Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»
презентация по коррекционной педагогике

Щербонос Мария Геннадьевна

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытом

Задачи:

  • познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
  • обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
  • развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_master_klass.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытом

Задачи:

  • познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
  • обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
  • развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

(Слайд 1 титульный)

Практика.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить». Это высказывание философа Иммануила Канта является девизом всей моей работы по развитию логического мышления у дошкольников.

1. На первом этапе мы знакомим детей с блоками Дьенеша. Как дети  могут с ними познакомиться? Посмотреть, потрогать, пощупать, поиграть. Да, мы можем предложить с ними поиграть. Попробуйте и вы поиграть (участники фокус группы производят любые манипуляции с блоками). Целесообразно начать систематическую работу со второй младшей группы. Пока дети знакомятся с блоками мы изучаем уровень развития ребенка, чтобы определить степень сложности предлагаемых заданий. (Слайд 2)

Автор этой технологии Золтан Дьенеш –  венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы.

Назовите чем отличаются блоки (ответы участников, обобщить). Они обладают 4 свойствами. (Слайд 3) Эти выводи делают сами дети в процессе игры.

1 комплект состоит из 48 геометрических фигур. Но стоит отметить что в наборе вы не найдете двух абсолютно одинаковых фигур. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. (Задание: покажите фигуру жёлтого цвета…)

2. На втором этапе они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем. Кодировать и декодировать информацию с помощью карточек с символами свойств, и карточек обозначающих отсутствие свойств. (Слайд 4)

Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.(Задание: покажите квадрат не красный… Попросить показать фигуру используя зрительный анализатор ) 

Объединитесь в команды по три человека. Выложите на столе из шнурков три круга, так что бы они пересекались друг с другом и образовалось 7 областей.  (Сразу не показывать слайд, чтобы  подумали сами) Детям мы можем предложить обручи. Сначала игры с одним обруч, затем с двумя и потом с тремя. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. (Слайд 5)

Задание. Разложите блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все круглые, а внутри желтого все большие. Развивает мышление память, внимание, умение работать в команде.

При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

Отпуск.

Ассоциативное мышление. Сейчас предлагаю выйти в центр зала. Возьмите из корзины любой блок. Блоки Дьенеша помогают развивать ассоциативное мышление. Обратите внимание, какого он цвета и на первую букву назовите город, в который вы бы хотели поехать отдыхать. В последний день зимы кажется, что летний отпуск уже совсем рядом! А теперь скажите, на какой предмет необходимый в отпуске, он похож.  Объединитесь в группы по цвету, по форме. (Участники складывают блоки в корзину). А теперь станьте в пару с тем с кем вы еще не были. В таком составе сядьте за стол.

Воображение. Выложите любой вид транспорта, на котором вы бы хотели отправитесь в отпуск. У вас есть 15 секунд. Такие игры развивают воображение, учат моделировать. Какой транспорт выложили вы? (Слайд 6)А теперь в паре выложите растение, которое хотели бы встретить в отпуске.  У вас есть 15 секунд. Подобные игра способствуют так же развитию творческих способностей, умения работать в команде, договариваться, воспринимать инструкцию. Какое растение выложили вы?

3. На третьем этапе мы учим оперировать 3-4 свойствами блоков.

Логический поезд. (Слайд 7)  Вот вам билеты на поезд. У нас есть три поезда под номерами 1234, 5678, 9101112. В каком поезде поедите вы? (раздать карточки, на столе положить поезда) Теперь положите любой блок сверху на локомотив. (Слайд 8) Далее необходимо загрузить все вагоны меняя только одно свойство предыдущего блока. Выбираем любой алгоритм изменения свойств: первая, вторая или третья строка. Приступаем. У вас есть 1 минута.

Архитекторы. Объединитесь в команды по 3  человека выложите развлекательный комплекс и презентуйте его нам. Необходимо дать название, разрекламировать, чтобы все остальные тоже захотели его посетить.

Можно усложнить задание и предоставить для начала схему отбора строительного материала. (Слайд 9,10)

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Логические блоки Дьенеша можно использовать как на занятиях так и в самостоятельной деятельности, а также в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Презентация развлекательного комплекса.

Фото. Как можно сохранить, запечатлеть  воспоминания о нашем отпуск. С помощью фотографии. Садитесь поудобнее. Сейчас проверим какие мы фотомодели. На правое колено кладем любой блок не синий, не большой. На левое колено не красный не толстый блок. В левую руку не маленький, не желтый, не тонкий, а в правую руку такой блок формы которой еще не было. И на голову большой, синий и толстый. Подобные упражнения развивают мышление, умение ориентироваться в пространстве, способствуют формированию правильной осанки. Внимание сейчас вылетит птичка. Улыбаемся.

Вы многому сегодня научились и я думаю способны самостоятельно придумать игру или дидактическое задание, используя блоки Дьенеша, сформулируйте название и цель игры. Работа в паре. У вас есть 15 секунд. 

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога. (Слайд 11,12)

Презентация участниками проекта дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Логико-математические игры как средство развития логического мышления детей"

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками...

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников

консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...

Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста»

В данном материале представлена система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша....

Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...