Консультация для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Николаева Луиза Александровна

 

                Здесь можно найти консультацию для педагогов на тему "Блоки Дьенеша, как средство развития логического мышления у дошкольников"        

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedaggov.docx423.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по физическому развитию детей№34 «Крепыш» города Новочебоксарска

                 

                        Консультация для педагогов по теме:

                  «Блоки Дьенеша, как средство развития

                 логического  мышления у дошкольников»

                                     Подготовила:

                                                                  воспитатель

Николаева Луиза Александровна

           

  г. Новочебоксарск 2020  г.

    Процесс обучения и воспитания детей в детском саду направлен на всестороннее развитие ребенка. Одна из важнейших задач развития ребёнка - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

   Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

    В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

     Поэтому одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников, особенно важным, на наш взгляд, является формирование логического мышления дошкольников.

        Задачи развития логических способностей на этом этапе таковы:

• Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).

• Совершенствовать у детей такие умения, как:

- умение сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;

- систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;

- вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;

- отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.

       К концу старшего дошкольного возраста, дети могут делать следующие логические операции: сравнение, абстракция, обобщение, анализ и синтез.

        Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности логического мышления умения, можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

     Осуществление этих задач возможно при наличии богатой предметно-развивающей среды в группе.

      Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Нельзя обойтись без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:  а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);  б) трёх цветов (красный, синий, желтый);  в) двух размеров (большой, маленький);  г) двух видов толщины (толстый, тонкий).  Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:  формой, цветом, размером,  толщиной.  В наборе нет ни одной  одинаковой фигуры   Давайте вспомним, что же входит в дидактическое пособие «Логические Блоки Дьенеша». Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) трёх цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими  фигурами используются карточки с символами свойств:  цвет - обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий); зачеркнутые символы – отрицание какого-либо свойства фигуры.  Также в играх с логическими фигурами могут быть использованы альбомы.   Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Цвет – обозначается пятном; форма – контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); величина – силуэт домика (большой, маленький); толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий); зачеркнутые символы – отрицание какого-либо свойства фигуры. Также в играх с логическими фигурами могут быть использованы альбомы.

Задачи использования логических блоков в работе с детьми:

      • Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

      • Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

     • Дать первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

     • Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.

    • Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.

    • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Давайте рассмотрим, какие же задачи можно решать, используя Логические Блоки Дьенеша. (прочитать по одной строчке).

Я, думаю, со мной согласятся все присутствующие здесь педагоги, что при решении всех этих задач, развитие ребенка будет всесторонним.

Логические Блоки Дьенеша можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами. Весь комплекс игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен встать. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

Весь комплекс игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен встать. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

Свою работу с Блоками Дьенеша, мы начали со среднего возраста. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4—5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Материалы и пособия «Логические Блоки Денеша», позволили организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Для детей постарше предлагались игры на разбиение на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. Логические блоки помогали ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными для общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».

       

      Формы организации работы с логическими Блоками Дьенеша.

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, моделирование и др.).

  3. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

     Можно использовать следующие формы организации работы с логическими блоками с дошкольниками:

1.НОД. Игры с логическими блоками используются в образовательной деятельности как часть занятия для закрепления знаний и представлений дошкольников; также можно использовать сюжетно-игровые занятия по ФЭМП, полностью основанные на играх с блоками Дьенеша.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (игры развивающие, подвижные, сюжетно – ролевые; экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок, развитие и усвоение навыков звукового анализа слова и т.п.)

 

  Ведущая педагогическая идея состоит в том, что для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания и умения использования блоков Дьенеша и карточек-схем к ним применительно к новым обстоятельствам.

     Отбирая методы и приёмы, мы, как воспитатели, всегда помним, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому при использовании блоков Дьенеша преимущество всегда отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, а также экспериментированию, решению творческих и проблемных задач в практической деятельности.

Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников в процессе действий с блоками Дьенеша – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – можно применять во всех видах деятельности в ДОУ.

  Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики.  Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления детей Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей, формируя при этом логическое мышление.

Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики.

Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей, формируя при этом логическое мышление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления ребенка»

Консультация знакомит родителей с логическими блоками Дьенеша и способами их использования с работе с детьми...

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытомЗадачи:познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного...

Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников

консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...

Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

   Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...

Консультация для педагогов: Авторские развивающие игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.Цель: Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших д...