«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ».
статья по математике (старшая группа)

Князева Анна Николаевна

 

Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических игр и игровых приемов для формирования математических представлений у дошкольников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_knyazeva.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного

возраста ».

Актуальность:

«Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра

– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 /В.А. Сухомлинский/

 Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.  

Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Поэтому я определила направление своей работы «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников » и поставила задачи:  

Цель.Задачи.

Цел: Формирование  элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • сформировать знания цифр от нуля до десяти  и состава числа из отдельных единиц;
  • познакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда первого десятка;
  • учить видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно);
  • освоить умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать простейшие примеры;
  • совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки различения фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал), а также тел (шар, куб, цилиндр);
  • сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров;
  • дать знания о весе, объёме, глубине предмета, о сторонах, углах фигур, изучить понятия «треугольник» и «четырёхугольник»;
  • сформировать представление об изменении количества, величины, веса, объёма в результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления;
  • развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части света, времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов).

Этапы  реализации  поставленных задач:

Содержание всей работы по развитию математических способностей реализую в трех блоках педагогического процесса:

1. В блоке организованного обучения использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, игры-викторины, театр и т.д.).

Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных, которые проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми решают поставленную проблему до логического конца.

Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания.

2. В блоке совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки. В этом виде деятельности большое значение отдаю дидактической игре.

Все дидактические игры по математике для детей я разделила на группы:

  • Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры по обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
  • Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
  • В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  • Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
  • Игры на развитие логического мышления. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

3. В блоке свободной самостоятельной деятельности детей главную роль отвожу созданию предметно-развивающей среды, которая оказывает огромное влияние на познавательную активность детей. Для развития математических способностей в группе оборудован «Центр занимательной математики», где собрано достаточное количество пособий, игр, которые позволяют развивать математические способности. Оформлена картотека игр по ФЭМП.

    Регулярное использование на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, помогает пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям; расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений помогает детям прочно овладеть знаниями, в них дошкольники не только упражняют память, но и развивают такие умственные операции, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры развивают сообразительность, наблюдательность, умение применять полученные знания в игровой ситуации.

Результаты:

Мой опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях в процессе обучения благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Перспектива: 

  • Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием игровых приемов.
  • Постоянно пополнять копилку игр, игровых приемов.
  •  Представлять  свой опыт на сайте МБДОУ и в педагогических интернет сообществах.

Литература.

  1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г 
  2. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова //Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 2015 - 212 с.
  3. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организацииобучения в детском саду  / В.Н. Аванесова. М. : Просвещение, 2012.-
  4. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя / Н.Б.Аникеева– М.: 1987.– 144 с.
  5. Богуславская, З. М., Е. О. Смирнова  «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»  – М.: Просвещение,2004 – 244 с.
  6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
  7.  Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991. 
  8. Житомирский,В. Г., Шеврин, Л. Н. «Геометрия для малышей». - М.: 1996.  Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62. 
  9. Михайлова З. А., Цыплашкина И. Н. "Математика – этоинтересно. Игровые ситуации для детей. Диагностикаосвоенности математических представлений", Санкт – Петербург"Детство - пресс", 2002 год.
  10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
  11.  Новикова В. П. "Математика в детском саду", Москва, "МозаикаСинтез", 2001 год.
  12. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.
  13.  А.А.Столяра. «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет.  М.:Просвещение, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Консультация для родителей " Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников"...

Проект « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта. В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека ...

Результаты педагогической деятельности по методике "Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Основное направление деятельности - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка детей к школе....

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

План работы на год  «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....

Использование игровых приемов в формировании элементарных математических представлений у детей младшего возраста.

Ведущей деятельностью детей является игра.В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения.Обучение продуктивно если оно идет в контексте игровой деятельности. Особенно она ...