Консультация для педагогов «Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»
консультация

Романова Виолетта Сергеевна

Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста, они развивают, радуют, воспитывпют, учат соблюдать правила игры. 

Игры помогают организовать детей, развивать эмоциональность, образность восприятия музыки, чувство ритма, гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, чувство сопереживания.
 Применение игровых методик в музыкальном образовании помогает детям интегрировать музыку в свою повседневную жизнь, развивает их творческий потенциал, социальные навыки и способности к концентрации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Музыкальные подвижные игры как средство развития

творческих способностей дошкольников»

       В игровой деятельности дошкольников подвижная игра занимает очень важное место.  Она является одним  из самых любимых занятий детей, поскольку вызывает у них радостные эмоции, а обогащённая эмоционально,  незаметно воспитывает  и развивает их.  

     Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Начиная с ясельного возраста, музыкальные подвижные игры, наравне со слушанием музыки, подпеванием, музыкально-ритмическими движениями,  помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству.  

      В процессе музыкальных подвижных игр  развиваются индивидуальные способности ребенка, его инициатива, находчивость, умение исполнить индивидуальную роль с определённым заданием. Также развиваются и его музыкальные способности, так как в игровой форме ребёнок испытывает разнообразную гамму чувств, переданных музыкой, научается вслушиваться в музыкальное сопровождение подвижных игр, различать его выразительные возможности.

     В музыкальные подвижные игры дошкольников вовлекают музыкальный руководитель или воспитатель при помощи игрушки. Как правило, именно она в игре исполняет ведущую роль. В течении времени эта роль постепенно передается одному из детей. В подвижных играх с участием младших дошкольников важным элементом являются атрибуты: маски, шапочки, накидки  

       Для того, чтобы вхождение в игру было плавным и максимально эффективным, взрослые используют небольшие стихи, потешки, сюжетные рассказы. При этом очень важным является выразительность произнесения текста, ведь для музыкальных подвижных игр, важной составляющей является его ритмическая основа. Таким образом малыши знакомятся с ритмом, его присутствием в их жизни.

    В таких играх важно научить детей подчиняться простым правилам и действовать по определённому сигналу.  С включением в подвижную игру музыки дети учатся внимательно слушать её  и согласовывать свои действия с её началом, а по мере развития с её ритмом и темпом.

        Таким образом, музыкальные подвижные игры помогают ребёнку проявить свои способности и развить их, и при должном внимании со стороны педагогов они становятся важной частью не только его двигательной активности, но и развивают его творческие способности, помогают ближе познакомиться с удивительным миром музыки.

. Игры помогают организовать детей, развивать эмоциональность, образность восприятия музыки, чувство ритма, гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, чувство сопереживания. Тем самым, игровой метод несет в себе необходимые условия и для формирования, как личностных качеств, так и нравственных убеждений ребенка. Музыкальные игры способствуют формированию музыкального слуха. Через игровую форму дети начинают различать музыкальные звуки, ритмы и мелодии, что помогает им развивать музыкальный слух и восприятие звучания. Это не только развивает музыкальные способности, но также оказывает положительное влияние на развитие речи и аудиальной памяти у детей. Например, при музыкальной игре «Оркестр» используются детские шумовые музыкальные инструменты. Дети стоят в кругу, а в центре находится дирижер. Сначала дети ритмично играют, а ребенок-дирижер управляет их игрой. При изменении музыки дети кладут инструменты в круг, дирижер становится рядом с детьми. Все бегут по кругу, и как только музыка заканчивается, воспитанники хватают любой музыкальный инструмент, а последний ребенок становится другим дирижёром. В данной игре развивается внимательность и чувство ритма при игре на музыкальных инструментах. Целью игры «Музыкальный домик» является развитие навыков различения тембра звучания таких музыкальных инструментов, как бубен, металлофон и барабан. Музыкальный руководитель рассказывает детям, что в домике живут звери-музыканты. Зайчик хорошо играет на металлофоне, мишка — на барабане, а петушок — на бубне. Дети внимательно слушают, как играют звери, а затем догадываются о том, какой инструмент звучит и какой зверь исполняет мелодию. Также музыкальные игры способствуют развитию музыкальной координации. Различные игры, требующие детского участия в процессе исполнения музыки, помогают развивать моторику, ритмические и координационные способности. Например, игры, связанные с движением под музыку, способствуют развитию пластики, гибкости и координации движений у детей. Когда дети участвуют в музыкальных играх вместе с другими детьми, они учатся слушать друг друга, согласовывать свои действия. К примеру, музыкальная игра «Ручеек» начинается со звучания народной мелодии. Дети стоят парами друг за другом, руки держат «воротиками». Ведущий, проходя через «ворота», выбирает себе партнера, вытягивает его и становится с ним впереди колонны. Тот воспитанник, кто остался один, вновь становится ведущим, и игра вновь продолжается. В процессе игры дети учатся контролировать своё внимание, следить за изменениями в музыкальных темах и ритмических фрагментах. Это развивает навыки концентрации, которые могут быть полезными не только в контексте музыкального образования, но и во многих других сферах жизни. В зимних играх, таких, как «Дед Мороз», «Зимушка-зима», дети поют попевку, а далее выполняют определенные движения, перемещаясь по залу, тем самым выражая свои эмоции через музыку и взаимодействуя внутри группы, что является важной частью их социального развития. Наконец, музыкальные игры способствуют развитию творческого мышления. Проведение импровизаций, создание собственных музыкальных тем, эмоциональная экспрессия через музыку — все это способствует развитию творческого потенциала ребенка и формированию его музыкальной индивидуальности. Игра «Расскажи-ка, воробей» учит выразительно передавать игровой образ и уметь двигаться под музыку разного характера. Дети стоят в кругу, где выбирается ведущий «воробей». Под попевку ведущий двигается в центре круга, используя движения выбранного животного или птицы. Дети идут по кругу, повторяя движения. Тот, кто лучше передаст образ животного в движении, становится ведущим. Важно отметить, что музыкальная игра предоставляет возможность детям не только развивать свои музыкальные способности, но и просто радоваться музыке. Восприятие музыки как радостного и увлекательного занятия помогает создать у детей положительное отношение к музыкальному творчеству и возможностям выражения через музыку. Таким образом, музыкальная игра является неотъемлемой частью музыкального воспитания дошкольников, оказывая положительное влияние на их эмоциональное, социальное, физическое и умственное развитие. Применение игровых методик в музыкальном образовании помогает детям интегрировать музыку в свою повседневную жизнь, развивает их творческий потенциал, социальные навыки и способности к концентрации. Важно продолжать исследования в этой области и использовать музыкальные игры как эффективное средство активного музыкального развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей младших дошкольников

Статья о роли музыкальных подвижных игр в развитии детей младшего возраста. Об их влиянии на развитие индивидуальных способностей ребёнка, в том числе музыкальных....

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"

Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....