Консультация для родителей по ФЭМП «Такие разные задачи»
консультация (подготовительная группа)

Дроздова Татьяна Евгеньевна

Консультация  для родителей  подготовительной группы по  ФЭМП  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsia_po_femp.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для  родителей

по ФЭМП

«Такие  разные  задачи».

Подготовительная  к  школе  группа.

       

             В  детском  саду   в подготовительной к школе группе  по разделу

«Формирование  количественных  представлений»  дети    должны  знать:

-  состав  чисел  от 2 до 10  из двух меньших;

-  структуру  арифметической задачи;

-  значение и место в арифметическом примере знаков  +, - , = .

должны  уметь:

-  выполнять  арифметические действия сложения и вычитания в пределах первого десятка с опорой на  состав числа и, используя приёмы пересчитывания, присчитывания, отсчитывания;

-  решать простые  арифметические задачи на нахождение суммы/ остатка и на увеличение/ уменьшение на несколько единиц.

Выделяются также и требования к  развитию речи детей  по усвоению этих  задач, дети должны  понимать  значение слов:

-  прибавить, сложить, плюс, минус, отнять, вычесть, равно,  состав числа,

состоит  из…

-  использовать их во  фразовой речи  при выполнении  математических заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту.

     Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи. Дети учатся  составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значения слов, устанавливать связи между ними, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный  словарный запас, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространённые предложения, способствует развитию связнойречи.                                                                                                                       Работа начинается  с  изучения детьми состава чисел из двух  меньших. Хочется отметить, что во избежание механического  запоминания  состава числа необходимо выполнять  операции с множествами, составляя единое множество из отдельных частей, а так же выполнять операции по  объединению и разъединению множеств.  Подобные упражнения непосредственно связаны с арифметическими действиями сложения и вычитания. Поэтому на занятиях не только рассматривается  состав числа, но и выполняются арифметические действия,  опираясь на изученный состав, кроме того, решаются арифметические задачи, позволяющие создать практическую ситуацию, в которой требуется применение изученного.

      Существуют простые арифметические задачи, выполняющиеся  одним арифметическим  действием, и составные, решение которых состоит из нескольких  арифметических  действий.

      В дошкольном учреждении изучаются простые арифметические  задачи 2 типов:

1 тип:  Задачи на нахождение суммы или остатка. Например:

У  Олега было 2 яблока и 3 груши. Сколько фруктов было у Олега?   или

На тарелке лежало 5 конфет. 2 конфеты съели. Сколько конфет осталось на тарелке?

2 тип: Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.      Например:

У Феди  4 карандаша, а у Димы на 2 карандаша больше. Сколько карандашей у  Димы?    или

У кошки 3 белых котёнка, а серых на 2 меньше. Сколько серых котят у кошки?

          По структуре  любая задача состоит из условия (то, о чём говорится в задаче), вопроса (то, о чём спрашивается  в задаче), решения и ответа.

Наиболее важной является работа по  разбору условия задачи. Оно может быть преподнесено детям в  виде драматизации, на картинках и иллюстрациях. Удобнее всего подвести детей к усвоению структуры задачи на задачах – драматизациях, т.к.  они предполагают непосредственное участие  детей. Например:  воспитатель сообщает , что задаёт задачу и, показывая на детей, говорит: «Юра сделал 4 гриба из бумаги, а Дима -3 гриба» (у мальчиков в руках указанное количество грибов). Вопрос: «Сколько грибов сделали мальчики вместе?»

Проговаривание взрослым условия задачи должно быть медленным и чётким. Затем нужно предложить ребёнку, детям  пересказать условие задачи. Важно правильно провести  анализ  содержания,  для этого  возможно  использование  наводящих вопросов:

-  О ком говорится в задаче?

-  Какое действие происходит в  задаче? Что делали мальчики?

-  Что нужно посчитать?

-  Сколько грибов у Юры?

-  Сколько  грибов у Димы?

-  Что показывает число четыре?

-  Что показывает число три?

-  Количество грибов  увеличивается или уменьшается?

-  Что нужно узнать?

-  Что спрашивается в задаче?

-  Каков вопрос задачи?

        После такого подробного обсуждения условия необходимо определить, как решать задачу, с помощью какого арифметического действия, что именно складывать. Важно также  учить детей  формулировать  арифметическое действие: «К четырём  прибавить три – получится семь».

После того, как задача решена, даётся полный ответ, который звучит так же, как и вопрос задачи: « Семь грибов мальчики сделали вместе».

      Должна проводиться  работа по обучению детей  составлению задачи. Сначала  используются  наводящие вопросы:

-  Сколько карандашей у Лены?

-  Сколько  карандашей  у Оли?

-  Сколько карандашей у обеих девочек вместе?

       Начинать  обучение  надо с задач на  сложение и лишь после них  переходить к  задачам на вычитание.  В задачах на сложение  детей знакомим  со знаком   арифметического  действия  +  (плюс), показывающего, что  по условию задачи количество предметов увеличилось. Знак «плюс» ставится, когда надо  увеличить, прибавить. В задаче об этом говорится  словами: «купили», «подарили», «дали» и т.д.

       В задачах на  вычитание детей знакомим со знаком  - (минус), показывающим, что по условию задачи  количество предметов  уменьшилось. Знак «минус» ставится, когда надо уменьшить, отнять.                      В задаче об этом говорится словами: «улетели», «съели», «потеряли», «продали».        

       Чтобы  у детей  постепенно накапливались  представления  о взаимосвязи двух арифметических действий – сложения и вычитания, в задачах  на вычитание следует использовать те же числовые данные, что и в задачах на сложение.                  

Например:  Мама поставила в вазу 4 цветка, а потом ещё 1 цветок. Сколько цветов стало в вазе?    И наоборот:

В вазе стояло 5 цветов, 1 цветок мама переставила в другую вазу. Сколько цветов осталось в первой вазе?

    Задачи решаются с опорой на наглядный материал. Так, например, материал для сюжета и числовые данные задачи могут давать картинки.  Прежде, чем составить арифметическую задачу, необходимо рассмотреть картинку, понять, что на ней изображено, и определить, численность каких предметов требуется сопоставить.

Задачи – картинки  облегчают построение условия задачи, т.к. словарный  запас у  детей ограничен и им трудно без опоры на наглядность подобрать нужные слова.

     Постепенно, когда дети научатся ориентироваться в условии задачи, можно перейти к использованию задач – иллюстраций. Они направлены на создание  разнообразных сюжетов при помощи  игрушек, что позволяет развивать  у детей воображение и учить передавать свой замысел в связной речи. Опора на наглядность, самостоятельное  составление модели задачи помогают детям выбрать правильный ход решения.

      Можно предложить детям задачи, требующие  более  тщательного обдумывания.

Это задачи с недостающими или лишними  числовыми данными. Например:

В гараже стоят грузовые и легковые машины. Грузовых машин на две больше, чем легковых. Сколько грузовых машин стоит в гараже?

Решение  задачи невозможно  без указания  числа легковых  машин.  Или:

У Марины  две груши, у Жоры  одна груша, у Вити три груши. Сколько всего груш у мальчиков?

      Сложнее всего научить детей  составлять и решать обратные задачи, т.к. они требуют от детей  умения представлять, что было сначала, например:

В гараже стояли машины. Когда из  гаража выехало 3 машины, то в нём осталось 2 машины. Сколько машин стояло в гараже сначала?

       Кроме того, необходимо научить детей отличать задачу от загадки, в содержании  которой есть числовые данные.  Например:

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

В отличие от задачи, загадка не требует выполнения арифметических действий.

       Очень нравится  детям решать стихотворные задачи, т.к. они образные. Например: Пять ворон на крышу сели, две ещё к ним прилетели.

                   Отвечайте быстро, смело. Сколько всех их прилетело?

Необходимо также учить детей решать и разгадывать логические задачи, ведь они развивают у детей мышление, внимание, логику. Например: Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?  Сколько рогов  двух  коров?

Если  мы с вами вместе: воспитатели в детском саду и родители дома, будем едины, последовательны, систематичны  в своих требованиях к детям, то им гораздо легче  будет даваться усвоение задач по формированию математических представлений.

 Используемая литература: А.В.Калиниченко «Обучение  математике детей  дошкольного возраста   с нарушением речи»  ( Айрис пресс, Москва 2005)

В.В.Волина  «Праздник  числа»  ( Знание, Москва  1993)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и формы работы по ПДД в разных возрастных группах

Задачи и формы работы МЛАДШАЯ ГРУППАЗадачи:—  познакомить детей с работой светофора;—  формировать представления об улице;—  учить различать виды наземного транспорта.Формы:♦ расс...

Анкета для родителейпо УМК

Анкета для родителей...

Конспект мастер-класса родителейпо теме: «Развитие творческого потенциала детей.

Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» Цели и задачи:Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ;Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;Познакомить с м...

Памятка для родителейпо трудовому воспитанию детей в семье.

Памятка для родителейпо трудовому воспитанию детей в семье....

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....

Консультация для родителейпо математике

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Математика – это весело и интересно!» Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического м...