Главные вкладки

    Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников
    статья по математике (старшая группа)

    Стругова Галина Николаевна

    консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Работа по самообразованию385.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждений муниципального образования «Город Архангельск»

    «Детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик»

    ТЕМА «Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций детей дошкольного возраста»

    H:\премия Главы Стругова\фото\IMG_0680.JPG

                                                                           Подготовила:

    Стругова Галина Николаевна,

     воспитатель высшей

     квалификационной    

     категории

                                                                  Архангельск 2019г.

    Жизнь ускоряет свой темп с каждым годом, и с каждым годом новые технологии и разнообразные способы распространения информации охватывают все сферы нашей жизни. Человек, не сумевший адаптироваться, не готовый к постоянному потоку новой информации, просто не может найти себе место под солнцем. И наша задача заключается в том, чтобы научить детей ориентироваться в этом беспрерывном потоке информации, не просто вложить в детские головы груз базовых знаний по общим дисциплинам, но пробудить исследовательский, познавательный интерес, постоянную тягу к новым знаниям. И это, на мой взгляд, первостепенная задача, важность которой нельзя переоценить.

     Спросите у ребёнка, что он любит делать? Что он ответит? Конечно, каждый ребёнок скажет, что он любит играть. Здесь возникает противоречие: желание взрослых как можно раньше подготовить ребенка к школьному обучению и желание детей играть.

    Как же прийти к компромиссу? На самом деле всё достаточно просто: нужно организовать обучение и воспитание в игровой форме. Это тем более актуально сегодня, в условиях реализации ФГОС ДО, которые выделяют приоритет игровой деятельности как основной на этапе дошкольного детства.

    Именно поэтому я поставила перед собой цель:

    Создать условия для развития мыслительных операций в процессе игровой деятельности. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

    - Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.

    - Развивать сенсорные, интеллектуальные, творческие способности

    - Осваивать  средства и способы познания (конструирование, моделирование, соотнесение, сравнения и т.д.)

    Как вы думаете, где ребёнок может реализовать свою творческую познавательную активность? Безусловно, только в практических видах деятельности. Именно поэтому в первую очередь возникла необходимость наполнения развивающей предметно-пространственной среды играми.

    Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых пособий и методик для развития интеллектуальных способностей –  развивающие игры  Воскобовича и Никитина, игры на составление целого из частей и на воссоздание фигур силуэтов, универсальные пособия палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. И я, конечно, использую их в своей педагогической практике.

    Но сегодня я хочу поделиться своей системой работы с логическими блоками Дьенеша.

    Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту - это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.

    Создатель этого «глубокого» методического пособия Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский автор прогрессивной методики обучения детей - «новая математика». Суть его подхода  к изучению математики заключается в том, что математические знания дети получают играя. Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.

    В дальнейшем я сама убедилась в том, что использование логических блоков в играх с  дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение

    Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.

    Формально игры  можно разделить  на последовательную цепочку:
    - сначала учим детей выявлять свойства
    - затем сравнивать предметы по найденным свойствам
    - переходим к классификации, обобщению
    - осваиваем логические операции и язык символов.

    И так по порядку.

    Работу с блоками Дьенеша я начала с детьми младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Дети выстраивали из блоков дорожки, домики и башенки, взвешивали и вылавливали из воды, закапывали в песок.

    После самостоятельного знакомства с блоками мы перешли к играм и упражнениям. Уже в самом начале блоки Дьенеша привлекли внимание детей своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной и поэтому блоки успешно использовались в сюжетных играх как предметы заместители. Мы угощали медвежат печеньем, помогали ёжику и зайцу собрать листочки осенью. В качестве печенья и листочков выступали блоки Дьенеша. Такие игры способствовали развитию умений сравнивать предметы по их свойствам.

    У детей моей группы очень популярна игра «Художники». Дети «рисуют» картины по «эскизу». В младшей группе это конструирование путём наложения, а старшим детям я предлагала придумать название своим картинам и организовать выставку.

    Один из вариантов логических игр для детей - игры с обручами. С помощью таких игр дети научились классифицировать блоки по свойствам. При подготовке к таким играм, я первоначально сформировала у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. В младшей группе мы играли с одним обручем, выделяя один признак, затем с двумя. В средней группе задание усложнялось тем, что обручи пересекались и ребята выделяли одновременно два свойства. И наконец, самые сложные задания для детей старшего возраста с тремя обручами и областями их пересечений – дети классифицировали блоки одновременно оперируя тремя свойствами. Конечно, в каждую игру я вводила героя и сюжет, и дети всегда эмоционально реагировали на проблемную ситуацию.

    Ещё один вариант игр - игры с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вначале мы рассматривали эти карточки, уточняли, какие свойства обозначены на них. На этом этапе дети овладели возможностью давать определение разным блокам и самостоятельно кодировать информацию. В своих играх дети путешествовали на поезде, прежде расшифровав код билета. Составляли бланки заказы для игры в магазин. Строили города и транспорт, «рисовали» животных, помогали сказочным героям. Хочется отметить, что дети всегда играли увлеченно, проявляли настойчивость в достижение результата.

    В подготовительной группе я предлагала детям более сложные по содержанию игры - «Логический поезд», «Мозаика цифр», «Код в сундуке», «Поиск затонувшего клада». Эти игры способствовали развитию логического мышления и вычислительной деятельности, умению расшифровывать закодированную информацию и действовать по алгоритму.

    Много вариантов игр представлено в альбомах издательства «Корвет».  А когда этих игр стало недостаточно, я построила по их принципу другие увлекательные игры.

    Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций.

    Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На собраниях и консультациях рассказывала, как заинтересовать детей развивающими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могли использовать для досуга дома. Провела мастер-класс по использованию развивающих игр в совместной деятельности, подготовила буклеты и памятки для родителей. Такое содружество в работе принесло свои плоды: помогло закрепить знания детей и поддерживать стойкий познавательный интерес.

    Ожидаемые результаты:

    1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать.
    2. Использование занимательного игрового материала в непосредственно образовательной деятельности и в играх самостоятельного характера.
    3. Сформированы сенсорные эталоны и умения сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.
    4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук

    И в конце хочу всем пожелать: начните играть с детьми, и через короткое время вы всё поймете сами!

    Практическая работа:

    Сейчас мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми играми, которые помогут вам понять насколько интересно, занимательно играть с блоками, сколько мыслительных операций необходимо задействовать, чтоб выполнить задание.

    1. "Магазин"  Перед вами товар. У вас кошелек с денежками. Вы можете купить любой товар.

    2. Познакомимся с блоками.  Игра  "Посади цветочек" перед вами блоки, они имеют 4 свойства (выставляю пособие) цвет, размер, толщина, форма. Посадим первый цветок: красный, большой, тонкий, круглый как роза.   Второй цветок:  синий, маленький, толстый квадрат, как незабудка.          Третий цветок: желтый, маленький, тонкий треугольник, как мать-мачеха.

    3. Перед вами три цветочка, рядом с ними посадим еще цветы, но рядом с первым посадите такой же, только измените размер

    - рядом со вторым посадите такой же, только не синий.

    - с третьим посадите такой же, только квадратной формы.

    4. Игра с кодовыми карточками. Раскодируйте предложенные вам карточки.

    5. Логический поезд. Посмотрим, кто на какой поезд купил билет?!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план игр с логическими блоками Дьенеша,направленных на развитие логического и математического мышления детей в старшей группе.

    Логические блоки Дьенеш - это уникальный по своим свойствам и возможностям дидактический материал, который развивает у дошкольников логико – математические представления и умения. В данном материале ...

    Консультация для родителей на тему «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления ребенка»

    Консультация знакомит родителей с логическими блоками Дьенеша и способами их использования с работе с детьми...

    Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

    Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...

    Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

       Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

    Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления

    Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только по математике, но и информатике. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основам...

    Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

    Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

    Опыт работы подготовила: воспитатель первой категории Бондарчук Ю.В «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

    В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой ...