Развивающие игры по математике в детском саду
консультация (подготовительная группа)

Развивающие игры по математике в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _razvivayushchie_igry.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры по математике в детском саду

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи; также имеют ряд преимуществ: активизируют познавательную деятельность детей, учат их мыслить нестандартно; развивают у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения; закрепляют полученные знания и умения, упражняют в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке; развивают такие качества, как самостоятельность и инициативность.
Из всего многообразия развивающих игр, хочется выделить такие как:  
- Развивающие игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай-ка», «Кубики для всех» и др.);
- Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);
- Игры В.В.Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты», «Прозрачная цифра», «Геовизор», Четырёхцветный квадрат» и др.);
- Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и пр.
Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше.
При всем своем разнообразии
развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.;

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации;

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному»;

4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет;

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества;
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно;

7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время;

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи;

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью;

10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.
В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно. Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.
Для ребёнка-дошкольника - игра есть жизнь. Это положение доказано как детскими психологами, так и мастерами дошкольной педагогики. В силу данных обстоятельств всегда остаются востребованными педагогами-практиками различные развивающие игры, которыми можно разнообразить, активизировать и делать максимально интересным для детей воспитательно-образовательный процесс в детском саду.

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: Союз. 2002. – 288 с.
  2. Игры по математике для дошкольников / Под ред. Козиной Л.Ю. – М.: ТЦ «Сфера». 2012. – 64 с.
  3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: «Мозаика-Синтез». 2008. – 72 с.
  4. Развивающие игры Воскобовича / Под ред. В.В. Воскобовича. – М.: ТЦ «Сфера». 2015. – 128 с.
  5. Развивающие игры для детей / Под ред. Б.П. Никитина, Л.А. Никитиной. – М.: Издательство «Знание». 2002. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по математике в детском саду и дома

Максимального эффекта при формировании ЭМП у детей можно добиться используя занимательные упражнения,  развивающие и дидактические игры...

Развивающие игры по математике в детском саду.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого ра...

Развивающие игры по математике в детском саду

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Основное усилие и педагогов и...

Развивающие игры по математике в детском саду

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию математических способностей детей с помощью развивающих игр.Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в рабо...

Развивающие игры по математике в детском саду

Роль развивающих математических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

"Развивающие игры по математике в детском саду"

Для ребёнка-дошкольника - игра есть жизнь. Это положение доказано как детскими психологами, так и мастерами дошкольной педагогики. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современ...

«Развивающие игры по математике в детском саду»

                                                      ...