МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Белкина Илона Владимировна

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»

Возраст воспитанников – 5-6 лет

Уровень сложности программы – стартовый

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Воспитатель: Белкина И.В.

Дополнительнаяобщеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской федерации:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства РФ от 18.11.2015 №09-3242).

Дополнительнаяобщеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» разработана для детей 5-6 лет на базе авторской программы по экологии Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»; «Тропинка в природу». Экологическое образование в детском саду. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. (2001г.); «Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой (г. Москва 2007г.).

Отличительные особенности.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Особое внимание в данной программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. У дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается представление о самоценности природы, эмоционально-положительное отношение к ней.

Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Большая роль в данной программе отводится совместной детско-родительской деятельности. Открытые занятия, акции, совместные проекты детей и родителей, презентации решают не только образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребёнком и взрослым.

Адресат программы: обучающиеся5-6лет.Состав группы может быть разновозрастной,разнополый.

Допускается добор детей в группу, не обучающихся ранее, на основе диагностики детей посредствам: индивидуального опроса, тестирования, бесед с родителями.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы1 год обучения – 72 учебных часа.

Режим занятий: 2раза в неделю по1академическому часу(20минут).

На занятия проводятся физкультминутки, проводится гимнастика на снятие зрительного утомления.

Формы, методы, приёмы реализации программы.

  • Игры (дидактические, подвижные, театрализованные,);
  • беседа;
  • экскурсия;
  • конкурс;
  • наблюдение (за животными и растениями, явлениями природы; деятельностью людей в природе);
  • экспериментальная деятельность;
  • акция;
  • выставка;
  • практическое занятие;
  • презентация;
  • чтение художественных произведений о природе;
  • рассматривание иллюстраций в книгах;
  • рассказы педагога о животных, растениях, неживой природы;
  • работа с моделями;
  • сбор коллекций, семян, листьев;
  • экологические праздники;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, аквариум).

Формы проведения итогов реализации дополнительной программы.

В ходе реализации предложенной программы используются следующие формы проведения итогов:

- Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

- Экологические акции: «Птичья столовая», «Экологическая ёлка».

- Фотовыставки.

- Рисование на экологическую тематику.

- Экологические викторины.

- Совместные занятия с детьми и родителями.

- Досуги.

- Конкурсы и др.

В основе дополнительной общеразвивающей программы «Экология детям» лежат следующие принципы:

  • Принцип деятельностного подхода к развитию личности.
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации познавательно-исследовательской деятельности.
  • Принцип ориентации на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).
  • Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
  • Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, в том числе проектной.
  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
  • Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Для реализации данной программы необходимы:

Наглядные пособия

  1. Гербарии растений: «Растения области»
  2. Плакаты: «Времена года», «Мир животных и растений»
  3. Иллюстративные альбомы: «Птицы», «Первоцветы»
  4. Макеты и модели кормушек для зимующих птиц.
  5. Папки – накопители. «Птицы»; «Домашние животные»; «Дикие животные»

Оборудование и материалы

  1. Природные материалы (шишки, желуди, чай и т.д.).
  2. Набор муляжей овощей и фруктов.
  3. Наборы фигурок животных, диких и домашних, обитателей моря, насекомых, птиц и т.д.
  4. Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
  5. Книги и иллюстрации осезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши).
  6. Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о предметном мире.
  7. Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: кисточки, пластилин, стеки, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал, проволока, клей, ножницы, гуашевые краски, акварель, фломастеры, ножницы, цветные карандаши.

Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Магнитофон
  4. Принтер
  5. Экран

Предметно пространственная развивающая среда

1. Уголок природы: комнатные растения и предметы ухода за ними; оборудование для экспериментирования

2.   Приборы (лупа, весы, часы и т.д.).

  1. Материалы для исследования: муляжи, реальные объекты, предметы.


Список литературы для педагога

  1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. – N 7. – С. 62-65.
  2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1. – С.10-12.
  3. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
  4. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16-20.
  5. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 23-27.
  6. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 6. – С. 10-16.
  7. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 10–14.
  8. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2008. – N 2. – С. 19-24.
  9. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 38-41.
  10. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб.пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.
  11. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – № 1. – С.46-48.
  12. Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. – №2. – С. 43-44.
  13. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8. – С. 17-19.
  14. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. – №5. – С. 22-27.
  15. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. – №5. – С. 33-39.
  16. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17-21.
  17. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. – №1. – С. 58-63.
  18. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование: с первых лет: опыт дет.сада // Семья и школа. – 2002. – №3. – С. 6-9.
  19. Стихина Л. Зеленые паруса: экологический досуг для детей // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. – С. 125-128.

Список литературы для родителей

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001. – 128с.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.

Список литературы для детей

  1. Агапова, И.А. Сердце природы: Экологическая сказка/ И.А.Агапова// Читаем, учимся, играем. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек. – 2003.– №10. – С.45-50.
  2. Буканова, М.С. Живая планета: [Экологический турнир]/ М.С.Буканова// Читаем, учимся, играем. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №8. – С.36.
  3. Герасимова, Э.А. Кто развесил на поляне кружева? Заседание экологического клуба «Клуб Почемучек» / Э.А.Герасимова// Книжки, нотки и игрушки.  – 2005. – №4. – С.46-47.
  4. Ивашина, В.В. Глаза бычьи, а сама с кулак: Экологический урок о секретах лягушек/ В.В.Ивашина// Книжки, нотки и игрушки. – 2005. – №12.–С.48-49
  5. Ищенко, Г.Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6-10 лет/ Г.Г.Ищенко// Книжки, нотки и игрушки. – 2004. – №2. – С.19-21.
  6. Молодова, Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для проведения экологического праздника для детей 6-10 лет/ Л.Молодова// Книжки, нотки и игрушки. – 2003. – №5. – С.32-35.
  7. Молодова, Л. О подснежниках и многом другом: Материалы для проведения торжества по программе экологического воспитания/ Л.Молодова// Книжки, нотки и игрушки. – 2003. – №2. – С.22-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агросад»

Программа "Агросад" предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчеств...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...