Консультация для педагогов: Авторские развивающие игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.

Цель:

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших дошкольников, используя авторские наглядные пособия.

 

Задачи:

-Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

- Повышать профессиональной компетенции педагогов

- Обобщать передовой опыт

- Развить коммуникативные качества педагогов,

- Повышать уровень профессионализма воспитателей, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Видеопрезентация, компьютер, наглядные пособия для развивающих игр.

 

Такие пособия, в форме развивающих игр,  очень разнообразны.

Различные  виды счётного материала, игр на развитие логического мышления,  демонстрационный  и раздаточный материал , используемый на занятиях по ФЭМП   у старших дошкольников в форме развивающих игр,  можно изготовить  своими руками.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

В своей работе использую разнообразные  наглядные пособия по математике, которые создаю своими руками.  Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности. Я попробовала заменить их на  прищепки . Прищепки потому что они дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

 

  1. Карточки « Паровоз и вагоны» на количественный счёт.

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20. Знакомство с числами второго десятка. Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),

Знакомство с составом чисел от 0 до 10. Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);

 

 

  1. Карточки  где знаки действий и знак отношения (равно ) уже даны.

Ребёнок составляет пример ( используем прищепки).

    

   3.Кароточки на закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7       больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

      Игра « Больше-меньше» , «Равенство-неравенство». Педагог использует прищепку с цифрой( камешки пронумерованные) , дети должны правильно подобрать вариант ответа ( выбрать большую или меньшую цифру, решить заданный пример).

 Хочу остановиться на камешках.  Помимо прищепок используем  камешки,  так как их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми. Камешки приятны на ощупь. Игры с этим незатейливым пособием  способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировке, зрительно-двигательной координации у детей.

Мы с ребятами играем в игру « Сказка про камешки»

-Можно добавить как элемент-ракушку. Предложить детям задание на порядковый счёт. Какая ракушка посчёту?

 

  1. Карточки для правильного подбора пропущенных цифр .

 С помощью прищепок или камешков заполнить пропуски.

 Игра « Подбери пропущенные числа»

 

  1. Карточки  для закрепления умения определять последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой.

 

  1. Игра на совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Устный счёт.

« Стаканчики»

 

  1. Игры. « Логичекие задачки»

 Развивать внимание, память, логическое мышление.

Педагог читает задание . Воспитанникам даётся время на обдумывание ответа.

 

- Как только груша падала с дерева, её начинал есть червяк.

-Подумай, какая груша упала раньше всех?

-Какая груша упала позже всех?

-Почему?

            - Какого цвета свечку зажгли раньше?

              -Какую позже?

           -Какие свечки ещё горят?

-Какие уже погасли?

 

-Какого цвета матрац лежит ниже всех?

-Какого цвета – выше всех?

-Какой матрац положили раньше других?

-Какой позже?

 

- Кто прыгнул выше всех?

        -Кто - ниже всех?

     -Кто – дальше всех?-Кто прыгнул ближе всех?

 

8. Математические пазлы - запоминаем порядок цифр и их графический образ.

Дополнительно можно подключить функцию автоматизации нужного звука, работу над слоговой, связной речью и даже артикуляционную гимнастику. На примере дифференциация звуков Ж-Ш.

9.«Гусеница-счетовод»

 В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Но интереснее для ребёнка будет « Гусеница-счетовод» , это пособие поможет в самом начале изучения цифр и количества! Ребенок видит не только цифру, но и количество пуговиц, которое соответствует цифре!

10. Карточки на идентификацию дробей.

Правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

 

11. Игра «Капризный покупатель».

Официально разрешаем малышам капризничать . Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Игра  на развитие  пространственного мышления. Знакомимся с предлогами "перед", "за", "под", "над"

Предложите ребёнку повторить позицию фигур на примере. Проговаривайте предлоги места ( за, перед, под, и др.). Заодно будет запоминать цвета, знакомиться с разными геометрическими фигурами.

 

12. Игра «Косточка для собачки». Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

Вашему ребенку предлагается выполнить упражнения и задания, которые помогут развить логическое мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность и память. Детям необходимо вовремя научиться рассуждать, сравнивать, выявлять закономерность, классифицировать и решать логические задачки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_avtorskie_razv_igry.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

МОУ СОШ №24 «Ласточка» дошкольное отделение

Консультация для педагогов:

Авторские развивающие игры, как средство развития логического мышления

старших дошкольников.

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Салопова В.А.

г.о.Подольск,

2023г.

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников.

Цель:

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старших дошкольников, используя авторские наглядные пособия.

Задачи:

-Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

- Повышать профессиональной компетенции педагогов

- Обобщать передовой опыт

- Развить коммуникативные качества педагогов,

- Повышать уровень профессионализма воспитателей, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

Видеопрезентация, компьютер, наглядные пособия для развивающих игр.

Такие пособия, в форме развивающих игр,  очень разнообразны.

Различные  виды счётного материала, игр на развитие логического мышления,  демонстрационный  и раздаточный материал , используемый на занятиях по ФЭМП   у старших дошкольников в форме развивающих игр,  можно изготовить  своими руками.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Использую разнообразные  наглядные пособия по математике, которые создаю своими руками.  Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности. Я заменить их на прищепки . Прищепки потому, что они дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

  1. Карточки  «Паровозик» на количественный счёт.

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20. Знакомство с числами второго десятка. Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),

Знакомство с составом чисел от 0 до 10. Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);

  1. Карточки,  где знаки действий и знак отношения (равно ) уже даны.

Ребёнок составляет пример (используем прищепки).

     

   3.Кароточки на закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7       больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

      Игра «Больше-меньше» , «Равенство-неравенство». Педагог использует прищепку с цифрой( камешки пронумерованные) , дети должны правильно подобрать вариант ответа ( выбрать большую или меньшую цифру, решить заданный пример).

 Хочу остановиться на камешках.  Помимо прищепок используем  камешки,  так как их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми. Камешки приятны на ощупь. Игры с этим незатейливым пособием  способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировке, зрительно-двигательной координации у детей.

Мы с ребятами играем в игру « Сказка про камешки» 

-Можно добавить как элемент-ракушку. Предложить детям задание на порядковый счёт. Какая ракушка посчёту?

  1. Карточки для правильного подбора пропущенных цифр .

 С помощью прищепок или камешков заполнить пропуски.

 Игра « Подбери пропущенные числа»

  1. Карточки  для закрепления умения определять последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой.

  1. Игра на совершенствование навыков количественного счёта в пределах 10. Устный счёт.

« Стаканчики»

  1. Игры. « Логичекие задачки» 

 Развивать внимание, память, логическое мышление.

Педагог читает задание . Воспитанникам даётся время на обдумывание ответа.

- Как только груша падала с дерева, её начинал есть червяк.

-Подумай, какая груша упала раньше всех?

-Какая груша упала позже всех?

-Почему?

            - Какого цвета свечку зажгли раньше?

              -Какую позже?

           -Какие свечки ещё горят?

-Какие уже погасли?

-Какого цвета матрац лежит ниже всех?

-Какого цвета – выше всех?

-Какой матрац положили раньше других?

-Какой позже?

- Кто прыгнул выше всех?

        -Кто - ниже всех?

     -Кто – дальше всех?-Кто прыгнул ближе всех?

8. Математические пазлы - запоминаем порядок цифр и их графический образ.

Дополнительно можно подключить функцию автоматизации нужного звука, работу над слоговой, связной речью и даже артикуляционную гимнастику. На примере дифференциация звуков Ж-Ш.

9.«Гусеница-счетовод»

 В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Но интереснее для ребёнка будет « Гусеница-счетовод» , это пособие поможет в самом начале изучения цифр и количества! Ребенок видит не только цифру, но и количество пуговиц, которое соответствует цифре!

10. Карточки на идентификацию дробей. 

Правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

11. Игра «Капризный покупатель». 

Официально разрешаем малышам капризничать . Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Игра  на развитие  пространственного мышления. Знакомимся с предлогами "перед", "за", "под", "над"

Предложите ребёнку повторить позицию фигур на примере. Проговаривайте предлоги места ( за, перед, под, и др.). Заодно будет запоминать цвета, знакомиться с разными геометрическими фигурами.

12. Игра «Косточка для собачки». Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

Вашему ребенку предлагается выполнить упражнения и задания, которые помогут развить логическое мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность и память. Детям необходимо вовремя научиться рассуждать, сравнивать, выявлять закономерность, классифицировать и решать логические задачки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

Консультация для педагогов на тему: « Игра, как средство развития, воспитания и обучения дошкольников». ФГОС

Игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.Игр...

Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

   Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

"Развивающие игры, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассмотрена тема развивающих игр как средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Авторы отмечают, что развитие логического мышления ребёнка дошкольного возрас...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...