Игровые технологии.Конспект НОД в подготовительной группе с палочками Кюизенера «День рождения»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Доронина Татьяна Васильевна

МБДОУ « Филиминовский детский сад»

Воспитатель: Доронина Т.В.

Игровые технологии.

Конспект НОД в подготовительной группе с палочками Кюизенера

 «День рождения»

Цель воспитателя:

 Закрепление умений по пройденному материалу.

Использование палочек Кюизенера в развитии  познавательных  способностей  детей.
Обучающие задачи:

Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.

Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать  дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математике.

Планируемый результат  (п.4.6 ФГОС ДО)

- проявление интереса к окружающим предметам и активные действия с ними;

- эмоциональное вовлечение в действия с предметами;

- стремление к проявлению настойчивости в достижении результата своих действий;

- владение активной речью, включенной в общение;

- стремление к общению со взрослым и активное подражание ему в движениях и действиях;

- наблюдение за действиями сверстников и подражание им;

- проявление интереса к беседе, рассматриванию картинок

Материал:

 комплект цветных счетных палочек Кюизенера каждому ребёнку; схема девочки  / 2 голубые,  3 белые,  4 красные, 4 розовые,  1 жёлтая,

1 фиолетовая, 1 чёрная, 1 бордовая/.

Демонстрационный материал: картинки , плоскостные цветные числа(лесенка,  девочка)

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.

Дети выстраиваются в круг на ковре.

 Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.

Сегодня на улице и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

     Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

                             Встали все мои друзья.

                             Мы сейчас пойдем налево,

                             А потом пойдем направо.

                             В центре круга соберемся,

                             И на место все вернемся.

                             Улыбнемся, подмигнем,

                             Заниматься все начнем.

Воспитатель: Нас сегодня снова ждут наши любимые цветные палочки.

                       ( Предлагает занять свои рабочие места).

Что они для нас придумали? Сегодня мы пойдём на день рождения.

А кому? Девочке Лене (показываю схему девочки).

Задание №1

Выкладывание образа девочки по схеме.

Воспитатель: предлагает детям сделать девочку из палочек, диктуя последовательность.

- Положите голубые палочки одна под другой. Эта голова.

 Какие палочки по длине? Равные, одинаковые.

- Из двух белых палочек сделайте бантики.

- Белый кубик – шея,  где он лежит? Под голубым.

- Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.

-А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек.

Какие красные палочки по длине? Равные, одинаковые.

- Сделайте юбку из палочек  жёлтого, фиолетового, чёрного,

бордового цвета.

Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая?

А бордовая палочка, какая по длине? Самая длинная.

-Сколько осталось розовых палочек? Четыре.

 Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.

 - Какое число обозначает розовый цвет? Число два.

- Сколько палочек пошло на юбку? Кофту?

-Получилась красивая девочка Лена.

Воспитатель: а теперь Лена будет готовиться к приёму гостей.

Задание №2

Воспитатель: к Лене на день рождения спешат друзья

                        Пончиков Жора и Быстроногов  Кирилл.

ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ» Пончиков Жора – большой  обжора.

Он очень любит сладкое, и хочет достать торт на самой высокой ступеньке лестницы. Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.

Быстроногов  Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как вы думаете, кому же достанется торт? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему?

 Помогите  мальчику благополучно добраться до чёрной ступеньки.

Дети строят лесенку.

Лена предложила  мальчикам  поиграть.

ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»

 Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.

Что скажет Жора он стоит на  фиолетовой  палочке, Кириллу,

 стоящему на  чёрной?

Придумайте короткие и длинные «разговоры» мальчиков.  

 «Я ниже тебя»  «Я меньше тебя»,

 «Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»

«Я стою между тобой и жёлтой палочкой», «Я твой сосед слева»

«Чтобы стать таким, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»

«Я младше тебя»

«Я фиолетового цвета, а ты – нет»,  «Я – число 6, а ты – нет»

«Я состою из шести белых чисел, а ты – из семи»

 «Я стою на шестом месте, а ты – на седьмом

 

Пальчиковая гимнастика с речевым произношением.

« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем

  Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной

Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,

 третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,

 пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,

 седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,

десятая - оранжевый апельсин».

 

А мы для Лены сделаем подарок полосатую салфетку.

Задание №3

 Выкладывание полосатой салфетки  (по словесной инструкции).

Воспитатель: Покажите палочку, которая обозначает число пять.

Какого она цвета? (жёлтого).

Из палочек жёлтого цвета сделайте квадрат.

Сколько вам потребовалось палочек?

Как, по - другому, можно назвать квадрат? (четырёхугольник, многоугольник).

Из жёлтых  палочек вы сделали кайму салфетки, она получилась квадратной формы.

 Первый ряд внутри каймы «вышьем белыми нитками».

Второй – «красной и белой нитками»

Третий – «голубой и розовой»

 Четвёртый –« розовой и голубой»

Пятый – «белой и красной»

Получилась полосатая салфетка.  Подарок готов.

Вопросы: Какое число обозначает жёлтый цвет?

Красный, голубой,  розовый?

 Сколько рядов палочек получилось в салфетке?  - Пять.

Число пять состоит из пяти единиц. Число пять может состоять из двух меньших чисел.

А теперь каждый ряд обозначим числами.

4+1=5     3+2=5       2+3=5               1+4=5

Уберем все палочки в коробку.

Мы сейчас пойдём в магазин поможем  Лене купить продуктов для приготовления праздничного ужина.

 

Физкультминутка:

Мы приходим в магазин (ходьба на мете)

Без лукошек и корзин (сгибают руки в локтях, прижимают кисти к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон (загибают пальцы)

Колбасу и макарон, сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахвалу.

Молок, кефир, сметану, кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец (руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец! (рукопожатие)

 

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание было для вас трудным?

 Что запомнилось, о чем вы сегодня расскажете дома маме и папе?

Вы у меня молодцы. Все старались, были внимательными, отвечали на вопросы, помогали друг другу.

Мне очень понравилось.

Принимайте угощения от Лены.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Филиминовский детский сад»

Воспитатель: Доронина Т.В.

Конспект НОД в подготовительной группе с палочками Кюизенера

 «День рождения»

Цель воспитателя:

 Закрепление умений по пройденному материалу.

Использование палочек Кюизенера в развитии  познавательных  способностей  детей.
Обучающие задачи:

Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. 

Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.

Развивающие задачи: 

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. 

Воспитательные задачи: 

Воспитывать  дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математике. 

Планируемый результат  (п.4.6 ФГОС ДО) 

- проявление интереса к окружающим предметам и активные действия с ними;

- эмоциональное вовлечение в действия с предметами;

- стремление к проявлению настойчивости в достижении результата своих действий;

- владение активной речью, включенной в общение;

- стремление к общению со взрослым и активное подражание ему в движениях и действиях;

- наблюдение за действиями сверстников и подражание им;

- проявление интереса к беседе, рассматриванию картинок

Материал:

 комплект цветных счетных палочек Кюизенера каждому ребёнку; схема девочки  / 2 голубые,  3 белые,  4 красные, 4 розовые,  1 жёлтая,

1 фиолетовая, 1 чёрная, 1 бордовая/.

Демонстрационный материал: картинки , плоскостные цветные числа(лесенка,  девочка)

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.  

Дети выстраиваются в круг на ковре.

 Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.

Сегодня на улице и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

     Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

                             Встали все мои друзья.

                             Мы сейчас пойдем налево,

                             А потом пойдем направо.

                             В центре круга соберемся,

                             И на место все вернемся.

                             Улыбнемся, подмигнем,

                             Заниматься все начнем.

Воспитатель: Нас сегодня снова ждут наши любимые цветные палочки.

                       ( Предлагает занять свои рабочие места).

Что они для нас придумали? Сегодня мы пойдём на день рождения.

А кому? Девочке Лене (показываю схему девочки).

Задание №1 

Выкладывание образа девочки по схеме.

Воспитатель: предлагает детям сделать девочку из палочек, диктуя последовательность.

- Положите голубые палочки одна под другой. Эта голова.

 Какие палочки по длине? Равные, одинаковые.

- Из двух белых палочек сделайте бантики.

- Белый кубик – шея,  где он лежит? Под голубым.

- Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.

-А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек.

Какие красные палочки по длине? Равные, одинаковые.

- Сделайте юбку из палочек  жёлтого, фиолетового, чёрного,

бордового цвета.

Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая?

А бордовая палочка, какая по длине? Самая длинная.

-Сколько осталось розовых палочек? Четыре.

 Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.

 - Какое число обозначает розовый цвет? Число два.

- Сколько палочек пошло на юбку? Кофту?

-Получилась красивая девочка Лена.

Воспитатель: а теперь Лена будет готовиться к приёму гостей.

Задание №2

Воспитатель: к Лене на день рождения спешат друзья

                        Пончиков Жора и Быстроногов  Кирилл.

ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ» Пончиков Жора – большой  обжора.

Он очень любит сладкое, и хочет достать торт на самой высокой ступеньке лестницы. Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.

Быстроногов  Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как вы думаете, кому же достанется торт? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему?

 Помогите  мальчику благополучно добраться до чёрной ступеньки.

Дети строят лесенку.

Лена предложила  мальчикам  поиграть.

ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»

 Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.

Что скажет Жора он стоит на  фиолетовой  палочке, Кириллу,

 стоящему на  чёрной?

Придумайте короткие и длинные «разговоры» мальчиков.  

 «Я ниже тебя»  «Я меньше тебя»,

 «Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»

«Я стою между тобой и жёлтой палочкой», «Я твоя соседка слева»

«Чтобы стать такой, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»

«Я младше тебя»

«Я фиолетового цвета, а ты – нет»,  «Я – число 6, а ты – нет»

«Я состою из шести белых чисел, а ты – из семи»

 «Я стою на шестом месте, а ты – на седьмом

Пальчиковая гимнастика с речевым произношением.

« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем

  Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной

Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,

 третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,

 пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,

 седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,

десятая - оранжевый апельсин».

А мы для Лены сделаем подарок полосатую салфетку.

Задание №3

 Выкладывание полосатой салфетки  (по словесной инструкции).

Воспитатель: Покажите палочку, которая обозначает число пять.

Какого она цвета? (жёлтого).

Из палочек жёлтого цвета сделайте квадрат.

Сколько вам потребовалось палочек?

Как, по - другому, можно назвать квадрат? (четырёхугольник, многоугольник).

Из жёлтых  палочек вы сделали кайму салфетки, она получилась квадратной формы.

 Первый ряд внутри каймы «вышьем белыми нитками».

Второй – «красной и белой нитками»

Третий – «голубой и розовой»

 Четвёртый –« розовой и голубой»

Пятый – «белой и красной»

Получилась полосатая салфетка.  Подарок готов.

Вопросы: Какое число обозначает жёлтый цвет?

Красный, голубой,  розовый?

 Сколько рядов палочек получилось в салфетке?  - Пять.

Число пять состоит из пяти единиц. Число пять может состоять из двух меньших чисел.

А теперь каждый ряд обозначим числами.

4+1=5     3+2=5       2+3=5               1+4=5

Уберем все палочки в коробку.

Мы сейчас пойдём в магазин поможем  Лене купить продуктов для приготовления праздничного ужина.

Физкультминутка:

Мы приходим в магазин (ходьба на мете)

Без лукошек и корзин (сгибают руки в локтях, прижимают кисти к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон (загибают пальцы)

Колбасу и макарон, сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахвалу.

Молок, кефир, сметану, кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец (руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец! (рукопожатие)

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание было для вас трудным? 

 Что запомнилось, о чем вы сегодня расскажете дома маме и папе?

Вы у меня молодцы. Все старались, были внимательными, отвечали на вопросы, помогали друг другу.

Мне очень понравилось.

Принимайте угощения от Лены.

Задание «Печенье»

Таня замесила тесто и приготовила из него колбаску синего цвета, возьмите палочку синего цвета. Интересно, сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько (показываю голубую палочку).

Что для этого нужно сделать? Измерить.

Дети выполняют измерение и выясняют, сколько получилось печенья.

Воспитатель:   колбаска – это целое,  а печенье – часть.

  Что больше: часть или целое? Сколько частей в целом? Покажите одну третью часть. Покажите две третьи части? Какая часть приходится на одно печенье?

Воспитатель:   Печенье готово, теперь Таня будет угощать гостей.

Какого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая короткая?

-Фиолетовая палочка, какая по длине? Длиннее жёлтой, но короче чёрной.

-А чёрная палочка, какая по длине? Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.

-Выше бордовой палочки находятся палочки, какого цвета?

-Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?

Этап рефлексии - Что вы сегодня делали?

- Как можно с ними играть?

- Какие задания вам показались простыми? Какие сложными?

- Какие задания вам больше понравилось выполнять – простые или сложные?

И так, ребята, скажите мне пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на занятии, что было интересным для вас,

Методы:

беседа с детьми, разъяснение

- использование демонстрационного

материала,

- создание ситуации выбора,

- опытническая деятельность,

- постановка проблемы,

- обсуждение

- наблюдение,

- поощрение

- продуктивная деятельность

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задаёт вопросы; обладает элементарными представлениями в области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, 



Предварительный просмотр:

                                                             МБДОУ «Филимоновский детский сад»

 

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП с использование игр Дьенеша

и здоровье сберегающих технологий.

                                «Киндер – Сюрприз в гостях у детей»

                                                                             Воспитатель Доронина Т.В.

                                             Цель:

 Развитие познавательной активности, логического мышления,

развитие умственных способностей через логико-математические игры.  

                                       Программные задачи:

Образовательные: 

 Учить детей работать со схемами   с плоскостными геометрическими фигурами блоки Дьенеша.  

Упражнять в отборе нужных геометрических фигур, закрепить знания цвета блоки Дьенеша.

Продолжать учить детей считать в пределах 5, называть числительные по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество.

Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

 Активировать речевую деятельность детей.

Развивающие: 

Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, восприятие.

Развивать умение слышать вопрос и отвечать полным ответом.

Развивать умение обобщать и делать выводы.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

 Воспитывать интерес к играм с блоками Дьенеша.

 Воспитывать интерес к занятию, отзывчивость, желание  помогать другим, умение работать в коллективе.

Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с любимым героем.

Словарная работа:                 заплатки, геометрические фигуры.

Оборудование:    песня «Паровозик», ковёр – самолёт, обручи,

                        геометрические фигуры плоскостные и блоки Дьенеша.

Раздаточный материал 

- набор плоскостных  геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник),

- картинки с игр Дьенеша

- заплатки – геометрические фигуры  блоки Дьенеша

Предварительная работа с детьми: 

Дидактические игры на развитие математических способностей, навыки счета.

Методические приемы: 

 словесный рассказ воспитателя, вопросы к детям

 наглядный  - демонстрация материала

 игровой – выполнение игровых действий

 практический – самостоятельная деятельность детей  

                                 

                                  ХОД    НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: 

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.  

Поприветствуем  друг  друга.

Встали  мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

- Сегодня к нам на занятие из страны сюрпризов прилетел гость.

  А чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку.

 В шоколаде пальчики.
В шоколаде губки.
В шоколаде маячки.
У Маши и Кирюшки
Что за чудо? Улыбнись
Шоколадной тучке.
В шоколаде есть сюрприз.
Для Саши и Ильюшки.

Про кого эта загадка кто догадался?

Да, это Киндер  -  сюрприз.

Воспитатель вносит игрушку  Киндер -  сюрприз.

Здоровается. Ребята я прилетел к вам из страны сюрпризов на ковре самолёте, вёз  шоколадные яйца детям, но  в дороге  сломался, я хочу, чтобы вы мне помогли его починить.

 Воспитатель:  Киндер – сюрприз, конечно дети  могут тебе помочь, а пока поехали с нами на занятие  на поезде. Дети тебя научат играть в интересные игры с фигурам.  

   Киндер -  сюрприз:  Я с удовольствием в нашей стране  много сладостей, игрушек для вас. А вот считать, различать геометрические фигуры мы не умеем.  

 Воспитатель: Посмотрите необычный поезд – поедем на нем (детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры). А чтобы отправиться в путь, нужны билеты.  А билеты у нас это блоки Дьенеша или как мы можем их называть фигуры. Дети берут фигуру, какая им больше нравится, занимают свои места.

Воспитатель:

 Внимание! Проверка билетов!

- Какого цвета Ваш билет?

- Какой формы Ваш билет?

- Покажите только синие билеты.

Дети рассаживаются.

 

Звучит музыка «Паровозик чух, чух…»    

Воспитатель: Вот мы и приехали на занятие.

 На пол кладу два обруча: синий и красный.

 Обручи пересекаются и имеют общую часть.

- В синий обруч положим билеты-фигуры красного цвета

- В красный обруч  билеты - фигуры треугольной формы.

- Остальные — внутри обоих обручей.

Дети выполняют задание, отвечая на вопросы.

- Какой формы у тебя фигура?

- Какого цвета?

- Куда ты ее положил? Или:

- Куда ты положил свою фигуру? Почему?

Воспитатель предлагает детям занять свои места.

 

Пальчиковая гимнастика   «Проснись – потянись»

Ладони крепко прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, не отрываются от стола.

Большой палец — Иван,

указательный — Степан,

средний — Сергей,

безымянный — Матвей,

мизинец — Никитушка.

Все пальчики-мальчики крепко спят.

Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи.

Иваны проснулись, потянулись!

Большие пальцы обеих рук поднимать как можно выше; опустить.

Так же до Никитушки.

Воспитатель: давайте поиграем в игру   «Цепочка»

Посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры разного цвета, формы и размера  вот из них мы и выложим цепочку.

 Выкладываем слева – направо. Так чтобы последующая фигура отличалась от  предыдущей двумя признаками: цветом и формой.

 Воспитатель:  У меня получилась вот такая цепочка, а у вас?

                       Посчитайте, сколько всего фигур вы положили?

                       Красных сколько, какие? Красный круг, какой по счёту лежит? Жёлтых фигур сколько, какие,  чем   отличаются? Одна фигура, какой формы, цвета, размера? По счёту прямоугольник, квадрат?

 

Зрительная гимнастика.        Кто помнит кокой сегодня день недели?  

   -  В среду в жмурки мы играем,

       Крепко глазки закрываем.

       Раз, два, три, четыре, пять,

       Будем глазки открывать.

       Жмуримся и открываем

       Так игру мы продолжаем.

Игра «Собери картинку» Блоки Дьенеша

перед тем, как попрощаться с нашим другом, мы научим его собирать картинки.

Дети из геометрических фигур собирают изображения предметов

- Что получилось у Максима? У Ани? (ответы детей).

- Киндеру  очень понравилась эта игра! Он тоже будет играть составлять картинки.

Дыхательная гимнастика.  « Подыши одной ноздрёй….»

Сидя, туловище выпрямлено не напряженно.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки левой делать тихий продолжительный вдох, как только вдох окончен, открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальцем левой руки.

Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох. (3-6 раз)

Пришло время помочь Киндеру - сюрпризу. Давайте посмотрим, что же случилось с его ковром – самолётом. Ой, что это да ковёр – самолёт весь в дырках не исправный  надо починить его.

Воспитатель: Вот так дела!

Но мы его с вами отремонтируем, правда, ребята?

Воспитатель: берите геометрические фигуры – это «заплатки» для «ковра-самолета». Вам нужно быть внимательными, чтобы подобрать те «заплатки», которые подходят для ковра.

Как называется эта геометрическая фигура? (Ответы детей).

Положите, пожалуйста, эту фигуру в нужное место. (Дети находят фигуры – заплатки и кладут на ковер)

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Быстро справились с этим заданием. Теперь Киндер – сюрприз может лететь.

Воспитатель: Ребята вам сегодня понравилось занятие?

 Какое задание для вас было сегодня самым трудным?

А самым легким?

 А самым интересным?

 Молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали! 

Киндер  – Сюрприз: Ребята, спасибо.  

Я многому у вас научился, и буду учить своих друзей.

Я хочу вас отблагодарить угощаю сюрпризами.

До свидания всего вам хорошего.

 

Звучит  музыка, дети садятся и едут в поезде с кидерами – сюрпризами.



Предварительный просмотр:

МБДОУ « Филиминовский детский сад»

Воспитатель: Доронина Т.В.

Конспект НОД в подготовительной группе с палочками Кюизенера

 «День рождения»

Цель воспитателя:

 Закрепление умений по пройденному материалу.

Использование палочек Кюизенера в развитии  познавательных  способностей  детей.
Обучающие задачи:

Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. 

Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.

Развивающие задачи: 

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Активизировать словарный запас детей; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, через пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. 

Воспитательные задачи: 

Воспитывать  дружеские отношения между детьми, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математике. 

Планируемый результат  (п.4.6 ФГОС ДО) 

- проявление интереса к окружающим предметам и активные действия с ними;

- эмоциональное вовлечение в действия с предметами;

- стремление к проявлению настойчивости в достижении результата своих действий;

- владение активной речью, включенной в общение;

- стремление к общению со взрослым и активное подражание ему в движениях и действиях;

- наблюдение за действиями сверстников и подражание им;

- проявление интереса к беседе, рассматриванию картинок

Материал:

 комплект цветных счетных палочек Кюизенера каждому ребёнку; схема девочки  / 2 голубые,  3 белые,  4 красные, 4 розовые,  1 жёлтая,

1 фиолетовая, 1 чёрная, 1 бордовая/.

Демонстрационный материал: картинки , плоскостные цветные числа(лесенка,  девочка)

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент.  

Дети выстраиваются в круг на ковре.

 Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…» Здороваются.

Сегодня на улице и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

     Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

                             Встали все мои друзья.

                             Мы сейчас пойдем налево,

                             А потом пойдем направо.

                             В центре круга соберемся,

                             И на место все вернемся.

                             Улыбнемся, подмигнем,

                             Заниматься все начнем.

Воспитатель: Нас сегодня снова ждут наши любимые цветные палочки.

                       ( Предлагает занять свои рабочие места).

Что они для нас придумали? В  последнее воскресенье ноября, какой  молодой российский праздник. День Матери.

  Сегодня мы поможем устроить день рождения, маме  (показываю схему) 

Задание №1 

Выкладывание образа мамы по схеме.

Воспитатель: предлагает детям сделать маму из палочек, диктуя последовательность.

- Положите голубые палочки одна под другой. Эта голова.

 Какие палочки по длине? Равные, одинаковые.

- Из двух белых палочек сделайте бантики.

- Белый кубик – шея,  где он лежит? Под голубым.

- Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.

-А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек.

Какие красные палочки по длине? Равные, одинаковые.

- Сделайте юбку из палочек  жёлтого, фиолетового, чёрного,

бордового цвета.

Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая?

А бордовая палочка, какая по длине? Самая длинная.

-Сколько осталось розовых палочек? Четыре.

 Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.

 - Какое число обозначает розовый цвет? Число два.

- Сколько палочек пошло на юбку? Кофту?

-Получилась красивая мамочка.

Воспитатель: а теперь мама будет готовиться к приёму гостей.

Задание №2

Воспитатель: к нам день рождения спешат друзья

                        Пончиков Жора и Быстроногов  Кирилл.

ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ» Пончиков Жора – большой  обжора.

Он очень любит сладкое, и хочет достать торт на самой высокой ступеньке лестницы. Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.

Быстроногов  Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как вы думаете, кому же достанется торт? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему?

 Помогите  мальчику благополучно добраться до чёрной ступеньки.

Дети строят лесенку.

Мама предложила  мальчикам  поиграть.

ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»

 Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.

Что скажет Жора он стоит на  фиолетовой  палочке, Кириллу,

 стоящему на  чёрной?

Придумайте короткие и длинные «разговоры» мальчиков.  

 «Я ниже тебя»  «Я меньше тебя»,

 «Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»

«Я стою между тобой и жёлтой палочкой», «Я твой сосед слева»

«Чтобы стать таким, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»

«Я младше тебя»

«Я фиолетового цвета, а ты – нет»,  «Я – число 6, а ты – нет»

«Я состою из шести белых чисел, а ты – из семи»

 «Я стою на шестом месте, а ты – на седьмом

Пальчиковая гимнастика с речевым произношением.

« Мы по лесенке шагаем, и ступеньки все считаем

  Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной

Первая - белый листок, вторая - розовый лепесток,

 третья – как голубой океан, четвёртая – словно красный тюльпан,

 пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - фиолетовый букет,

 седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, девятая - синий мой лимузин,

десятая - оранжевый апельсин».

А мы для мамы сделаем подарок полосатую салфетку.

Задание №3

 Выкладывание полосатой салфетки  (по словесной инструкции).

Воспитатель: Покажите палочку, которая обозначает число пять.

Какого она цвета? (жёлтого).

Из палочек жёлтого цвета сделайте квадрат.

Сколько вам потребовалось палочек?

Какими ещё словами, можно назвать квадрат? (четырёхугольник, многоугольник).

Из жёлтых  палочек вы сделали кайму салфетки, она получилась квадратной формы.

 Первый ряд внутри каймы «вышьем белыми нитками».

 Второй – «красной и белой нитками»

Третий – «голубой и розовой»

 Четвёртый –« розовой и голубой»

Пятый – «белой и красной»

Получилась полосатая салфетка.  Подарок готов.

Вопросы: Какое число обозначает жёлтый цвет?

Красный, голубой,  розовый?

 Сколько рядов палочек получилось в салфетке?  - Пять.

Число пять состоит из пяти единиц. Число пять может состоять из двух меньших чисел.

А теперь каждый ряд обозначим числами.

4+1=5     3+2=5       2+3=5               1+4=5

Уберем все палочки в коробку.

Мы сейчас пойдём в магазин поможем  маме купить продуктов для приготовления праздничного ужина.

Физкультминутка:

Мы приходим в магазин (ходьба на мете)

Без лукошек и корзин (сгибают руки в локтях, прижимают кисти к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон (загибают пальцы)

Колбасу и макарон, сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахвалу.

Молок, кефир, сметану, кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец (руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец! (рукопожатие)

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание было для вас трудным? 

 Что запомнилось, о чем вы сегодня расскажете дома маме и папе?

Вы у меня молодцы. Все старались, были внимательными, отвечали на вопросы, помогали друг другу.

Мне очень понравилось.

Принимайте угощения от мамы.

Если останется время.            Задание »Печенье»

Таня замесила тесто и приготовила из него колбаску синего цвета, возьмите палочку синего цвета. Интересно, сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько (показываю голубую палочку). Что для этого нужно сделать? Измерить.

Дети выполняют измерение и выясняют, сколько получилось печенья.

Воспитатель:   колбаска – это целое,  а печенье – часть.

 Что больше: часть или целое? Сколько частей в целом? Какая часть приходится на одно печенье?

                          Покажите одну третью часть.

                          Покажите одну пятую часть?

Воспитатель:   Печенье готово, теперь Таня будет ждать гостей