Проект «Повышение мотивации в овладении счета у дошкольников»
проект по математике (старшая группа)

Димчук Марина Михайловна

Проект по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_femp.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                 

                                    Проект

 «Повышение мотивации в овладении счета у дошкольников»

 

                                                       

                                                                                               Подготовил:

                                                                                              воспитатель

М.М.Димчук

                                               Сургут,2018

Актуальность темы данного проекта подтверждается следующими факторами:

1. Обучению дошкольников основам математики сегодня отводится важное место, так как происходит усовершенствование и модернизация системы современного дошкольного и школьного образования.

2. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

3. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи.

4. Знания, которые преподносятся детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

5. Игровая деятельность, нацеленная на определенный результат, дает хороший результат только тогда, когда поставленные задачи могут быть решены в процессе их проведения.

В процессе подготовки педагогического проекта я опиралась на психолого-педагогические работы таких отечественных авторов, как Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.С.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения.

Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Основы математики ставят дошкольников в условия поиска, пробуждают интерес к победе и соревновательной деятельности.

Основная проблематика в условиях данного проекта сводится к следующему: предупреждение затруднений в понимании математического материала у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП на основе сравнительной характеристики групп прошлого года.

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, можно использовать следующий занимательный материал:

1) загадки;

2) стихи;

3) дидактические игры;

4) занимательные вопросы;

5) задачи-шутки;

6) математические сказки;

7) пословицы и поговорки;

8) пальчиковая гимнастика;

9) лабиринты;

10) логические концовки;

11) математические КВНы.

Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием.

В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе.

Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

   Цель педагогического проекта состоит в формирование элементарных математических представлений у детей  старшего дошкольного возраста посредством занимательного материала по математике.

         Задачи проекта:

1.        Развивать интерес к математике у детей, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.

2.        Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

3.        Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.

4.        Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Ресурсы проекта.

1.Кадровые ресурсы: воспитатели групп, педагоги МБДОУ

2.Закон РФ «Об образовании», Устав ДОУ, СанПиНы 2.4.1.2660-10,

 Конвенция о правах ребенка ООН, Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ

3.Информационные ресурсы: теоретическая литература, программы и методические разработки.

4.Материально-технические ресурсы: наглядные и дидактические пособия, развивающая предметно-пространственная среда, музыкальный центр, интерактивная доска, обучающие настольно-печатные игры по математике, геометрические мозаики и головоломки; занимательные книги по математике; тетради на печатной основе с математическими заданиями, геометрические фигуры, счетный материал, набор цифр, цветные карандаши.

5. Условия проведения: групповое помещение

Этапы проекта.

Подготовительный этап:  выбор темы проекта; определение цели и задач проекта, составление плана работы, изучение методической литературы, подготовка оборудования, материалов, первичная диагностика.

Основной этап реализации проекта.        

Месяц

Неделя

 Работа с детьми

Работа с педагогами

Сентябрь

сентябрь

Сентябрь

1 неделя

Дидактическая игра «Помоги Федоре»

Математический

 КВН  

 

Дидактическая игра «Найди предметы похожего цвета»

2 неделя

Игра на порядковый счет «Волшебные круги»

Игра на счет «Игра с кругами»

Игра на внимание и счет «Шары».

3 неделя

Игра на внимание и счет «Умный гость»

Развивающая игра на овладение счетом «Сосчитай домики и их предметы»

4 неделя

Дидактическая игра «Сколько предметов на левой стороне?»

Дидактическая игра «Сколько предметов на правой стороне?»

Октябрь

Октябрь

 

1 неделя

Занятие по ФЭМП «Математическая разминка»

 

Консультация «Развитие математических способностей детей посредством интеллектуальных игр»

Занятие по ФЭМП «Считаем весело!»

2 неделя

Дидактическая игра «Считалочка»

Игра «Вместе весело считать!»

3 неделя

Занятие по ФЭМП

«Веселые шары»

Игра со счетными палочками и геометрическими фигурами

4 неделя

Дидактическая игра «На раз, два, три!»

Дидактическая игра «Сосчитаем медвежат»

Ноябрь

 

1 неделя

Занятие по ФЭМП «Семь сорок и одна ворона»

 Деловая игра  «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности»

 

2 неделя

Игра на счет «Курятник»

Игра на счет «Цыплята и утята»

3 неделя

Занятие по ФЭМП «Сосчитаем и нарисуем»

Игра «Веселый огород»

4 неделя

Игра «Три поросенка»

Заключительный этап:

Конечным продуктом проекта будет являться:

1) положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей  старшего дошкольного возраста;

2) формирование операций логического мышления;

3) применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

4) осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

5) развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

Критерии эффективности проекта:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Для оценки эффективности используются следующие диагностические инструментарии:

 1.Диагностика  по программе “От рождения до школы”, под редакцией    

В. Вераксы, Т.С.Комаровой  

2.Разработка методических рекомендаций для педагогов.        

Результаты проекта. 

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и  в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

 Список используемой литературы:

  1. Арапова-Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.
  2. Волчкова В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
  3. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников» – М.; Просвещение 1992.
  4. Михайлова З.А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
  5. Михайлова З.А. «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб: Детство-Пресс, 2001.
  6. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.
  7. Морозова И. «Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.
  8. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  9. Петерсон Л.Г. «Практический курс математики для дошкольников», 1992.
  10. Позднякова Л.И. «Игровые комплексы», журнал «Дошкольное воспитание» №1,2 1996г.
  11. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» – М.; Просвещение 1987.
  12. Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 1988.
  13. Шевелев К.В. «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

         14.  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  М.: Мозаика-…Синтез, 2017 


Приложение 1.

План-конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Капитошка»

Тема занятия: «Математическая разминка»

Цель занятия заключалась в организации занятия по формированию начальных математических представлений в средней группе посредством закрепления счета от 0 до 9 и основных пространственных понятий.

Задачи занятия сводились к следующему:

1.        Продолжить учить порядковому счету ребят (от 1 до 10) и практиковать умение обратного счета у ребят постарше.

2.        Продолжить формирование знаний и умений определять, называть и показывать такие основные пространственные понятия, как «большой-маленький», «высокий-низкий», «лево-право», «верх-низ», «далеко-близко».

3.        Продолжить закрепление навыков и умений приводить правильную последовательность числе от 0 до 10.

4.        Продолжить закрепление знаний основных геометрических фигур.

5.        Развивать способность составлять из частей одно целое.

6.        Продолжить формировать умения и навыки грамотного и верного соотношения определенной цифры с определенным количеством.

7.        Воспитывать командный дух, внимательность, усидчивость и интерес к занятиям по ФЭМП.

Методические приемы:

  1. Игровая ситуация.
  2. Ребенок в роли воспитателя.
  3. Вопросно-ответная форма.

Материал и оборудование:

1.        Мольберт с двумя плакатами: на первом плакате изображены большие и маленькие дома, а на втором – высокие и низкие деревья.

2.        Развивающие и обучающие материалы: деревянные и пластиковые геометрические фигуры, счетные палочки (8 наборов для каждого ребенка), цифры из биопластика от 0 до 9, круги из картона (8 штук, диаметром 8 см), квадраты, прямоугольники и треугольники из картона (по 8 шт.), яблочки из бумаги для ежика,

3.        Игрушки: матрешка, ёлочки (высокая и низкая), ёжик, мяч.

Предварительная работа: повторение и закрепление знаний в названии месяцев года, дней недели, времен года. Данная работа осуществляется воспитателем перед занятием на прогулке, во время отдыха детей, в свободной деятельности.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть занятия (4 минуты)

Слова воспитателя: «Ребята, сегодня у нас занятие математика, но оно необычное. Мы с вами отправимся в лес. Давайте закроем глаза и посчитаем шаги в лес от 1 до 10. Открываем глаза и встречаем ежика. Ёжик мне сказал, что за время зимнего сна, он все забыл. Поможем ему вспомнить?»

Слова воспитателя: «Тогда садитесь за столы в нашей лесной школе и приготовьтесь выполнять задания, а ежик на нас посмотрит».

Ответы детей.

Ребята, слушаясь воспитателя, садятся за столы.

  1. Основная часть занятия (9 минут)

Слова воспитателя: «Итак, первое задание, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней расставлены числа, но расставлены они неверно, цифры запутались в клубочек, и мы их сейчас распутаем. Кто выйдет и расставит все числа по порядку?».

Слова воспитателя: «Молодцы, с этим заданием мы справились. А сейчас мы научим ежика геометрическим фигурам, Вы ребятки будете воспитателями!».

Воспитатель выставляет плакат изображением геометрических фигур.

Вопросы детям:

  1. Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу?
  2. Какая фигура находится в центре, и какого она цвета?
  3. Где находится овал? И какого он цвета?
  4. Какая фигура находится с левой стороны?

Слова воспитателя: «Ребята, выложите, пожалуйста, для ежика столько яблок, какое число я показываю. А сейчас наоборот, я выкладываю на доске круги, а вы мне показываете соответствующее число».

Ребята желают выйти к доске.

Дети отвечают на вопросы и показывают фигуры ёжику.

Выполняют действия воспитателя. Дети выкладывают 3,5,6 яблочек для ежика.

Дети показывают числа 2, 4, 7.

  1. Физкультминутка (5 минут)

«Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите.

Влево-вправо повернулись,

Руками коленей коснулись

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали».

Выполнение действий под стишок.

  1. Продолжение занятия (5 минут)

Слово воспитателя: «Молодцы, ребята, хорошо позанимались. Посмотрите на столы, здесь составные части геом. фигур. Сложим их вместе и назовите, какие геом. фигуры получаются?».

Слово воспитателя: «А вот и следующее задание: у меня картинка, на ней 2 домика, высокий и низкий. Пожалуйста, возле высокого дома посадите низкую елку и наоборот».

Дети складывают геометрические фигуры и называют их по очереди.

Выполнение задания детьми.

  1. Заключительная часть занятия. Рефлексия (2 минуты)

Воспитатель: «Ну вот наше занятие подошло к концу, мы научили ежика всему. Что знали и умели, и теперь он точно ничего не забудет. Давайте попрощаемся с ежиком, и мы вернемся к себе в группу. Для этого посчитаем шаги от 10 до 1».

Вопросы детям для рефлексии:

1.        Вам понравилось занятие?

2.        Что Вам больше всего понравилось на занятии?

3.        Нравится ли Вам математика?

4.        Вы придете еще на занятие по математике?

Дети выполняют задание.

Отвечают на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Повышение профессиональной компетентности педагогов при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения"

В презентации отражен опыт методической работы с педагогами ДОУ по повышению профессиональтной компетентности при ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения...

"Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом"

Даны рекомендации родителям по овладению счетом, письмом, письмом ребенку 6-7 лет...

«Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом»

Нередко  родители, еще не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать, считать и писать. Иногда дети сами проявляют инициативу: то спросят, какая это буква, то скопируют слово...

Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом

В подготовительных группах детских садов проводятся занятия по счету, чтению иписьму, поскольку современное школьное обучение предполагает определенныйуровень овладения этими навыками. Нередко и сами ...