МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»
Возраст воспитанников – 5-6 лет
Уровень сложности программы – стартовый
Срок реализации программы – 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель: Белкина И.В.
Дополнительнаяобщеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской федерации:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства РФ от 18.11.2015 №09-3242).
Дополнительнаяобщеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» разработана для детей 5-6 лет на базе авторской программы по экологии Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»; «Тропинка в природу». Экологическое образование в детском саду. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. (2001г.); «Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой (г. Москва 2007г.).
Отличительные особенности.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Особое внимание в данной программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. У дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается представление о самоценности природы, эмоционально-положительное отношение к ней.
Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Большая роль в данной программе отводится совместной детско-родительской деятельности. Открытые занятия, акции, совместные проекты детей и родителей, презентации решают не только образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребёнком и взрослым.
Адресат программы: обучающиеся5-6лет.Состав группы может быть разновозрастной,разнополый.
Допускается добор детей в группу, не обучающихся ранее, на основе диагностики детей посредствам: индивидуального опроса, тестирования, бесед с родителями.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы1 год обучения – 72 учебных часа.
Режим занятий: 2раза в неделю по1академическому часу(20минут).
На занятия проводятся физкультминутки, проводится гимнастика на снятие зрительного утомления.
Формы, методы, приёмы реализации программы.
- Игры (дидактические, подвижные, театрализованные,);
- беседа;
- экскурсия;
- конкурс;
- наблюдение (за животными и растениями, явлениями природы; деятельностью людей в природе);
- экспериментальная деятельность;
- акция;
- выставка;
- практическое занятие;
- презентация;
- чтение художественных произведений о природе;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- рассказы педагога о животных, растениях, неживой природы;
- работа с моделями;
- сбор коллекций, семян, листьев;
- экологические праздники;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, аквариум).
Формы проведения итогов реализации дополнительной программы.
В ходе реализации предложенной программы используются следующие формы проведения итогов:
- Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
- Экологические акции: «Птичья столовая», «Экологическая ёлка».
- Фотовыставки.
- Рисование на экологическую тематику.
- Экологические викторины.
- Совместные занятия с детьми и родителями.
- Досуги.
- Конкурсы и др.
В основе дополнительной общеразвивающей программы «Экология детям» лежат следующие принципы:
- Принцип деятельностного подхода к развитию личности.
- Принцип ориентации на многообразие форм реализации познавательно-исследовательской деятельности.
- Принцип ориентации на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).
- Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, в том числе проектной.
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
- Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Для реализации данной программы необходимы:
Наглядные пособия
- Гербарии растений: «Растения области»
- Плакаты: «Времена года», «Мир животных и растений»
- Иллюстративные альбомы: «Птицы», «Первоцветы»
- Макеты и модели кормушек для зимующих птиц.
- Папки – накопители. «Птицы»; «Домашние животные»; «Дикие животные»
Оборудование и материалы
- Природные материалы (шишки, желуди, чай и т.д.).
- Набор муляжей овощей и фруктов.
- Наборы фигурок животных, диких и домашних, обитателей моря, насекомых, птиц и т.д.
- Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
- Книги и иллюстрации осезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши).
- Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о предметном мире.
- Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: кисточки, пластилин, стеки, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволока, клей, ножницы, гуашевые краски, акварель, фломастеры, ножницы, цветные карандаши.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Магнитофон
- Принтер
- Экран
Предметно пространственная развивающая среда
1. Уголок природы: комнатные растения и предметы ухода за ними; оборудование для экспериментирования
2. Приборы (лупа, весы, часы и т.д.).
- Материалы для исследования: муляжи, реальные объекты, предметы.
Список литературы для педагога
- Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. – N 7. – С. 62-65.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1. – С.10-12.
- Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
- Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20.
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 23-27.
- Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 10-16.
- Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 10–14.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2008. – N 2. – С. 19-24.
- Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 38-41.
- Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб.пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.
- Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – № 1. – С.46-48.
- Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. – №2. – С. 43-44.
- Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8. – С. 17-19.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. – №5. – С. 22-27.
- Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. – №5. – С. 33-39.
- Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17-21.
- Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. – №1. – С. 58-63.
- Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование: с первых лет: опыт дет.сада // Семья и школа. – 2002. – №3. – С. 6-9.
- Стихина Л. Зеленые паруса: экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С. 125-128.
Список литературы для родителей
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001. – 128с.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
Список литературы для детей
- Агапова, И.А. Сердце природы: Экологическая сказка/ И.А.Агапова// Читаем, учимся, играем. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек. – 2003.– №10. – С.45-50.
- Буканова, М.С. Живая планета: [Экологический турнир]/ М.С.Буканова// Читаем, учимся, играем. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №8. – С.36.
- Герасимова, Э.А. Кто развесил на поляне кружева? Заседание экологического клуба «Клуб Почемучек» / Э.А.Герасимова// Книжки, нотки и игрушки. – 2005. – №4. – С.46-47.
- Ивашина, В.В. Глаза бычьи, а сама с кулак: Экологический урок о секретах лягушек/ В.В.Ивашина// Книжки, нотки и игрушки. – 2005. – №12.–С.48-49
- Ищенко, Г.Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6-10 лет/ Г.Г.Ищенко// Книжки, нотки и игрушки. – 2004. – №2. – С.19-21.
- Молодова, Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для проведения экологического праздника для детей 6-10 лет/ Л.Молодова// Книжки, нотки и игрушки. – 2003. – №5. – С.32-35.
- Молодова, Л. О подснежниках и многом другом: Материалы для проведения торжества по программе экологического воспитания/ Л.Молодова// Книжки, нотки и игрушки. – 2003. – №2. – С.22-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет
Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"
Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агросад»
Программа "Агросад" предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчеств...
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...