Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Фомина Зарина Владимировна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx79.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» города Канаш Чувашской Республики

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет

«Логико-малыш»

Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории Фомина З.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Методические рекомендации по организации занятий
  3. Перспективное планирование
  4. Литература

1.Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему  новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности

       Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое исследование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

     Рабочая программа  кружка по формированию логического мышления у детей подготовительной к школе  группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № 13, в соответствии с ФГОС ДО.

    Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП), по развитию речи.

Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Формирование у дошкольников простейших логических структур мышления путём использования современных развивающих игр и пособий, в том числе нетрадиционных.

Задачи:

  • способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремлению к поиску нестандартных решений задач;
  • освоение детьми приемов сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;
  • развитие умения моделировать по условию;
  • учить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления;
  • развивать способность находить причинно-следственные связи между объектами;
  • формировать представления  (математические, об окружающем мире), речевые умения;
  • развивать наблюдательность, исследовательский  подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Основными принципами программы кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления             индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

  1. Методические рекомендации по организации занятий

 Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

  Работа кружка  «Логико-малыш»  осуществляется под руководством педагога.   Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

В организации работы использовалась   учебные пособия Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия», В. П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», развивающие игры Воскобовича.  

Работа кружка распределяется по блокам:

 «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия»

«Развивающие игры и занятия с цветными палочками Кюизенера»

«Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша»

 «Практические занятия с математическим планшетом»

«Занятия с планшетом «Логико-малыш»

 «Развивающие игры Воскобовича»

- игровизор

- прозрачный квадрат Воскобовича

- Двухцветный квадрат Воскобовича

- четырехцветный квадрат Воскобовича

Дидактическое пособие «Круги Луллия».

Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи.

Пособие позволяет решать задачи:

-развивать познавательную активность;

- развивать сенсорное качества представление (восприятие цвета, формы);

-формировать элементарные математические представления;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать моторику и координацию движений рук.

       Основная часть работы с дидактическим пособием - создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Дидактическое пособие «Палочки Кюизинера».

    Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами –практиками, мы заинтересовались возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера  для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности кружка. В рамках

Кружковой деятельности дети не ограничены возможностях выражать в играх свои мысли,

чувства, настроение.

Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками.

Дидактическое пособие «Блоки Дьенеша».

          Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Дидактическое пособие «Логико-Малыш».

      Существует множество средств и дидактических пособий для развития логического мышления детей дошкольного возраста. Одним из современных средств развития логического мышления является учебно-дидактическое пособие «Логико-Малыш»издательства «Зимородок», город Москва.

Пособие «Логико-Малыш» позволяет быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал; комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь и другие высшие психические функции в комплексе.

Пособие «Логико-Малыш» активизирует весь повседневный практический опыт ребенка, систематизирует, расширяет и углубляет приобретенные им знания, позволяет устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, пособие представляет собой комплексный материал по развитию зрительного внимания ребенка.

Развивающие игры Воскобовича.

    Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и

творчеству.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

  • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
  • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
  • Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
  • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
  • Развитие мелкой моторики.

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Многофункциональность и универсальность.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать , ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

- Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

- Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

- Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

- Методическое сопровождение.

Самые популярные игры Воскобовича.

Дидактическое пособие  «Геоконт» («Математический планшет»).

       Дидактическая игра «Математический планшет»  дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т.е. происходит социально – коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.

В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности.

В данной игре соблюдается следующая система дидактических принципов:

– принцип психологической комфортности (создается предметно – пространственная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);

– принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

– принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное “открытие” его детьми);

– принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).

Дидактическое пособие «Игровизор».

«Игровизор»- это интеллектуальный тренажер. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.

В играх с интеллектуальным тренажером развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути ее решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребенок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку.

Дидактическое пособие «Прозрачный квадрат»

В состав игры входят:

• 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм) На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника.

• Схемы сложения фигур.

• Методика-сказка «Подарок хранителя озера Айс».

Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

Игра развивает:

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание

соотношения целого и части;

- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или

приложения пластинок.

- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать,

творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича» ("Игровой квадрат")

«Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших

детей разработан четырехцветный квадрат.

«Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д.

Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.

Игры с «Квадратом Воскобовича»  развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Формы организации кружка:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

Показ мультимедийных материалов

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

У детей сформированы важные качества личности, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.

Дети:

  • легко ориентируются на плоскости
  • могут оперировать знаками, символами
  • развита способность видеть, открывать в мире свойства, отношения, зависимость
  • умеют сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
  • умеют следовать устным инструкциям и работать по схемам
  • умеют пользоваться кодовыми карточками и кодом, обозначающим знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник и т.п.)
  • обладают коммуникативными способностями
  • умеют решать нестандартные задачи
  • Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления,
  • развивается самостоятельность в принятии и выборе решений

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Ограничения по возрасту с 6 до 7 лет

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Столы, стулья, мольберт, доска, плакаты, демонстрационные карты схемы, индивидуальные карты схемы, магнитофон, цветные карандаши, простые карандаши, наборы геометрических фигур, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, планшеты и карточки «Логико - малыш», математические планшеты, развивающее пособие «Круги Луллия», развивающие игры Воскобовича, игровизор, прозрачный квадрат, двухцветный и четырехцветный квадрат Воскобовича.

Перспективный план кружка.

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал

Сентябрь

05.09.2019

1. Игра «Разноцветные

палочки».

2.Дидактическая игра «Раздели блоки»

- Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение

группировать, классифицировать

палочки по цвету.

Развивать речь, внимание, память.

- разбивает множество по трем совместным свойствам, производит логические операции не, и, или, доказательности мышления.

Материал: Палочки Кюизинера

-набор логических блоков Дьенеша, три игрушки волк, заяц, лиса)

12.09.2019

1.Игра «Змейка»

2.Дидактическая игра «Засели домики»

- Учить детей составлять группу  из

отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить

сравнивать предметы по длине,

обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

-различает и называет свойства предмета, оперирует сразу четырьмя свойствами.

Материал: Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

- логические блоки Дьенеша или фигуры, карточки с изображением домиков.

19.09.2019

1.Игра «У кого больше»

2.Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пяточок»

- Закреплять название геометрической фигуры «треугольник».

Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

- способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами.

Материал: Цветные счетные палочки: для половины детей

по 3 желтые, для остальных по 3 красные.

- карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.

26.09.2019

1.Игра «Разноцветные вагончики»

2.Дидактическая игра «Дорожки»

- Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без

счета («столько – сколько», «поровну»).

- выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1

розовая (на каждого ребенка).

- набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).

Октябрь

03.10.2019

1. Дидактическая игра «Логический поезд»

2.Дидактическая игра «Сочиняем задачи».

- Способен к решению логических действий и операций, умению декорировать (расшифровывать)информацию, изображенную на карточке, умению видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, умению действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

-закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Материал: три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234,5678,9101112,4 вагона, карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами, набор логических блоков Дьенеша.

- Круги Луллия, цифры, математические знаки.

10.10.2019

1.Дидактическая игра «Подбери цифру»

2. Знакомство с игрой. Конструирование квадратов

- закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.

- Определить свойства прозрачного квадрата (гибкость, цвет, форма), чем отличаются обыкновенные льдинки от «нетающих»? Формировать умение сортировать пластины по группам: треугольники, четырёхугольники, многоугольники и называют их количество; конструировать квадраты из одинаковых и из разных фигур.

- Круги Луллия, цифры, картинки с предметами

- прозрачный квадрат Воскобовича

17.10.2019

1.Дидактическая игра «Найди фигуры»

2.Игра «Цифры играют в прятки»

- развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

- закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Материал: Круги Луллия, изображения, состоящие их геометрических фигур, карточки с геометрическими фигурами.

- математический планшет, схемы цифр.

24.10.2019

1.Игра «Слоненок»

2.Дидактическая игра «Автотрасса»

- Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

- выделяет свойства предметов, абстрагирует их, следует определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составляет алгоритм действий.

Материал: Цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые; карточка.

- таблицы с правилами построения дорог, набор логических блоков Дьенеша.

31.10.2019

1. Игра «Море волнуется»

2.Игра «Пространственное ориентирование»

- Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: Карточка; набор счетных палочек.

-  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Ноябрь

07.11.2019

1.Дидактическая игра «Из чего состоит число»

2. Игра «Светофор»

- закрепить состав числа из двух меньших чисел.

- складывание фигуры светофора вертикально и горизонтально, используя квадрат.

Материал: круги Луллия, цифры.

- картинка двухцветного светофора, схема сложения светофора, квадрат Воскобовича.

14.11.2019

1.Игра «Сделай фигуру»

2.Игра «Конфеты для медвежонка»

- Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

- развивать умение складывать предмет из разных по форме фигур, используя центр фигуры; закреплять умение ориентироваться на плоскости фигуры.

Материал: Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.

- картинка конфеты, медвежонок игрушка, схема сложения конфеты, 2 квадрата Воскобовича (двухцветный, четырехцветный)

21.11.2019

1. Игра «Конструирование льдинок»

2.Игра «Найди картинки с одинаковым количеством предметов».

Складывание из маленьких треугольников или других геометрических фигур цветной льдинки; совершенствовать навык складывать девять квадратов из всех пластинок.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: «Прозрачный квадрат» Воскобовича

- Планшет «Логико-Малыш», карточки

28.11.2019

1. Конструирование фигур.

2.Игра «Помоги зайчатам выбрать для игры нужное количество мячей».

- Совершенствовать умение  находить в альбоме фигурки, собранные из одних и тех же пластин; развивать творческие способности. Конструирование фигур по памяти в процессе чтения сказки.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: «Прозрачный квадрат» Воскобовича.

- Планшет «Логико-Малыш», карточки

Декабрь

05.12.2019

1. Игра «Печенье».

2.Игра «Помоги мышка найти место для каждого платьица»

- Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: Цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.

- Планшет «Логико-Малыш», карточки

12.12.2019

1. Конструирование фигур по сказке.

Выкладывание фигур из 3 пластинок: самолет, птица.

2.Игра «Сколько в хоре детей с такими приметами»

Развивать умение понимать алгоритм конструирования различных фигур из одних и тех же частей, видеть образное значение составленной фигуры.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: «Прозрачный квадрат» Воскобовича.

- Планшет «Логико-Малыш», карточки

19.12.2019

1.Игра «Книги на полке»

2.Конструирование фигур по сказке. Из 4 пластинок: жираф, лошадка, гусь, собака.

- Упражнять детей в счете в пределах 10. Учить увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще – тоньше».

- Совершенствовать представление о классификации геометрических фигур по основным свойствам;

развитие творческого мышления и воображения.

Материал: Цветные счетные палочки: 5 голубых, 6 красных, 6 желтых, 2 черные.

- «Прозрачный квадрат» Воскобовича

26.12.2019

1. Конструирование фигур по сказке. Из 6 пластинок: собака, олень.

2. Игра «Что сделано из одного материала»

- Упражнять в моделировании фигур по образцу.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: «Прозрачный квадрат» Воскобовича

- Планшет «Логико-Малыш», карточки «Развитие речи. Прилагательные».

Январь

09.01.2020

1.Выкладывание новых фигур. Новые герои сказки.

2. Игра «Придумай рассказ по картинке. Сравни, что выше, что ниже».

- Воспитывать стремление к поиску новых, творческих решений.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: «Прозрачный квадрат» Воскобовича

- Планшет «Логико-Малыш», карточки «Развитие речи. Прилагательные».

16.01.2020

1. Игра «Журавушка»

2. Игра «Найди слова, в которых одинаково звучат одинаковые слоги»

- Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: Цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4 красные, 1 голубая, 6 белых.

- Планшет «Логико-Малыш», карточки «Математика».

23.01.2020

1.Игра «Изменение конструкции дома»

2.Выкладывание новых фигур. Придумывание своей новой сказки.

- Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.

- Способствовать стремлению детей к самостоятельной игровой деятельности.

Материал: Цветные счетные палочки; карточка.

- прозрачный квадрат Воскобовича

30.01.2020

1. Игра «Назови, глядя на кубики, из каких частей состоит каждое число».

2. Игра «Расскажи сказку»

- закреплять и систематизировать в форме игры освоенный материал, развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

- совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Материал: Планшет «Логико-Малыш», карточки «Математика».

- Круги Луллия, картинки с сюжетами из сказок, атрибуты из сказок.

Февраль

06.02.2020

1.Знакомство с новой игрой и персонажами.

2. Дидактическая игра  «Времена года».

- Предложить описать возможности нового квадрата (сходство,

различие с двухцветным квадратом). Знакомство с новыми персонажами (Шуты). Учить складывать фигуры

по 1-6 по схеме. Закрашивание бесцветных фигур по схеме 1-2.

- Формировать представление о временах года и умение сопоставлять изображения (картинки, символы, пентаграммы)  времени года на разных кругах игры.

Материал: четырехцветный квадрат Воскобовича.

- Круги Луллия, картинки «времена года».

13.02.2020

1.Игра «Мастерим стул».

2. Дидактическая игра

«Все профессии нужны, все профессии важны»

- Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).

- формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; совершенствовать умение чётко отвечать на поставленные вопросы; воспитывать уважение и значимость  к людям разных профессий.

Материал: Цветные счетные палочки: 10 палочек одного цвета, карточка.

- Круги Луллия, карточки с профессиями

20.02.2020

1. Дидактическая игра «Растительный мир»

2.Игра «Часть и целое»

- углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов. Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.


- развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Материал: Круги Луллия, карточки деревьев.

- математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

27.02.2020

Игра «Выставка собак»

2.Игра « С какой ветки детки? Подбери пары: лист - плод

- Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.

- поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, её живым и неживым объектам и явлениям. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:  Цветные счетные палочки; карточка.

- планшет «Логико-малыш». Карточки «Мир природы».

Март

05.03.2020

1.Игра «Выкладывание многоугольников».

2. Игра « Найди в словах шипящие звуки (Ш, Ж). Придумай историю, которая произошла с этими героями.

- Обобщать представление о понятии «многоугольник». Развивать умение трансформировать квадрат бесчисленное количество раз, развивать фантазию, воображение. Конструирование фигур по схеме 1-6 с другим цветом (сделать дополнительные схемы). Закрашивание бесцветных фигур в соответствии с предложенными схемами.

- формировать умение различать на слух и внятно произносить шипящие звуки (Ш, Ж).

Материал: четырехцветный квадрат Воскобовича 

- планшет «Логико-малыш», карточки «Поймай звук»

12.03.2020

1.Игра «Стулья для семьи».

2. Придумывание новых одноцветных фигур. Зарисовка схем.

- Учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения (выше- ниже, шире- уже, больше- меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; составлять числа из единиц (один, ещё один, ещё один).

- Закреплять представления об основных свойствах геометрических фигур. Развивать умение самостоятельно конструировать, преобразовывать геометрические фигуры.

Материал: цветные счетные палочки, карточка.

- четырехцветный квадрат Воскобовича.

19.03.2020

1.Игра «Чудесные превращения»

2. Знакомство с шутом Дваном. Складывание фигур по схемам 8-12.

- развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.

- Закреплять представления об основных свойствах геометрических фигур.  Совершенствовать конструирование.

Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.

- четырехцветный квадрат Воскобовича.

26.03.2020

1. Игра « Найди предметы, которые называют одним словом».

2.Игровизор « Что полезно, а что вредно для организма»

- развивать умение классифицировать и обобщать предметы, развивать логическое мышление, внимание.

-  Актуализировать знания детей о полезных и вредных продуктах для организма. Развивать логическое мышление.

Материал: планшет «Логико-малыш», карточки «От звука к слову».

- папка – Игровизор, карточка «Полезная и вредная еда»

Апрель

02.04.2020

1.Игра «Мы с Тамарой ходим парой».

2. Игра «Сколько гвоздиков внутри»

- Упражнять детей в счете с двойками. Учить находить сходство и различия между предметами, осмысленно использовать математическое понятие «пара».

- упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.

Материал: два комплекта цветных счетных палочек от 3 до 7 и ещё 2 любые палочки; карточка.

- математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

09.04.2020

1.Сложение по схемам и условиям.

2. Игра «Сколько слов с первым слогом са – ты найдешь на этой картинке?»

- Сложение многоугольников по схемам в книжке «Квадратные забавы». Сложение квадратов одноцветных, двухцветных, трёхцветных. Сложение фигур, в которых нет красного (зелёного, синего) цвета. Складывание плоскостных фигур по сказке. Развивать умение выполнять задания по условию.

- Развивать умение детей выделять и называть определенный слог в слове.

Материал четырехцветный квадрат Воскобовича.

- планшет «Логико-малыш», карточки «От звука к слову».

16.04.2020

1.Вспоминаем сказку.

2. Игровизор «Теремок с буквами»

- Дети самостоятельно рассказывают сказку и конструируют по схемам все фигуры. Развивать умение самостоятельно выполнять игровое задание, сравнивать результат, находить ошибку и исправлять её.

- развивать точность и координацию движений детей, подготовить  руки к письму, совершенствовать внимание, память, мышление, творческое воображение.

Материал четырехцветный квадрат Воскобовича

- Игровизор, карточка «Теремок с буквами»

23.04.2020

1.Новая сказка.

Игровизор «Портреты гостей»

- Дети придумывают новые фигуры, используют приёмы сложения хорошо известных фигур. Сочиняют свою сказочную историю. Развитие творческого мышления, воображения.

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Материал четырехцветный квадрат Воскобовича.

- Игровизор

30.04.2020

1.Игра «Пересаживаем комнатные цветы».

2. Игра «Загадки»



- Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости.

- развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.

Материал: цветные счетные палочки; карточка.

-  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

Май

07.05.2020

1. Игра «Назови картинки и подбери пары слов, противоположных по смыслу».

2. Игровизор «Королевские бусы»

- уточнить понимание детьми значений противоположных словупражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.

- способствовать развитию процессов

восприятия, внимания, памяти,

мышления. найти все бусины, с определенным количеством точек; собрать бусины и получить число

увеличением предыдущего числа на один (один и один будет два; два и один будет три; три и один будет четыре; четыре и один будет пять);

- собрать бусины и получить число из

двух меньших чисел (три это два и один; четыре это два и два; пять это три и два.

Материал: планшет «Логико- Малыш», карточки «От звука к слову".

- Игровизор, карточки

14.05.2020

1.Игра «Взрослые и дети».

2. Игра «Занимательные задачи».

- Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции. Развивать умение оперировать признаками предмета; сравнивать изображенных людей по полу и возрасту.


- упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон).

Материал: цветные счетные палочки, сгруппированные таким образом, что одни дети (по желанию) конструируют взрослых (набор палочек от 3 до 8),  другие – детей (набор палочек от 1 до 5); карточка.

- математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.

21.05.2020

1. Игра «Найди слова с одинаковым слогом в середине слова».

2. Игра «Где что находится»

- закрепить умение детей определять слоги в слове. Развивать фонематический слух.

- формировать понятие о том, что у каждого рукотворного объекта есть типичное и не типичное местонахождение.

Материал: планшет «Логико-малыш», карточки «От звука к слову»

- Круги Луллия, предметные картинки

28.05.2020

1. Дидактическая игра «Домино

2.Игра «Время»

- выделяет и абстрагирует цвет, форму, размер, толщину, сравнивает предметы по заданным свойствам.

- Развивать умение моделировать часы; определять время по часам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша

- цветные счетные палочки: 13 белых, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 12. Карточка, на которой нарисован круг с точками, обозначающими каждый час (на каждого ребенка).

Список литературы.

  1. «Развивающие игры Воскобовича», сборник методических материалов,  Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015. – 128 с.
  2. В. П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера для работы с детьми 3-7 лет », Москва – МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 88с.
  3. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллия». (Технология ТРИЗ). Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. Москва Издательство АРКТИ, 2014, 40 с.
  4. Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для детей подготовительной группы.
  5. Карточки «Логико- Малыш»

- Развитие речи «Поймай» звук

- Развитие речи «От звука к слову»

- Развитие речи «Поймай» слог

- Мир природы «Растения»

- Математика « Первый десяток (от 1 до 10)

- Математика «Счёт от 1 до 6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...