуры?

Детям предлагается подобрать пару предложенным геометрическим фигурам (по цвету и форме).

«Закрой домик»

Цель:

У каждого петушка есть свой домик. Дети рассматривают вырезанные из картона домики без дверей. Фигуры разной геометрической формы. Надо к каждому домику подобрать дверцу, чтобы петушок мог в домике запираться. Дети подбирают нужную дверь путем прикладывания и закрывают вход в домик.

« Сравни дорожки»

Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине.

Захотела кошечка пригласить в гости собачку и написала письмо « Собачка, приходи в гости. К моему домику ведет дорожка, но чтобы не заблудиться и не попасть в чужой дом, запомни: возле моего дома дорожка широкая.

- Как узнать какая дорожка шире? Что для этого надо сделать?

Дети сравнивают две дорожки ( вырезанные из бумаги) способом наложения, выясняют какая дорожка шире, и подсказывают собачке, где домик кошечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование "Домашние животные"

Календарно - тематическое планирование "Домашние животные"...

Комплексно-тематическое планирование "Домашние животные и птицы " в средней группе.

Комплексно-тематическое планирование "Домашние животные и птицы " в средней группе....

Календарно - тематическое планирование "Домашние животные" старшая группа

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом речевых нарушений и психологических особенностей детей нашей группы....

Дидактические игры для развития представлений о величине

математические представления у младших дошкольников...

Календарно-тематическое планирование «Домашние животные» во второй младшей группе

Цель: Расширение представлений детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, что едят, какую пользу приносят людям).Ознакомление с трудом людей по ухо...