Конспект СОД в подготовительной группе «Путешествие в математическое царство».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Хаитова Дилфуза Нематовна

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать у детей умение прямого и обратного счета  в пределах 10, счета  предметов, нахождения «соседей» числа.
  2. Закрепить у детей знание цифр от 1 до 10,  знание детей о составе числа 10.
  3. Совершенствовать умение детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
  4.  Совершенствовать умение называть дни недели по – порядку и  их «соседей»,  сопоставлять каждый день недели с определенным цветом;

Развивающие: развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Оборудование: 2 письма (и посылка) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); мольберт; на мольберте картинки солнышко и туча; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта);  наглядный материал для решения арифметических задач;  раздаточный материал; буквенно-числовые карточки от 1 до 10 с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы;  шоколадные конфеты.

 

Ход СОД:

 

Мотивационный этап.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, как у нас сегодня  много гостей… Вы уже с ними все поздоровались? А давайте чем – то вместе с ними интересным позанимаемся?»

В группу неожиданно входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо почтальон принес, просил передать».

Воспитатель: «Большое спасибо. Интересно мне, от кого это письмо? А Вам интересно узнать от кого оно? Какие у Вас предположения? » Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, да это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

 

Этап  целеполагания.

Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. На мое математическое царство пришла тьма и закрыла солнце тучами. Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, пожалуйста, поспешите к нам на помощь и помогите прогнать тьму. Математическое царство в опасности, но для того, чтобы попасть в страну надо отгадать пароль. Ваш друг Царица Математика» (письмо могут прочитать дети, которые умеют читать)

Воспитатель: Как вы считаете, сможем мы помочь?

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

 

Этап планирования и осуществления деятельности.

Попасть в царство Математики, можно только отгадав пароль. В  письме лежит зашифрованный пароль. На обратной стороне листа написан вопрос, ответ на него и есть пароль. Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

  • Сколько солнышек на небе? (1)
  • Сколько в неделе выходных дней? (2)
  • Сколько глаз у светофора? (3)
  • Сколько ушей у двух кошек? (4)
  • Сколько пальцев на одной руке? (5)
  • Какое число больше 5, но меньше 7? (6)
  • Сколько дней в неделе? (7)
  • Какое число больше на 1 чем 7? (8)
  • Какое число меньше на 1 чем 10? (9)
  • Сколько пальцев на двух руках? (10)

Воспитатель: А теперь быстро встали по - порядку, чтобы восстановить пароль. Молодцы ребята!

Воспитатель: Вот мы и очутились в математическом царстве-государстве. Чтобы рассеять тучи, нам надо будет выполнить задания, которые написаны на обратной стороне каждой тучи. Как мы будем с Вами действовать?

А вот и первое задание: дни недели в темноте перепутались, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки».

Туча 1. Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

 Семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – красный,

вторник – оранжевый,

среда – желтый,

четверг – зеленый,

пятница – голубой,

суббота – синий,

воскресенье – фиолетовый.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!» Дети выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!» Дети называют свой день недели.

Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «живой неделе», которая дает им разные задания: назови соседей вторника, пятницы, воскресенья и т.д. какой день недели будет после среды, субботы и т.д. какой день недели был перед понедельником, субботой и т.д.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вот и рассеялась одна туча.  А теперь берем другую тучу и читаем задание. Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10  из двух чисел».

Туча 2 . Дидактические игра «Ручеек».

 Двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9;

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вспомнили, из каких чисел состоит число 10, немного поиграли, а теперь пора за еще более сложное дело приниматься. На этот раз нам предстоит решить арифметические задачи».

Туча 3. Упражнение на составление и решение арифметических задач.

Воспитатель читает и задает тему: «Составьте задачу про фрукты» (рыбок, конфеты, грибы, чашки).

6+3 – в вазе было 6 яблок. Туда еще положили 3 груши. Сколько фруктов стало в вазе?

3+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 3 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

10-2 (конфеты) – у Светы было 10 конфет. 2 конфеты она съела. Сколько конфет осталось у Светы?

2+5 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 5.Сколько стало грибов?

10-4 (чашки) – на столе стояли 10 чашек. Дети разбили 4 чашки. Сколько чашек осталось на столе?

Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».

Физминутка:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием. А теперь  читаем  другое задание. Сейчас нам предстоит сравнить количество предметов — больше  их или меньше».

Туча 4. Игра « Больше - меньше».

1-задание. Дети на участке собрали кленовые листья. Из них 6  листьев было  оранжевого цвета,  а 4 - желтых. Каких листьев больше оранжевых или желтых?

2-задание. На столе лежало  5 столовых приборов. Среди  них  было  3 ложки и 2 вилки. Чего было меньше? На сколько?

3-задание. Маша сварила компот из ягод  и  фруктов, положив в него 5 ягод клубники и 4 яблока. Чего она положила больше? Сколько всего ягод и фруктов было положено в компот?

4-задание. Гномик нашел в лесу 7 грибов. Из них  4 грибы были съедобные, 3 - несъедобные. Каких грибов меньше съедобных или несъедобных? На сколько?

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями,  тучи уже рассеялись, мы помогли царице Математике. Что – то её не видно, наверное,  у нее много хлопот. Давайте не будем мешать жителям,  наводить порядок в своем царстве, настоящие герои ведь не ждут благодарности.

  Самое сложное задание, это  найти пароль на выход из математического царства. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».

Игра «Обратный счет».

Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой по тропинке, считая много раз от 10 до 1.

Рефлексия.

Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Воспитатель:  А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты.

Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Извините меня, что не смогла сразу Вас проводить. Вы прекрасно справились со всеми заданиями и спасли наше математическое царство. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моего царства и от меня лично, вручаются  самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам аппетита!».

Воспитатель вручает детям  конфеты.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в Математическое королевство" (познавательное развитие)

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в Математическое королевство" (познавательное развитие) поможет в занимательной игровой форме закрепить навыки счетной деятельности у детей....

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествии в тридевятое царство"

Массаж пальчиков «Дружба».- Дружат в нашей группе, девочки и мальчики(растирание ладоней) на другой).- Мы с тобой подружим маленькие пальчики(1,2,3,4,5- поочередное массирование пальцев сначала ...

Конспект занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в Тридевятое царство»

Коррекционно- развивающие цели:Развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной и общей моторики , творческого воображения, подражательности.Об...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».Цель: с...

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в Математическое царство»

Формирование математических знаний у дошкольников....