Главные вкладки

    "Тик-так часики"
    план-конспект занятия по математике (старшая группа)

    Александрова Татьяна Михайловна

    Изучаем время с ребенком. Тематическая неделька №3 - Развивай-ка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_matematike.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по математике «Часы»

    В подготовительной группе

     

    Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

    2. Закрепить счет в пределах 10, представления о цифре 10 и составе числа 10.

    3. Закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.

    4. Развивать умственные способности детей, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.

    5. Воспитывать навыки самостоятельной и коллективной работы.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблица для закрепления знания состава числа 10; цифры 1-10; 9 жёлтых и 9 синих квадратов; картинки с различными часами.

    Раздаточный – модель циферблата часов с подвижными стрелками; 9 жёлтых и 9 синих квадратов, листы с часами без цифр.

    Предварительная работа:

    Дидактические игры: «Назови скорее», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи соседей» или «Кто внимательный?».

     

    Ход занятия:

    Организационный момент:

    Проводится с детьми игра с мячом «Назови скорее». Дети встают в круг. У воспитателя мяч, она бросает ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос.

    Вопросы:

    1. Какое сейчас время года?

    2. Какой сейчас день недели?

    3. Назови первый месяц года?

    4. Какой день недели наступит после воскресенья?

    5. Сколько месяцев году?

    6. Сколько дней в неделе?

    7. Какой сейчас месяц?

    8. Сколько дней в неделе мы отдыхаем?

    9. В какое время суток мы идем в детский сад?

    10. Назови последний месяц года?

    11. Назови второй день недели?

    12. Назови части суток по порядку?

    Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Проходите на стульчики.

    Отгадайте мою загадку:

    Мы день не спим,

    Мы ночь не спим,

    И день, и ночь

    Стучим, стучим.

    Дети: Часы.

    Воспитатель. Правильно! А ещё у меня есть две помощницы. Угадайте, кто это?

    Две сестрицы друг за другом

    Пробегают круг за кругом.

    Коротышка – только раз,

    Та, что выше, - каждый час.

    Дети: Стрелки часов.

    Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

    Дети: Солнечные, водяные, песочные, настенные, ручные.

    Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие есть часы. Я вам приготовила картинки.

    Демонстрация по телевизору различные виды часов.

    Никита: Ребята, а для чего нужны часы?

    Дети: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

    Воспитатель: Правильно, чтобы знать, когда идти на прогулку, завтракать. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах как называется? Кто знает?

    Дети: Циферблат.

    Воспитатель: Молодцы! Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

    Дети: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

    Воспитатель: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Сядем за столы. Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

    Воспитатель: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов. Как поставили стрелки на часах?

    Дети: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

    (Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске).

     

    II. Физкультминутка: «Часы».

    Воспитатель показывает движения.

    Наклоны головы то к одному, то к другому плечу:

    Тик-так, тик-так-

    Все часы идут вот так:

    Тик-так.

    Дети раскачиваются в такт мятника:

    Смотри скорей, который час:

    Тик-так, тик-так,

    Тик-так.

    Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» - голова наклоняется к правому плечу, потом к левому, как часы и т.д.:

    Налево – раз, направо – раз,

    Мы тоже можем так,

    Тик-так.

     

    III. Закрепление счетных умений в пределах 10.

    Воспитатель: Ребята, я знаю, что многие из вас увлекаются собирательством. Кто-то собирает наклейки, кто-то фишки, волчки.

    Я решила вам показать свои сокровища. Посмотрите в мою корзинку, в ней драгоценные камни двух цветов.   Фианиты и топазы. Я люблю порядок во всём. Поэтому прошу вас собрать мои драгоценности так, чтобы получилось 10 разноцветных камней.

    Вызываю 4 -5 детей и прошу собрать камни так, чтобы их получилось 10.

    Ребёнок: На 1 синий и 9 жёлтых.

    Воспитатель: Верно. А, вы ребята на столах тоже сложите ваши камни, чтобы получилось 10.

    Дети: 1+9.

    Воспитатель просит детей сосчитать квадратики.

    Воспитатель: Сколько получилось камней?

    Дети: 10.

    Воспитатель: А ещё?

    Дети вспоминают все возможные варианты. В случаи затруднения воспитатель позволяет им пользоваться «волшебным домиком» - опорной таблицей для закрепления знания состава числа 10.

    Дети: 3 синих и 7 жёлтых. 3+7=10.

    Дети: 4 синих и 6 жёлтых. 4+6=10.

    Дети: 5 синих и 5 жёлтых. 5+5=10.

    Дети: 6 синих и 4 жёлтых. 6+4=10.

    Дети: 7 синих и 3 жёлтых. 7+3=10.

    Дети: 8 синих и 2 жёлтых. 8+2=10.

    Дети: 9 синих и 1 жёлтый. 9+1=10.

    Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли собрали камни? Правильно? У всех так получилось? Молодцы!

     

    IV. Итог занятия.

    Воспитатель: Что нового сегодня интересного вы узнали?

    Для чего нужны часы?

    Ответы детей.

    Воспитатель: А можно прожить без часов? Почему?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята! Вы любите получать подарки? Тогда сделайте подарки друг другу. На столах у вас лежат листы с циферблатом. Но на этих часах нет цифр. Нарисуйте цифры.

    Дети рисуют цифры на часах. И дарят нарисованные часы друг другу.

    Воспитатель: Молодцы! Все справились!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация дидактической игры "Часики"

    Дидактическая игра "Часики", предназначена для детей 3 - 4 лет.  Способствует формированию  у детей умению различать части суток, называть их, развивает внимание, мышление....

    Непосредственная образовательная деятельность с детьми 2-3 г. жизни на тему «Часики»

    Цель: развивать подвижность артикуляционной моторики у детей, развивать наблюдательность, мышление, интерес к исследовательской деятельности, познакомить с понятием времени и частей суток, упражнять в...

    Утренняя гимнастика. Комплекс «Часики».

    Комплекс  «Часики»До этого ребенку нужно показать маятниковые часы с боем. Начинаем утреннюю гимнастику с ходьбы 1—1/2 минуты.Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль...

    "НОВОГОДНИЕ ЧАСИКИ" - музыкально-ритмическая композиция для детей старшего дошкольного возраста на музыку "Часики-Фиксики".

    Пора появиться Деду Морозу, но его все нет. Снегурочка предлагает проверить часы, появляются «Новогодние часики», исполняют танец. В конце композиции звучит фонограмма «Бой часов», входит Дед Мороз....

    Занятие “Музыкальное знакомство с маленькими часиками”

    Совместное занятие музыкального руководителя и психолога для детей 2 младшей группы....

    Новогодний утренник "Тик-так, тикают новогодние часики!"

    Новогодний праздник в подготовительной группе детского сада с веселыми играми и импровизационными плясками...

    Дидактическое пособие "Слоговые часики"

    Дидактическое пособие "Слоговые часики"...