Развивающие игры по математике в детском саду
консультация по математике (старшая, подготовительная группа)

Петрова Татьяна Николаевна

 Роль развивающих математических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_po_matematike_v_detskom_sadu_statya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Николаевна,

Воспитатель,

             ГБДОУ детский сад № 39

 комбинированного вида

Калининского района СПб

Развивающие игры по математике в детском саду

Известный психолог Л. С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не                                          заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных развивающих игр, логических игр - головоломок, относится к таким методам.

Эти  игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Все развивающие математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающих математических игр в детском саду  способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учится играть в своем темпе, так как после занятий можно  еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные развивающие математические игры: «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Шар», «Игра с цветом» и другие.

Таким образом, проблема развивающей математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

      Хотелось бы обратить на игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять. Этому способствуют передовые технологии, применяемые мною в совместной деятельности с детьми.

  • «Логические блоки» Дьенеша

Это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные); цветом (красные, желтые, синие); размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

 Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей:

  • мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление),
  • творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Сначала предлагаются самые простые игры.

  • Найди все фигуры - блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).
  • Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)
  • "Цепочка"
  • Наглядные пособия, альбом «Блоки Дьенеша» (для самых маленьких), альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы»,

  • «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера.

Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.

Дети с удовольствием строят «Заборы низкие и высокие», «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку», «Мы по лесенке шагаем». Ребятам очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

  • Кубики Никитина.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывают новые узоры из кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, а эти важные мыслительные операции, используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В игре 3 варианта сложности:

1уровень – составление квадрата из 2-3 частей.

2уровень - 3-5.

3уровень - 4-7.

«Сложи узор» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

  • «Геоконт» В. Воскобича открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений

      Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу.

В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается:

  • моторика кистей и пальцев,
  • сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины);
  • мыслительные процессы (конструирование по словесной модели-алгоритму, построение симметричных и несимметричных фигур)
  • внимание, память, элементы логического мышления;
  •  воображение, творческие способности;
  • поиск установление закономерностей,
  •  пальцевую и кистевую моторику рук.

  • «Танграм», «Колумбово яйцо»

      Головоломки, состоящие из  плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. Эти игры развивают:

  •  умение играть по правилам и выполнять инструкции;

 наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие;

  • совершенствуют навыки дифференциации цвета, величины и формы; формирует комбинаторные способности;
  • учат анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры;
  • учат визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

  • Счетные палочки.

       Способствуют развитию творческого воображения, логического мышления, внимания; совершенствуют навыки изображения, анализа, преобразования геометрические фигуры.

  • Задачи-загадки. (задачи-шутки, логические концовки, лжезагадки)
  • развивают умение рассуждать, сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества, устанавливать причинно-следственные связи;
  • упражняют в нахождении противоречий в свойствах предмета или явления;
  • учат пользоваться только суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде.

       Основная роль воспитателя  заключается в организации ситуаций для познания детьми математических отношений, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

       Благодаря развивающим  играм познавательное развитие у детей в детском саду происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по математике в детском саду и дома

Максимального эффекта при формировании ЭМП у детей можно добиться используя занимательные упражнения,  развивающие и дидактические игры...

Развивающие игры по математике в детском саду.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого ра...

Развивающие игры по математике в детском саду

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Основное усилие и педагогов и...

Развивающие игры по математике в детском саду

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в рабо...

"Развивающие игры по математике в детском саду"

Для ребёнка-дошкольника - игра есть жизнь. Это положение доказано как детскими психологами, так и мастерами дошкольной педагогики. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современ...

Развивающие игры по математике в детском саду

Развивающие игры по математике в детском саду...

«Развивающие игры по математике в детском саду»

                                                      ...