Конспект открытого занятия "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Антропова Елена Эдуардовна

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx18.01 КБ
Файл lbd.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Возрастная группа: средняя группа для детей с ЗПР

Форма образовательной деятельности: интегрированное занятие

Форма организации: подгрупповая

Средства: Письмо, картинки признаки весны, игрушка белочка, логические блоки Дьенеша, карточки «цветочная поляна», альбом блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года), игрушка Старичок – Лесовичок.

Мультимедийные: аудиозаписи сказочный ветерок, весенний лес, журчание ручейка.

Предварительная работа: в совместной деятельности рассматривание иллюстраций, картинок о весне, чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц–хваста», «Заюшкина избушка», «Три медведя», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Назови детенышей животных», дидактическая игра «Кто где живет?»; на занятиях знакомство с логическими блоками Дьенеша.

 

Цель

Задачи

Развитие сенсорных способностей детей с использованием логических блоков Дьенеша.

Обучающие: закрепить знания о времени года весна и ее признаках; учить детей выкладывать фигуры по одному свойству (цвет), абстрагируясь от других свойств фигур, следуя речевой инструкции; закрепить знания о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, размер).

Воспитательные: воспитывать любознательность, дружеские взаимоотношения; воспитывать интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Коррекционно-развивающие: развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине); развивать восприятие, внимание; развивать воображение, логику.

Дети занимаются свободной деятельностью, рядом на столе лежит письмо, звучит мелодия (у вас новое сообщение)

Дефектолог: Ребята, что это? (Это письмо) А чье оно? (Мы не знаем) Как же понять чье оно и от куда взялось? (Нужно прочитать его)

Дефектолог: (Читает письмо)

«Дорогие мои маленькие друзья! Пишет вам Старичок Лесовичок – хозяин лесных тропинок. Как вам уже известно, наступила весна и я решил пригласить вас в гости, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. А в конце этого увлекательного путешествия вас ждет сюрприз.»

Дефектолог: Ну что ребята, пойдем в гости к Старичку - Лесовичку в весенний лес? (Да)

Дефектолог: Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, признаки весны. Ребята, как вы поняли, что наступила весна? (дети отвечают)

(Показ картинок солнце греет, снег тает, птицы прилетели из теплых краев, и животные просыпаются от зимней спячки, а некоторые меняют свою шубку)

Дефектолог: Молодцы, теперь мы смело можем отправляться в лес.

Закройте глаза. Сейчас нас волшебный ветерок перенесет в весенний лес.

(Звучит таинственная музыка, дети оказываются в лесу включается мелодия леса)

Вот мы оказались на лесной полянке, перед нами весенний лес. (Ребят встречает медведь)

Медведь: -Здравствуйте, ребята

Дефектолог: -Здравствуй мишка! Помоги нам пожалуйста. Нас Старичок-Лесовичок пригласил к себе в гости. Но мы не знаем в какую сторону нам идти.

Медведь: Старичок-Лесовичок предупредил меня, что вы придёте в гости и я решил вас встретить. А еще наш хозяин лесных тропинок подготовил для вас несколько интересных игр, чтобы вам было веселее путешествовать по весеннему лесу.

Дефектолог: Ребята вам интересно что за игры приготовил Лесовичок? (Да)

Медведь: Посмотрите на полянку с первыми весенними цветами, скажите какой цветок лишний и почему. (Дети отвечают)

Дефектолог: Молодцы ребята, все верно выполнили! Посмотрите мы прошли с вами лесную полянку, а впереди быстрая речка, как же мы перейдем на тот берег?

(Включается звук речки)

Медведь: сейчас вы самим будете строить мостик через речку, так чтобы рядом не было одинаковых по цвету фигур. Вы по очереди будете выкладывать кирпичики, а остальные ребята будут следить за правильностью построения нашего мостика, то есть за тем чтобы рядом не было одинаковых по цвету фигур. Я начну а вы продолжите. (Кладу синий круг) Кто следующий? (Ребята выполняют упражнение)

Дефектолог: какой замечательный мостик у нас получился! Вот и быстрая речка позади! (Включается запись весенний лес)

А впереди узкая тропинка через нее пойдем парами, выберите себе в пару друга (выбирают – если двое выберут одного, то по считалке посчитаемся тот на ком считалка закончится тот и будет с тем кого оба выбрали)

Считалка:

На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.)

Медведь: В этих коробочках лежат шишки разных цветов, размеров и форм. Все они перемешались и поэтому их нужно разложить по коробочкам. В эту коробочку будем складывать все круглые шишки, в эту коробочку все квадратные, в эту все треугольные, а в эту все прямоугольные. (Разложить по коробочкам карточки подсказки с формами) Запомнили? Раз, два, три, начни!

Дефектолог: Молодцы! Вот и узкая тропинка позади! Смотрите на какую замечательную полянку мы вышли, хотите на ней отдохнуть? (ДА)Тогда пойдемте. (Встаем на ковер и выполняем физминутку)

Физминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращение головой)

Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)

Вот он по лесу идёт (Ходьба)

Мишка до пяти считает

Мишка гири поднимает (поднять руги от плеч вверх)

А сейчас еще быстрее выполним движения. Повтор в ускоренном темпе

Дефектолог: Отдохнули? (Да) Ребята посмотрите Мишка грустный стал. Мишка ты чего грустишь?

Медведь: У меня нет друзей, никто со мной не играет, вот если бы вы помогли мне и собрали бы мне из фигур друзей…

Дефектолог: Ребята хотите помочь Мишке? (Да хотим)

Тогда соберите из кубиков изображение этих лесных жителей, только не на листочке, а рядом, тогда у Мишки будет больше друзей. (Раздать карточки) Раз, два, три начни! (Дети выполняют упражнение)

Медведь: Спасибо вам ребята!

Дефектолог: а вот и Старичок – Лесовичок нас встречает,

Лесовичок: Здравствуйте ребята, я очень рад что вы пришли ко мне в гости.

Скажите пожалуйста понравилось ли вам путешествие в весенний лес? (Да)

Во время путешествия я наблюдал за вами, и мне очень понравилось, как вы выполняли все задания, как вы отвечали на вопросы и что вы столько знаете о весне и за это я приготовил для вас подарки. (Раздает подарки разрезные картинки весна и животные)

Дефектолог: спасибо тебе Старичок-Лесовичок за увлекательное путешествие, за интересные игры и подарки, но нам пора возвращаться обратно в детский сада. До свидания!

Лесовичок: До новых встреч! (Дети прощаются с Лесовичком).

Дефектолог: А сейчас закройте глаза, волшебный ветерок перенесет нас обратно в детский сад (звучит музыка).  

Вот мы и вернулись. Ребята вам интересно что же подарил нам Старичок - Лесовичек? (Да) Тогда посмотрим что же лежит в конвертиках. (Игра «собери картинку») Какая замечательная игра! (Дети собирают картинку)

Спасибо вам ребята за интересную игру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логические блоки Дьенеша Учитель-дефектолог Антропова Е. Э.

Слайд 2

Логические блоки Дьнеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами. Игровой материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур (блоков), различающихся четырьмя свойствами: формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом – желтые, красные, синие; размером - большие и маленькие; толщиной - толстые и тонкие . Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры.

Слайд 3

Данное пособие познакомит ребенка с понятиями кодировка информации, алгоритмы, логическая операция, а также научат обобщать предметы по нескольким свойствам, сравнивать, классифицировать и анализировать. Поспособствует развитию памяти, внимания, воображения и творческих способностей. В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце – полный комплект фигур. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Слайд 4

Существует много игр с логическими блоками, в которых ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками, а по ходу действий рассуждает. С Блоками Дьенеша возможно разрабатывать свои варианты игр разных уровней сложности, чтобы осуществлять дифференцированный подход к детям с различными уровнями развития . Данную технологию можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.

Слайд 5

В группе среднего возраста я предлагаю детям игры, которые направлены на решение следующих задач : 1. Развивать умения выявлять в предметах от 1 до 3 свойств, абстрагировать одни свойства от других, называть их, сравнивать предметы по их свойствам. используются игры: «Найди все фигуры, как эта », «Найди синие фигуры» « Назови, какая эта фигура », « Найди на ощупь, «Найди клад», «Третий лишний», «Угадай-ка», «Построй мостик».

Слайд 6

2. Развивать умения составлять силуэт по схематическому изображению, формировать логические операции анализ и синтез. используются игры: «Сделай картинку » из альбома «Лепим нелепицы», «На что похоже », «Бусы».

Слайд 7

3. Развивать умения классифицировать и обобщать от 1 до 3 свойств. - используются игры: «Найди свой домик», «На свою веточку», «Помоги игрушкам», «Раздели блоки по корзиночкам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Труд детей на экологической тропинке в весенний период"

Дать детям представление о дереве берёзе научить  наблюдать, сравнивать и делать выводы; научить детей сажать саженцы деревьев....

План- конспект открытого занятия “Пасхальные яйца – символ весеннего Солнца!”

Цели:~       познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;~       ...

Конспект открытого логопедического занятия "Весеннее пробуждение природы"

Я проводила это занятие для слушателей повышения квалификации ККИДППО....

Конспект открытого занятия НОД "Весенние гости"

конспект занятия (педагогам ДОУ)...

Конспект открытого занятия- прогулка ""Весеннее путешествие"

Цель:Помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой и неживой природы; формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка. Задачи:Обучающие:продолжать знакомить детей с характерными приз...

Конспект открытого занятия в образовательной деятельности на весеннюю тематику «Весеннее дерево»

Цель: Развитие у детей познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира....