Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации
статья на тему

Зиновьева Ирина Станиславовна

Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_lektsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые члены комиссии и коллеги!

Тема моей публичной лекции: «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации».

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Долгое время вопрос о мотивации педагога в нашей стране стоял особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда молодые специалисты, оканчивающие педагогические ВУЗы,  не приходили работать в образовательные учреждения.

Отличительной чертой современного этапа развития российской системы образования является продолжающийся несколько лет процесс ее реформирования на фоне социально-экономических и политических преобразований. В 2012 году Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая заявила, что престиж профессии педагога нужно поднять за счет повышения материального и социального статуса педагога. Согласно «майского» Указа Президента РФ № 597 Владимир Путин установил конкретные задачи (они представлены на слайде). Принятый депутатами Госдумы в 2012 году Федеральный Закон «Об образовании» впервые закрепляет особый статус педагога. Раньше такой статьи не было. И в законе прописана норма, которая требует, чтобы принимались меры по росту престижа педагогического труда. Всё познается в сравнении, и я скажу, возвращаясь к концу 90-х и началу нулевых, тогда о престиже даже и речи быть не могло - учителя не получали зарплату по полгода. Долгое время наблюдалась текучка кадров.

Так, например, по данным статистики Центра занятости населения нашего города наблюдалась следующая картина: в период с 2009 – 2013 гг. в числе заявок на подбор работников в сфере образования одной из востребованных профессий являлась – воспитатель детского сада. А с 2014 по настоящее время не так остро востребована на рынке труда. Это свидетельствует о том, что нет прежней текучки педагогических кадров. Сейчас говорим о стабильной зарплате, о её повышении, о закреплении нормы, которая заключается в том, что заработная плата педагога не может быть ниже средней по экономике региона. Когда подобное у нас было? Сейчас эту норму удалось заложить в новый закон.

Мы все по привычке считаем, что основной вид мотивации сотрудника – материальная: хорошая зарплата, премиальные, но, по моему мнению, это не так. До определенного порога, да, материальная мотивация может влиять на качество работы сотрудника, но если заплатить воспитателю в 2, в 3, в 4 раза больше, это не значит, что он будет в 2-3-4 раза больше или лучше работать. Постепенно происходит привыкание к высокой зарплате, и качество труда сначала растет, а потом снижается. Да и потом, ни в одной организации нет возможности постоянно и значительно повышать зарплату. Безусловно, педагог должен зарабатывать столько, чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей и своей семьи. 

Но не только окладом и премией можно мотивировать сотрудников. Материальная мотивация педагога также может быть выражена (как показано на слайде).

Если педагог хочет работать, он полон идей и вдохновения, то  качество его работы будет высоким, а, следовательно, и высокой профессиональная мобильность. Она определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности. В условиях стандартизации дошкольного образования профессиональная мобильность обеспечивает педагогу возможность быстро адаптироваться к изменению содержания его деятельности. Именно профессионально мобильные педагоги могут успешно самореализоваться в профессии и чувствовать себя комфортно в современном обществе, быть востребованными на рынке труда. Поэтому, на мой взгляд, для того чтобы повысить мотивацию  и мобильность педагога, необходимо задумываться о других, нематериальных стимулах. Среди них можно выделить:

  • объявление благодарности, занесение на доску почета;
  • современное материально – техническое оснащение групп и методкабинета;
  • проведение открытых занятий;
  • участие в тематических вебинарах;
  • направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
  • содействие в выдвижении на престижный конкурс;
  • возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях);
  • помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;
  • содействие в разработке и утверждении авторской программы.

Хочу отметить, что очень важно, чтобы сегодня педагоги престиж своей профессии подняли на новую высоту. Для этого важно, чтобы педагог обладал определенными качествами, главные из которых – любовь к детям и к своей работе.

В начале сентября 2016 года Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в своем докладе подчеркнула, что особое внимание Минобрнауки РФ будет уделять совершенствованию профессионального мастерства педагогов, проводить повышение квалификации, дополнительное обучение, организовывать форумы и семинары для профессионального общения с целью обмена опытом, выявления лучших практик, а также проводить конкурсы профессионального мастерства.

А как обстоят дела в наших дошкольных учреждениях? С целью, узнать как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов для самореализации в профессии, я провела опрос среди своих коллег. В опросе участвовало 15 воспитателей детского сада № 43 «Родничок» и 5 педагогов детского сада № 2 «Калинка». Опрос проводился среди сотрудников, имеющих стаж работы в ДОУ от 2 до 32 лет. В ходе исследования выяснилось, что 52 % педагогов считают, что чтобы повысить мотивацию педагога, в первую очередь, необходимо стимулировать материально. Но хочу заметить, при этом 19 % опрошенных ответили, что если бы для удовлетворения личных и потребностей семьи и детей не нужны были бы деньги, то бесплатно бы работали воспитателем и ни при каких обстоятельствах не поменяли свою профессию! На вопрос: «Задумывались ли вы когда-нибудь уйти из профессии?» лишь 2 % респондентов хотели поменять профессию, но никто из них так и не уволился. Главное, хочу заметить, что каждый из опрашиваемых педагогов сказала, что профессия воспитателя позволяет реализовать себя как женщина!

На мой взгляд, для самореализации человека в той или иной профессии важно понять какого твое предназначение, т.е. необходимо определить для себя ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко можно проявить свою любовь. Эта сфера может быть любой, абсолютно любой. Воспитатель, медсестра, президент, певица, спортсмен – каждый из них, если он выполняет свое предназначение, если находится на своем месте, делает это гениально. О таких людях говорят «Врач от бога» или «Золотые руки», «Мастер своего дела». Вы знаете таких людей. О них идет молва, к ним едут за тридевять земель, ими восхищаются и уважают их. 

Как узнать в чем мое предназначение? Узнать можно по пронзительному чувству «Это мое!», «Очень нравится!». Узнать можно по внезапной активности и энтузиазму, с которым хочется приступить к делу. По чувству удовлетворения, которое получаете, занимаясь своим делом, по тому, что люди восхищаются вашей работой, по тому, что вас интересует. Задайте себе вопрос, что я могу делать с удовольствием, бесплатно? И тогда непременно созреет ответ: «Реализовал ли я себя в этой жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов ДОУ «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ»

Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как помочь воспитателю повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных условиях на нашем круглом столе «Как повысить мотива...

Круглый стол для педагогов "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"

Круглый стол для педагогов  "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Круглый стол «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?»

Круглый стол «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?»...

Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?

Круглый стол «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?»Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с ...