Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в Математическое царство»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в Математическое царство». Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. Данное мероприятие редназначеон для детей подготовительной к школе группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_matematike.docx488.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в Математическое царство»

Провела и подготовила: воспитатель старшей группы Иванова Т.А.

                                                             

Направление: познавательное развитие

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Повторить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;

Закреплять знания о составе числа в пределах 10;

Закреплять умение составлять и решать примеры и задачи на сложение и вычитание.

Развивающие: 

Развивать слуховое внимание и координацию движений;

Способствовать логическому мышлению детей;

Развивать диалогическую речь, используя в речи математические понятия;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к математическим занятиям: чувство товарищества, желание прийти на помощь;

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Методы и приемы:

Наглядные: Письмо от Царицы Математики, карточки с материалом для решения арифметических задач, картина для игры, карточки к игре «Засели домик цифрами».

Словесные: Чтение письма от царицы математики, беседа, объяснение, обращение к жизненному опыту.

Практические: задание «Построй город из геометрических фигур», составление и решение арифметических задач, чтение пароля «математика» по слогам, игровое задание «Засели домик числами»

Игровые: создание проблемной ситуации, игровое задание со счетными палочками, игра «Что и где?», игра «Кто внимательный?»

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж»«Построй дворец»«Придумай сказочную птицу».

Дидактические игры: «Живая неделя»«Фигуры высшего пилотажа»«Что, где?»«Расставь игрушки по местам», или «Кто внимательный».

Краткий план ООД:

Вводная часть.

1.Чтение письма от Царицы Математики.

2. Создание проблемной ситуации.

II. Основная часть.

3. Решение проблемы: отправление на спасение математического царства

4. Прохождение пароля

5. Задание «Построй город из геометрических фигур»

6. Упражнение «Засели числовые домики»

7. Игровое задание со счетными палочками.

8. Физминутка

9. Игра «Кто, что и где?»

10. Составление и решение арифметических задач.

11. Игра «Кто самый внимательный?»

12.  Игровое упражнение «Выкладывание числового ряда в обратном порядке от 10 до 1».

13. Чтение пароля и выход из математической страны.

III. Заключительная часть.

14. Вручение медалей и сладостей.

Демонстрационный материал: письмо от Царицы Математики, блоки Дьеныша; магниты; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картина для игры «Кто, что и где», числовые домики, картонные медали «Знатоку математики», шоколадные конфеты, игры - ходилки.

Ход занятия:

Воспитатель«Ребята, сегодня у нас много гостей…»

(В группу входит младший воспитатель с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо»).

Воспитатель: Большое спасибо. Сейчас посмотрим.

(Рассматривает конверт и удивленно говорит)

Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет. (Читает письмо. Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает геометрических фигур, цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

                                                         Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

(Ответы детей)

Воспитатель: Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

(Звучит музыка «Если с другом вышел в путь!»)

  1. Прохождение пароля

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход:

Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране.

II. «Математическая страна»

А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.

  1. Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную работу в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно строить фигуры людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.

Материал: блоки «Дьеныша».

Ход: 

Дети выполняют задание на столе из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем числа из двух наименьших чисел».

3. Задание «Засели домики числами» (дети работают с карточками индивидуально)

4. Игровое задание со счетными палочками.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные палочки.

Ход:

(воспитатель дает детям задание):

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый внимательный».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Дети выполняют движения по тексту)
Мы в строю шагаем браво,
Все науки познаем.
И налево и направо (дети прыгают с поворотом)
И, конечно же, кругом (прыжок)
Руки вытянем вперёд (вытягивают)
А теперь- наоборот (руки –назад)
Руки мы подняли вверх (поднимают руки)
Вниз мы приседаем (приседают)
Руки опускаем. (опускают)
Дружно быстро встали (встают)
Это левая рука, (в сторону)
Это правая рука, (в сторону)
Это левая нога, (притоп)
Это правая нога, (притоп)
Ох, наука нелегка! (вытирают лоб).

5. Игра «Кто, что и где?» 

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Посмотрите на картину. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.

(дети рассматривают картину и отвечают на вопросы воспитателя)

Правильно, вы очень внимательные.

6. Составление и решение арифметических задач

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус»).

Материал: демонстрационный счетный материал.

(работа по подгруппам)

Ход:

воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: (мячи, синички).

Воспитатель: Составьте задачу. 

Дети самостоятельно составляют, выкладывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание.

7. Игра «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: 

воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.

8. Игра «Назовите лишнее слово в ряду»

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление, быстроту реакции.

Воспитатель: Назовите лишнее слово в ряду.

- Зима, воскресенье, лето, осень.

- 1, 2, 3, овал, 5.

- «+»«-», среда, «=».

- Круг, квадрат, декабрь, треугольник.

- Март, апрель, вечер, май.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть.

9 . Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1, читать по слогам).

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы).

Ход: 

Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»). По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

Воспитатель: Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?

ДетиСовсем нетрудно, а даже интересно!

Воспитатель: Ребята, а в конверте есть еще одно письмо от

Царицы Математики. (читает письмо) «Дорогие друзья! Я так и знала, что вы не оставите меня в беде. Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали «Знатоки математики» и игры! Надеюсь, они вам понравятся».  

Воспитатель: Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного.

САМОАНАЛИЗ

ООД по математике в подготовительной группе «Путешествие в Математическое царство»

Воспитателя Ивановой Татьяны Александровны

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Повторить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;

Закреплять знания о составе числа в пределах 10;

Закреплять умение составлять и решать примеры и задачи на сложение и вычитание.

Развивающие: 

Развивать слуховое внимание и координацию движений;

Способствовать логическому мышлению детей;

Развивать диалогическую речь, используя в речи математические понятия;

Продолжать учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к математическим занятиям: чувство товарищества, желание прийти на помощь;

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех
этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно
выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как
каждый этап направлен на решение определенных задач и предлагает
выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам
ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и
задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь
целей и задач с темой образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-
ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-
поискового характера. Для активизации детей были использованы
следующие методы
 и приемы:

Словесный тение письма от царицы математики, беседа, объяснение, обращение к жизненному опыту, вопросы к детям, поощрение);

Наглядно - демонстрационный (письмо от Царицы Математики, карточки с материалом для решения арифметических задач, картина для игры, карточки к игре «Засели домик цифрами», индивидуальные задания на каждого ребенка, маркер);

Практический (задание «Построй город из геометрических фигур», составление и решение арифметических задач в пределах 10, составление числового ряда в обратном направлении, чтение пароля «математика» по слогам, игровое задание «Засели домик числами»);

Игровой (сюрпризный момент «Принцесса Математика», создание проблемной ситуации, игровое задание со счетными палочками, игра «Что и где?», игра «Кто внимательный?», логические задачи (при прохождении пароля).

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с
трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всего занятия
создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач.
Придерживалась позиции взрослый - «координатор» и «наставник».

В начале занятия использовала сюрпризный момент. Письмо «Принцессы Математики» вызвало у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Была создана проблемная ситуация – разрушено математическое царство - государство. Детям было предложено навести порядок в математической стране. На протяжении всего занятия дети выполняли задания. Игровые задания проводились под музыкальное сопровождение - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически объединены между собой общей темой. Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Увлекательны для них были задания, где надо было заселить числа в «домики». Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. На протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество,
самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие
виды деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская,
художественно - эстетическая, двигательная. Один вид деятельности плавно
переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих
ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой
деятельности. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя
комфортно, могли самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. На
протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность
сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение
целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности
на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно
эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Закрепили положительные результаты занятия словесным поощрением, вручением медалей и игр –ходилок от Царицы Математики.
Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в
занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательная Область "Познание" "Путешествие в математическое царство" средняя группа

Предлагаю вашему вниманию НОД по формированию элементарных математических понятий в средней группе на тему: "Путешествие в Математическое царство". Хочу поделиться опытом, как с помощью различных прие...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в подводное царство"

Занятие развивает у детей любознательность, воображение, дает детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Дети учатся разгадывать кроссворды....

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в подземное царство».

Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы....

Конспект СОД в подготовительной группе «Путешествие в математическое царство».

Задачи:Образовательные:Совершенствовать у детей умение прямого и обратного счета  в пределах 10, счета  предметов, нахождения «соседей» числа.Закрепить у детей знание цифр от 1 д...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию " Путешествие в подводное царство" для детей средней группы (4-5 лет)

quot; Путешествие в подводное царство"Образовательная область: познавательное развитиеНОД: формирование целостной картины мираВозрастная группа 4-5 лет (средняя группа)...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию " Путешествие в лесное царство"

Конспект занятия в виде квест- игры по обобщению и закреплению знаний детей о растительном и животном мире....

Конспект по математическому развитию "Путешествие в Математическое Царство"

Занятие по математическому развитию для детей 6-7 лет....