Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Белякова Елена Викторовна

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в единстве с программой А.И. Ивановой «Мир, в котором я живу»

За основу построения Программы «Планета – наш дом» взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи. Основной упор в программе сделан на наблюдение, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Данная программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуальных качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, самостоятельность.

Новизна программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию предлагаемого материала. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.  Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями. Программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

     - более ранним началом систематического обучения в школе,

     - значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

     - изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню экологической воспитанности выпускников детского сада.

            Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы, отсюда и педагогическая целесообразность данной Программы.

     Работа по реализации Программы способствует развитию личности ребенка, через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, обогащает его экологические познания, интеллектуально развивает.

     В процессе реализации Программы используются познавательно – исследовательская деятельность, загадки, задания на развитие логического мышления, проблемные ситуации и др., что является педагогически значимым аспектом и способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты, а значит, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.

      Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Практическая значимость Программы заключается в решении важных учебно-воспитательные задач, углубляя и расширяя биологические и экологические знания дошкольников. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Отличительной особенностью Программы является нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: проведение опытов, игр, занятий -путешествий, экологических сказок. Проблемно – поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию речи детей на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

 В процессе реализации программы больше используются игровые и проблемные ситуации, что является педагогически значимым аспектом и способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Янтарик» муниципального образования «Янтарный городской округ»

Рассмотрена и одобрена

                                                                                   на заседании педагогического совета №__6

                                                                                                                                                         Протокол №_6_ от «09» июля 2018г.

                                                                                                       Утверждаю

                                                                                                       Заведующий МБДОУ                                                                                                          

                                                                                                       «ДС № 4 «Янтарик»

МО «Янтарный городской округ»

                                ___________А.Э.Федина                                                                      

                                                                                                             «_09_» июля 20 18   г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «ПЛАНЕТА – НАШ ДОМ» 

Естественнонаучной направленности

для детей от 6 до  7 (8) лет

срок реализации: 36 часов

                                                                                     

  Программу составила:

                                                                                       воспитатель

Белякова Е.В.

                                                                                                 

Пгт .Янтарный

  2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………………………….....................3

2.Учебный план …………………………………………………………………………………………9

3.Календарно – тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение Программы …………………………………………………………….........................................................................9

3.1.Календарный учебный график………………………………………………………………...……9

3.2.Расписание занятий…………………………………………………………………………….........9

3.3.Учебно – тематический план ……………………………………………………………………...11

4.Учебно – тематическое и материально – техническое обеспечение Программы……………......20

4.1. Основная литература………………………………………………………………………………20

4.2. Дополнительная литература……………………………………………………………………....20

4.3. Ауди и видео пособия……………………………………………………………………………..21

4.4.Наглядный материал……………………………………………………………………………….21

4.5. Специализированные учебные помещения и участки…………………………………………..22

4.6. Основное учебное оборудование…………………………………………………………………22

  1. Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная программа «Планета – наш дом» естественнонаучной направленности.

Разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1. 3049-13);

-Положение о ДОП «ДС № 4 «Янтарик» МО «Янтарный городской округ».

Данная Программа ориентирована на всестороннее развитие  личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает современным передовым взглядам, направленным на формирование экологического сознания, экологического поведения в природе и правильного отношения к ней.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста.. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства,  по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия.

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в единстве с программой А.И. Ивановой «Мир, в котором я живу»

За основу построения Программы «Планета – наш дом» взят принцип игрового общения ребенка с взрослым, с другими детьми и решения проблемной задачи. Основной упор в программе сделан на наблюдение, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Данная программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуальных качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, самостоятельность.

Новизна программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, что не утомляет дошкольников и способствует лучшему запоминанию предлагаемого материала. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.  Внесён новый вид игры – партнерский, где объединяются более активные дети с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями. Программа помогает понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

     - более ранним началом систематического обучения в школе,

     - значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

     - изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню экологической воспитанности выпускников детского сада.

            Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы, отсюда и педагогическая целесообразность данной Программы.

     Работа по реализации Программы способствует развитию личности ребенка, через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, обогащает его экологические познания, интеллектуально развивает.

     В процессе реализации Программы используются познавательно – исследовательская деятельность, загадки, задания на развитие логического мышления, проблемные ситуации и др., что является педагогически значимым аспектом и способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о ней, объективно оценивать ее результаты, а значит, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.

      Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Практическая значимость Программы заключается в решении важных учебно-воспитательные задач, углубляя и расширяя биологические и экологические знания дошкольников. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе. Воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Отличительной особенностью Программы является нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: проведение опытов, игр, занятий -путешествий, экологических сказок. Проблемно – поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию речи детей на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

 В процессе реализации программы больше используются игровые и проблемные ситуации, что является педагогически значимым аспектом и способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.

Ведущей идеей данной Программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 (8) лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего периода обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения.

Цель программы: развитие личности ребенка через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  1. Формирование осознанного восприятия окружающего мира, основ безопасного поведения,
  2. Обучение основам исследовательской деятельности,
  3. Конкретизировать и углублять представления детей о том, что составляет природу.
  4. Воспитывать социальные качества личности дошкольников
  5. Создавать мотивацию, стимулирующую к познавательной и творческой деятельности.
  6. Содействовать поведенческому самоопределению детей.

Основными принципами Программы являются:

  • Соответствие принципу развивающего образования, цель которого – развитие ребенка,
  • Принцип наглядности в обучении. Осуществляется на восприятии наглядного материала.
  • Принцип доступности. Познавательная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена  по принципу дидактики (от простого к сложному).
  • Принцип проблемности. Направлен  на поиск решения проблемных ситуаций.
  • Принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от деятельности.
  • Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
  • Принцип гуманности. Ребенок рассматривается как активный субъект познавательной деятельности с педагогом.

Формы, методы и режим  работы по Программе:

      Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 (8) лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего периода обучения. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения.

ОД проводятся один раз в неделю, (не более 30 минут), строятся в игровой форме, используются сюрпризные моменты, которые способствуют пробуждению детской любознательности, вовлекающие ребенка в активное усвоение окружающего мира. Каждая ОД состоит из 2-х частей объединенных одной темой. В структуре каждой ОД предусмотрены здоровьесберегающие технологии. ОД  по программе включают различные методы обучения: беседу, рассказ, дидактически игры, сказки, так же включены элементы ТРИЗ, работа с мнемотаблицами. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, показа мультимедийных материалов);исследовательский; проблемно-поисковый; словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

Общее количество часов, отведённых на реализацию программы в учебный год – 36,часов, в  каникулярный период педагоги  с детьми организуют совместную деятельность (наблюдения, беседы, восприятие художественной литературы и т.д.).

 В процессе ОД используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Инновационные (моделирование,  речевые сказки)
  • Игры, викторины,
  • Выполнение творческих заданий,
  • Решение логических задач

Возраст детей и их психологические особенности

Ребенок на пороге школы (6—7 (8)лет)

        Обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 (8) лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7-8 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7-8 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 -8лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 (8) лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7  (8)лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 (8) лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 (8) лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Особенности набора детей

Программа «Планета- наш дом» предназначена для занятий естественнонаучной направленности с детьми в возрасте от 6 до 7 (8) лет. При проведении занятий используется групповая форма работы в малой постоянной группе 8- 10 человек. Количество обучающихся в группе зависит от выбора данной Программы родителями (законными представителями) в рамках предоставления дополнительных услуг дошкольным учреждением.

Программа рассчитана на 36 часов обучения. Набор детей производится по запросу родителей (законных представителей) и по желанию детей.

Прогнозируемые результаты

      Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность речи у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

В результате работы по программе у детей:

Сформировано осознанное восприятие окружающего мира, основы безопасного поведения,

Ребенок обучен основам исследовательской деятельности,

У детей развито образное и логическое мышление, индивидуально выражены творческие способности,

Сформированы  социальные качества личности.

В итоге у детей не только накапливается определенный объем знаний об объектах живой и неживой природы, но совершенствуются умственные умения, формируется устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельности, развиваются воображение, фантазия, логическое мышление, коммуникативные качества, закрепляются навыки безопасного поведения.

Механизм оценивания  образовательных результатов

Педагогическая диагностика - первичная,  итоговая диагностика.

Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с детьми в виде бесед, наблюдений, игр; с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса или викторины в игровой форме.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы ОД, консультации для педагогов;
  • разработка и изготовление дидактических игр;
  • совместные мероприятия с родителями.

Организационно-педагогические условия реализации программы

          Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, Программы и регламентируется расписанием ОД.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально – психологические условия реализации Программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения  участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

-дифференциация и индивидуализация обучения;

-мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников

  1. Учебный план

Название ОД

Кол-во ОД в неделю

Кол-во ОД в месяц

Кол-во ОД в год

«Природа – наш дом»

1 /30

4/120

36/1080

2.1.Календаро – тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение Программы

Тема

Количество часов

1

Мониторинг

2 часа

2

«Метеобюро «Народных примет»

- Путешествие во времени

- Коллекция «Приметы урожая»

 - Знатоки народных примет

- Растения и животные в народных приметах

- Знакомые незнакомцы

5 часов

3

«Гидрометеоролог»

-Загадки планеты Земля

- Что такое компас и для чего он нужен?

- Какие бываю термометры?

- Чем измерить скорость ветра

- Для чего нужен барометр?

- Мы юные гидрометеорологи

 6  часов

4

«Мир птиц»

Ах этот шустрый воробей

Воробьишко по сказке М.Горького

Свойства перьев

Свойства перьев

Строение яйца

Строение яйца

Сорока - белобока

Обустроим сорочий дом

Синица – вестница зимних холодных дней

Снегирь – снегирек – живой огонек

Снегирь и синица

Скворец – птица весенняя

Ласточки прилетели

Ласточкины заботы

Кукушка

Почему птенец кукушки остается в гнезде один

Викторина Птицы

23 часа

Итого:

36часов

2.3.Календарный учебный график

Содержание

год обучения

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Всего учебных недель

36

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Выходные и праздничные дни

04.11. - День народного единства

01.01- 08.01. Новогодние праздники

23.02. День защитника Отечества

08.03. Международный женский день

01.05. праздник Весны и труда

09.05. День Победы

12.06. День России

Продолжительность рабочей недели

5 дней

(с понедельника по пятницу)

ОД (образовательная деятельность)

 1 раз в неделю в соответствие с расписанием ОД

Мониторинг  динамики развития детей (педагогическая диагностика)

1-2 недели сентября  в не учебное время

3- 4 недели мая в не учебное время

Продолжительность образовательной деятельности

Не более 30 минут

Недельная образовательная нагрузка (кол-во ОД)

1

Объем образовательной нагрузки в день (минуты)

 Дополнительная образовательная деятельность может реализовываться как в первую так и во вторую половину дня в соответствие с расписанием ОД.

Не более 30  минут

Объем недельной образовательной нагрузки (минуты)

30

Объем годовой образовательной нагрузки (минуты)

1080

2.4. Расписание  образовательной деятельности

Название ДОД

День недели

Время

Ответственный

«Планета - наш дом»

Понедельник

16.00-16.30

Иванова Н.Ю.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЛАНЕТА  – НАШ ДОМ»

3.Учебно – тематический план

Сентябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

1

«Живая – неживая природа»

Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы

Дидактические игры,

Беседа

2

«Живая – неживая природа»

Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы

Дидактические игры,

Беседа

3

 «Путешествие во времени» [4] С - 87

Вызвать у детей интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами. Развивать связную речь, активизировать словарь.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

4

« Коллекция «Приметы урожая» [4] С - 87

Познакомить детей с тем, каким образом в старые времена люди на Руси умели предугадать сроки посева пшеницы, овса, ржи, посадки овощных культур.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Октябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

5

«Знатоки народных примет»

 [4] С - 88

Развивать  речь детей, коммуникативные качества, вызывать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие. Нацелить детей на создание книжек – малышек на тему: «Растения в народных приметах»

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Демонстрация стендовой презентации

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Изготовление книжек- малышек

6

«Растения и животные в народных приметах»

[4] С -88

Пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Презентация детьми свих книжек – малышек.

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

7

«Знакомые незнакомцы

»

[4] С -89

Заинтересовать детей информацией о растениях  - барометрах. Произрастающих на территории детского сада. Вызвать желание наблюдать за ними, фиксировать свои наблюдения, сравнивать их.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

8

«Гидрометеоролог» [4] С -89

Познакомить детей с профессией гидрометеоролог, помочь детям понять ее значение. Развивать связную речь детей.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

С/Р игра

Ноябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

9

«Загадки планеты Земля» [4] С -107

Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца. Вызвать интерес и познавательную активность.

Введение в проблемную ситуацию

Беседа – путешествие по глобусу

Стендовая презентация «Уголки нашей планеты»

10

«Что такое компас и для чего он нужен?»

[4] С -107

Формировать у детей представления о четырех частях света. Познакомить с компасом, обучать детей работе с компасом

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Дид. игра «Найди по заданному направлению»

11

«Какие бываю термометры?»

 [4] С -107

Уточнить представления детей о термометрах, познакомить с водным и напочвенным термометрами, упражнять детей в измерении температуры воздуха, воды и почвы

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Проведение серии опытов по измерению температуры

12

«Чем измерить скорость ветра» [4] С -107

Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром. Помочь усвоить алгоритм снятия показателей.

Введение в проблемную ситуацию

Беседа

Проведение серии опытов по измерению температуры

Демонстрация стендовой презентации «Ветра на нашей планете»

Декабрь

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

13

«Для чего нужен барометр?» [4] С -109

Вызвать интерес к ознакомлению с прибором для измерения атмосферного давления- барометром, обучать работе с прибором.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с барометром, проведение опытов

Беседа

14

«Мы юные гидрометеорологи» [4] С -109

Предложить детям организовать работу на метеоплощадке, побуждать детей к систематическим наблюдениям

Введение в проблемную ситуацию

Работа с приборами

Беседа

Проведение опытов по фиксации погоды

15

«Ах этот шустрый воробей » [7] С -91

Закреплять знания детей о воробьях (питание, способ передвижения, повадки, гнездование, выведение птенцов); формировать позицию защитника природы, в том числе птиц

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Демонстрация видеоролика о жизни воробьев

16

«Воробьишко по сказке М.Горького

»

 [7] С -97

Побуждать детей рассказывать о героях сказки- их внешнем виде, чувствах, мыслях, действиях, вызывать желание размышлять о причинах и следствиях поступков героев произведений, выявлять внутренние побуждения, замечать логическую закономерность событий

Введение в проблемную ситуацию

Чтение произведения, беседа

Январь

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

17

«Свойства перьев»

[10] С -286

Познакомить детей со строением перьев разного типа, понять их значение для птицы, изучить свойства перьев, закрепить навыки экспериментирования.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Обследование перьев

Проведение опыта

Беседа

18

«Свойства перьев»

[10] С -286

Познакомить детей со строением перьев разного типа, понять их значение для птицы, изучить свойства перьев, закрепить навыки экспериментирования.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Обследование перьев

Проведение опыта

Беседа

19

«Строение яйца» [10] С -295

Сформировать у детей представление о строении яйца и размножении птиц, показать значение каждой части яйца для развития зародыша, развивать любознательность, пространственное воображение.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Проведение обследование объекта, экспериментирование

Февраль

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

20

«Строение яйца» [10] С -295

Сформировать у детей представление о строении яйца и размножении птиц, показать значение каждой части яйца для развития зародыша, развивать любознательность, пространственное воображение.

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Проведение обследование объекта, экспериментирование

21

«Сорока - белобока» [7] С -101

Уточнить и расширить знания детей о сороке: ее внешнем виде (оперение, клюв, лапы, хвост), поведении (подвижная, ловкая, вороватая), месте обитания, гнездовании, питании, продолжать обучать сравнительным операциям

Введение в проблемную ситуацию

Работа с моделями

Беседа

Создание макета «кто, где живет»

22

«Обустроим сорочий дом» » [7] С -105

Познакомить детей с интересными случаями, событиями из окружающей жизни, связанными с сорокой, учить  детей точно и выразительно излагать мысли, подводить к самоанализу

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

23

«Синица – вестница зимних холодных дней» » [7] С -108

Уточнить и расширить представления детей о внешних признаках синицы, ее повадках, гнездовании, создавать условия для обобщения представлений об особенностях жизнедеятельности птицы (корм, способы передвижения и добывания пищи).

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Март

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

24

«Снегирь – снегирек – живой огонек» [7] С -112

Уточнить и расширить представления детей о снегире, особенностях его внешнего вида, повадках, выделить особенности гнездования, обучать сравнению самочки и самца снегиря

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

25

«Скворец – птица весенняя»  [7] С -121

Расширить представления детей о внешних признаках скворцов, об их гнездовании, об изготовлении скворечников, рассказать  о пении скворца, способствовать развитию активной речи и расширению словаря (пересмешник).

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Проведение сравнительного анализа

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

26

«Снегирь и синица»  [7] С -116

Закреплять знания детей о материках, климатических условиях  Австралии, обитающих там животных: условиях проживания, образе жизни, внешних особенностях

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

27

«Ласточки прилетели»  [7] С -126

Расширить представления детей о внешних признаках ласточек, об их гнездовании, способах добычи пищи, развивать продуктивное воображение, фантазию, самостоятельность мышления

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Дидактическая игра

Апрель

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

28

«Ласточкины заботы»  [7] С -131

Расширить представления детей о внешних признаках ласточек, об их гнездовании, способах добычи пищи, способам постройки гнезда

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Дидактическая игра

29

«Кукушка»  [7] С -133

Расширить представления детей о внешних признаках кукушек, об их гнездовании, способах добычи пищи, способам постройки гнезда, создать ситуацию требующую от детей рассуждений умозаключений, учить точно и выразительно излагать мысли.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

Дидактическая игра

30

«Почему птенец кукушки остается в гнезде один»

[7] С -138

Закрепить знания детей о повадках кукушки, рассказать об особенностях внешнего вида и поведении кукушенка, формировать позицию защитника птиц. Создавать педагогические ситуации. Позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, выражать свою мысль и делать умозаключение.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

31

«Викторина птицы»

[7] С -141

Закреплять представления детей о птицах, закреплять умение сравнивать птиц.

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Проведение викторины

Май

Тема

Задачи

Методы и приемы реализации

32

«Земля – наш дом»

Вечер – развлечений»

[11] С -155

Уточнить представления детей о жителях  и обитателях Земли, закрепить умение детей вести себя в природе, продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых

Сюрпризный момент

Введение в проблемную ситуацию

Ознакомление со сказкой

Беседа

Обобщение полученных знаний с помощью моделей

33

Викторина «Природа- наш общий дом»

Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы

Дидактические игры,

Беседа

34

Экологический праздник

Уточнить представления детей о явлениях живой и неживой природы

Дидактические игры,

Беседа

35-

36

Викторина

Обобщить знания детей полученные на протяжения всего года

Дидактические игры, поход в природу.

        


4.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение Программы

Результат реализации Программы «Планета  – наш дом» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиНа и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника

4.1.Основная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

А.И. Иванова

«Мир, в котором я живу»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

Программа

1

2.

С.Н. Николаева

«Юный эколог»

М.:Мозаика –Синтез, 2016.-112с

Программа

1

4.2.Дополнительная литература

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Кол-во экз.

1

А.И. Иванова [2]

«Мир, в котором я живу» «Мир растений»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

1

2

А.И. Иванова [5]

«Мир, в котором я живу» «Мир животных»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

1

3

А.И. Иванова [6]

«Мир, в котором я живу» «Человек»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-160с.

1

4

Е.А. Алябьева [1]

«Сказки о природе»

М.:ТЦ Сфера, 2017.-128с.

1

5

Л.Г. Киреева

«Формирование экологической культуры дошкольников»

Волгоград  2012.- 271 с.

1

6

О.А. Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2016.-512с.

1

7

Л.В. Рыжова

«Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста»

Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС»,

2017.-192с.

1

4.4.Наглядный материал

Картины, картинки,  

силуэтные фигурки, муляжи

Дидактические пособия

Материалы для детского творчества

1.Набор картин:

 «Растения ближайшего окружения», «Дикие животные»,

«Животные и их детёныши», «Овощи»,  «Фрукты»

" и др.

2. Набор открыток:   «Цветы»,

«Деревья»,  «Кустарники», ""Семья",

3.Набор домашних животных

1. Модели:

   «Времена года»,

   «Признаки животных»,

   «Времена года»;

   «Фазы развития растения»

2. Алгоритм для составления описательного рассказа;

3. Сигнальные карточки:

 «Опасности в природе»,

«Уход за комнатными растениями»

4.

1. Энциклопедии

2. Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности  и др

1. Папки:

«Домашние животные»;

«Дикие животные»

 «Растения»;

4.5.  Специализированные учебные помещения и участки

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Группа подготовительная

51

25

4.6. Основное учебное оборудование

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Уголок экологии

Группа

2.

Книжный уголок

Группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 6-7 лет «Логико-малыш»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет «Маленькие исследователи»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...