Как повысить мотивацию в овладении счётом у дошкольников
консультация по математике (старшая группа)

Толочик Олеся Валерьевна

Атестационное задание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Атестационное задание37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:

О.В.Толочик

                                               Аттестационное задание

Как повысить мотивацию в овладении счётом у дошкольников? Предложите рекомендации по использованию эффективных методов, приёмов, средств, которые может использовать воспитатель для развития мотивации к ФЭМП.

         В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».

  Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель при формировании элементарных математических представлений – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

  Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.        

   В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.        

    Возраст дошкольника – это начало длинной дороги в мир чудес, в мир познания. В этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития ребёнка. Задача детей состоит не  в том, как правильно держать ручку, считать, писать, но и в умении  думать, творить. Развитие математических способностей играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии  интеллекта  ребёнка. Поэтому формированию элементарных математических способностей отводиться важное место.  Это вызвано целым рядом причин:    

      - обилием информации, получаемой ребенком;

желанием сделать процесс обучения более интенсивным; повышенным внимания к компьютеризации; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка  считать, узнавать цифры решать задачи. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики). Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми, в общении со сверстниками.

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников

   У дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения, в процессе формирования элементарных математических представлений:

 - практические;

 - наглядные;

- словесные;

 - игровые.  

   

 При выборе метода учитывается ряд факторов:

 - решаемые на данном этапе, программные задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей;

 - необходимое  наличие  дидактических средств.    

    Внимание педагога к обоснованному выбору методов и приемов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

 - ориентировку детей освоенных способов на применение практических действий (например, сравнения путем сопоставления, измерения, счета) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, общность свойств, закономерность чередования признаков;

- умение воспринимать и выделять  отношения равенства и неравенства (по форме, размеру, числу), зависимость последовательности (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;      - успешное формирование элементарных математических представлений и отражение их в речи.  

       В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Его суть заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (графическими рисунками, моделями, изображениями).  

 Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

 - выполнение разнообразных практических действий;

 - возникновение представлений как результата практических действий            с дидактическим материалом;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в игре, труде, быту, т. е. в разнообразных видах деятельности;

- умение, навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

 - большое использование дидактического материала.  

      Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, организовывать как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом, которые могут предлагаться в форме задания. Упражнения бывают:

 - коллективными, работа выполняется всеми детьми одновременно;

 - индивидуальными,  осуществляются отдельным ребенком у стола воспитателя или у доски.  

    Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах:

 - в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа;  

- в старших они приобретают характер поиска, соревнования.  

       С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения, дающие возможность одновременно решать программные задачи из разных разделов, органически сочетая,  их друг с другом.

 Пример:

 «Количество и счёт» и «Величина»; «Количество и счёт» и «Геометрические    фигуры»: «Величина» и «Геометрические фигуры» и «Количество и счёт».       Такие упражнения повышают учебную деятельность.  

   При формировании элементарных математических представлений - игра   выступает как самостоятельный метод обучения.  

Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Игра -  как  метод обучения и формирования элементарных математических представлений, предполагает использовать на занятиях отдельные элементы разных видов игр  (сюжетной, подвижной), игровых приемов, сюрпризных моментов, соревнования, поиск и т. д. В настоящее время разработана система  обучающих игр. По формированию элементарных математических представлений дидактические игры   разделены на несколько групп:

 - игры - путешествия во времени;

 - игры с цифрами и числами;

 - игры с геометрическими фигурами;

 - игры на логическое мышление;

 - игры на ориентировки в пространстве.  

    Словесные и  наглядные методы при формировании элементарных математических представлений  - не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам.

        Приемы  формирования математических представлений     

      В ДОУ широко используются  приемы, относящиеся к словесным, наглядным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

Показ   

    Это основной прием обучения. Он носит наглядно - практический характер, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять,  желательно избегать повторного показа. К нему предъявляются следующие требования:

- четкость, расчлененность показа способов действия;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ;

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

 Пояснения, разъяснения, указания 

      Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений. Они должны быть конкретными, короткими и образными. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия.

 Вопросы к детям     

  Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов. От более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий к более сложным, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?»      

 Основные требования к вопросам как методическому приему:

- конкретность, лаконизм, точность;

- логическая последовательность;

- оптимальное соотношение продуктивных  и репродуктивных вопросов в зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

- количество вопросов должно быть достаточным, но небольшим, чтобы  достичь поставленную дидактическую цель;

- разнообразие формулировок, т. е. следует спрашивать об одном и том же по-разному;

- давать детям время на обдумывание;

- избегать следует подсказывающих вопросов.

Педагог обычно задает всей группе вопрос, а отвечает на него вызванный ребенок.  В отдельных  случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших группах.  Ответы детей должны быть:

 - в зависимости от характера  вопроса, краткими  или полными;

 - осознанными, самостоятельными;

 - достаточно громкими, точными, ясными;

 - грамматически правильными.

 В работе с дошкольниками воспитателю приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит ребёнок. Уточняет воспитатель: «На полке четыре гриба». В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка в процессе учения.        

Сравнение

      В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Сравнение детьми предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.  

Анализ и синтез 

 Как методические приемы выступают в единстве. Примером их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с предметами. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. Вначале  обобщает воспитатель, а затем-дети.

 Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе.

 Моделирование

       Моделирование - наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

 - ставит ребенка в активную позицию;

- стимулирует его познавательную деятельность;  

- развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

 Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

 

        Широко используются модели при формировании:

 - временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь;

 - количественных (числовая лесенка, числовая  фигура и т.д.);

 - пространственных (модели  геометрических  фигур)

  При формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

 Экспериментирование     

 Этот  приём умственного воспитания, обеспечивает самостоятельное выявление ребенком, путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (мерка, размер, объем).

Контроль и оценка     

  Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения заданий детьми, ответами, результатами их действий. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка педагога, приучающего ориентироваться на образец, начинает сочетаться с самооценкой и оценкой  товарищей.  Используется приём по ходу и в конце занятия,  упражнения и в игре.  

      Приемы, кроме  обучающей, выполняют ещё и воспитательную функцию:  - помогают воспитать доброжелательное отношение к товарищам;

- формируют эмоциональную отзывчивость; - желание и умение помочь им.  

 

Формирование  элементарных математических представлений у дошкольников роли сказки

«Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого»                                                                                                      А. В. Запорожец.

       Сказка – это универсальное средство. Она имеет образовательный и развивающий, воспитательный, потенциал и очень ценна для педагогов и детей. Дети с помощью сказок легко устанавливают временные отношения, учатся количественному и порядковому счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (сзади, впереди, справа, слева), развивают память, инициативность. Воспитывают любознательность,  формируют умения импровизации. Сказка несёт в себе фантазию, творчество, юмор, а самое главное - умение логически  мыслить. Присутствие сказочного героя на НОД придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и в детском саду, и дома.  Сказка интересна детям, она привлекает их своим фантастическим образом, композицией, динамичностью событий, выразительностью языка. Дети не замечают сами, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. Распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываем доброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолевать трудности, любознательность. К примеру, народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.

Сказка « Теремок»

Она поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка;  второй лягушка и т. д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка -  и стало их трое. Прибежала лисица - стало их четверо. Хорошо, если  есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка.  Сказки « Колобок», «Репка»        А можно при помощи игрушек  разыграть сказку. Сказки « Колобок»,  «Репка» хороши для освоения порядкового счета. Кто первым тянул репку? Кто колобку повстречался  третьим? В сказке «Репке» можно поговорить о размере. Например: самый большой кто? (Дед). Кто самый маленький?  (Мышка). Имеет смысл вспомнить о порядке. Перед кошкой кто стоит?( Жучка) А за бабкой кто? (Внучка). А следующий кто за внучкой? ( Жучка) и т.д.

Сказка« Три медведя»

 Математическая супер – сказка «Три медведя». Медведей посчитать можно и о размере поговорить (маленький, большой, средний, кто самый маленький кто меньше, кто больше,  кто самый большой), и соотнести мишек с тарелками, стульями.

 Сказка «Красная шапочка»    

   Чтение сказки «Красная шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный и короткий». Особенно, если нарисовать короткую и длинную  дорожки  на листе бумаги, или из кубиков выложить на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут пальчики, проедет игрушечная машинка.

Сказка «Про козленка, который умел считать до десяти»

   Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывание вместе с козленком героев сказки, дети легко запоминают счет до 10.  

         Для развития элементарных математических представлений в детском саду могут использоваться такие формы художественного слова как поговорки загадки, пословицы, стихи, скороговорки. В математическом содержание в загадках анализируется предмет с  пространственной и временной, количественной точки зрения. Во – первых, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (отношение, величина, число и т.д.). Во-вторых, загадка может быть использована как закрепление знаний дошкольников о числах, отношениях, величинах.

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.  

Прямоугольнику я брат,  

А зовут меня ... квадрат.

Три угла, три стороны. Могут разной быть длины.  Если стукнешь по углам,  То скорей подскочишь сам! Треугольник.

         Пословицы и поговорки можно использовать с целью закрепления количественных представлений.  

Пример:  Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять - выплыл ясный  месяц. Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один - в прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, кто из нас пойдёт искать?

        Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Она несёт эстетическую и познавательную функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Считалки - числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Считалки, например, используют с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Чаще считалки используют для выбора,  ведущего в игре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы –

Ты пойди-ка, поводи!

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали пугать;

Три, четыре, пять и шесть –

Вы не верьте, что он есть;

Пять, шесть, а дальше семь –

Буки, братцы, нет совсем!

 В НОД широко используются стихотворения:

 - порядкового и обратного счета;

 - для знакомства с цифрами;

 - закрепления счета предметов.    

   Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов дошкольника и развития глубокого познавательного общения со взрослыми и сверстниками, что не менее важно, для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе уголка занимательной математики. Уголок занимательной математики представлять должен  собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, материалами и пособиями и  определенным художественным образом оформленное место.        Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений, дает положительный результат в развитии эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности дошкольника.

Литература:

Аверина А.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2007.

Арутюнян Р.С. Играя учиться математике. Ереван; 2003г.

Арапова – Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2 –е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для дошкольников. – М.: АКринт, 2011.

Волина В.В .Праздник числа. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.

Волина В.В. Занимательная математика для детей .СПб; 1996г.

Давайте поиграем /Под редакцией. А.А.Столяра. – М.:Просвещение, 1991.

Ерофеева Т.И и др. Математика Для дошкольников. М.: Просвещение,199.2.

Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду – М.: Просвещение,1985.

Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – СПб.: АКцидент,1996.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е

Математика в сказках. Метод. Пособие/ Под ред. Г.Н. Гришаковой, Омск; 1995

Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика Синтез, 2014

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

Помараева И.А, Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. –М.: Мозаика –Синтез, 2015.

Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IT в дошкольном образовании, или как детский сад № 209 «Росинка» повысил мотивацию детей к обучению

С помощью информационных технологий детскому саду «Росинка» удалось эффективно организовать образовательный процесс. Теперь воспитатели тратят в 2 раза меньше времени на подготовку к занятиям, и...

Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации

Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации...

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников

Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают деятельности направленность, ориентированную на достиже...

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию при проведении НОД у старших дошкольников

Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают деятельности направленность, ориентированную на достиже...